kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Интегрированные мероприятия во внеурочное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Уянская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Доклад

по самообразованию

«Интегрированные мероприятия во внеурочное время»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Доклад подготовила:

                                                                 учитель русского языка

                                               и литературы

                                                   Дементьева Н.Г

 

 

 

                                                     2014 г

Доклад по самообразованию

«Интегрированные мероприятия во внеурочное время»

Аннотация

Материалы по теме «Интегрированные мероприятия во внеурочное время» представлены в рамках фестиваля педагогических идей «К вершинам мастерства». В докладе представлены высказывания великих педагогов, приведены фрагменты отдельных интегрированных уроков  и внеурочных мероприятий. Описание внеклассного интегрированного мероприятия «Город мира».

Автор

Дементьева Н.Г.

Литература

Литература

1. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.


2.  Масюкова Н.Г., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО
Методические рекомендации в помощь слушателям курсов по истории и обществознанию.

3. Интернет – ресурсы.


4. Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. История-литература. Интегрированные уроки в 11 классе. Волгоград, 2002.

5. Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Ли­тература в школе. 1996. №5. С.150.

6. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы// Лите­ратура в школе. 1996. №5

 «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).
 

 Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А всё потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

К идее межпредметных связей обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её.

Так, у Д. Локка идея сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого.

"Вполне достаточным считалось, если учитель литературы,
проходя произведение Льва Толстого "Война и мир", сообщает
учащимся, что вообще-то Отечественную войну 1812 года Толстой не придумал. А историк в свою очередь посоветует почитать эту занятную вещицу".

И.Г. Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.

Интегрированный урок – это любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.

Конечно же, не уйти на уроках литературы от интеграции с историей: изучения биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя?

Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?

И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и образования.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Наиболее успешно связи развития личности в ходе взаимодействия урочных и внеурочных занятий реализуются через следующие формы: в ходе подготовки и проведения вечеров, викторин, выставок детских работ, через работу лекториев, кружков, творческих объединений, научных обществ, лекторских групп и всех форм индивидуальных занятий с ребятами.  Систематичность в организации этих форм занятий со школьниками позволяет добиваться более прочной, широкой и стабильной взаимосвязи учебных и внеурочных занятий. Массовые внеурочные занятия в системе их взаимосвязи с урочными позволяют расширить границы использования групповых и индивидуальных форм работы (вечера, предметные недели, выставки и т.п.). Массовые формы внеурочных занятий позволяют включить большое количество школьников в активное участие в их подготовке и проведении, успешно стимулируют развитие первоначальных познавательных и учебных интересов у школьников. Данные формы занятий являются для многих учеников «трамплином» к систематическим занятиям вне урока по интересам. Они органически дополняют групповые и индивидуальные формы занятий и способствуют укреплению взаимосвязи внеурочных занятий с урочными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Интегрированные мероприятия во внеурочное время" »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Уянская средняя общеобразовательная школа»





Доклад

по самообразованию

«Интегрированные мероприятия во внеурочное время»

















Доклад подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Дементьева Н.Г







2014 г

Доклад по самообразованию

«Интегрированные мероприятия во внеурочное время»



Аннотация

Материалы по теме «Интегрированные мероприятия во внеурочное время» представлены в рамках фестиваля педагогических идей «К вершинам мастерства». В докладе представлены высказывания великих педагогов, приведены фрагменты отдельных интегрированных уроков и внеурочных мероприятий. Описание внеклассного интегрированного мероприятия «Город мира».

Автор

Дементьева Н.Г.

Литература

Литература

1. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.


2. Масюкова Н.Г., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО
Методические рекомендации в помощь слушателям курсов по истории и обществознанию.


3. Интернет – ресурсы.


4. Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. История-литература. Интегрированные уроки в 11 классе. Волгоград, 2002.


5. Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Ли­тература в школе. 1996. №5. С.150.


6. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы// Лите­ратура в школе. 1996. №5










«Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).


Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А всё потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.


Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.


Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.



Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

К идее межпредметных связей обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её.


Так, у Д. Локка идея сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого.


"Вполне достаточным считалось, если учитель литературы,
проходя произведение Льва Толстого "Война и мир", сообщает
учащимся, что вообще-то Отечественную войну 1812 года Толстой не придумал. А историк в свою очередь посоветует почитать эту занятную вещицу".

И.Г. Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.


Интегрированный урок – это любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.


Конечно же, не уйти на уроках литературы от интеграции с историей: изучения биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя?

Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?

И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и образования.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Наиболее успешно связи развития личности в ходе взаимодействия урочных и внеурочных занятий реализуются через следующие формы: в ходе подготовки и проведения вечеров, викторин, выставок детских работ, через работу лекториев, кружков, творческих объединений, научных обществ, лекторских групп и всех форм индивидуальных занятий с ребятами. Систематичность в организации этих форм занятий со школьниками позволяет добиваться более прочной, широкой и стабильной взаимосвязи учебных и внеурочных занятий. Массовые внеурочные занятия в системе их взаимосвязи с урочными позволяют расширить границы использования групповых и индивидуальных форм работы (вечера, предметные недели, выставки и т.п.). Массовые формы внеурочных занятий позволяют включить большое количество школьников в активное участие в их подготовке и проведении, успешно стимулируют развитие первоначальных познавательных и учебных интересов у школьников. Данные формы занятий являются для многих учеников «трамплином» к систематическим занятиям вне урока по интересам. Они органически дополняют групповые и индивидуальные формы занятий и способствуют укреплению взаимосвязи внеурочных занятий с урочными.

Преимущества интегрированного мероприятия:

1) на таком мероприятии можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся;

2) через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях;

3) интегрированные мероприятия приближают процесс обучения к жизни, натурализует его, оживляют духом времени, наполняют смыслами;

4) интегрированные мероприятия помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук;

5) такие внеурочные мероприятия взаимообогащают учителей, помогают их творческому росту.

Интегрированные мероприятия предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.    

Результативность интегрированных мероприятий
1. Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся

2. Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической и практической

3. Способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность

4. Позволяют систематизировать знания

5. Способствуют развитию в большей степени эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

6. Способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Я преподаю русский язык и литературу, но связь с историей давно научилась выстраивать. Мы с коллегой, учителем истории Харитоновой Л.П., успешно проводим внеклассные мероприятия по предметам, соединяя историю и литературу.

В 2012-2013 учебном году мы провели следующие мероприятия:

  1. «Нам о России надо говорить!», посвящённое 75 – летию Иркутской области (внеклассное мероприятие для 8-11 классов).

Учащимися проведена большая подготовка к мероприятию:

  • изучение истории Иркутской области

  • чтение стихотворений о родном крае, написанных поэтами – земляками: Александром Андреевичем Галыгой, Александром Иовичем Гайдаем (старший брат известного кинорежиссёра Леонида Гайдая)

  • привлечение знаний географии (площадь, население, воды, растительный и животный мир и т.д.)

  • обобщение знаний по творчеству Валентина Григорьевича Распутина, Александра Вампилова

  • подготовка презентации к мероприятию.

  1. «Загляните в семейный альбом» (внеклассное мероприятие для 8-ых классов).

Учащиеся подготовились основательно:

  • приготовили генеологическое древо

  • читали стихотворения о семье и семейных ценностях

  • отвечали на вопросы викторины, посвящённые произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»

  • подготовка презентации к мероприятию.

  1. «Пушкинский бал…» (внеклассное мероприятие для 9-11 классов).

Учащиеся рассказывали о людях, живущих в эпоху Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

На этом замечательном мероприятии мы совершили увлекательное путешествие в XIX век, побывали на великосветском бале, перелистали поэтический альбом барышни XIX века, рукоплескали знаменитым певицам, актрисам и постановщикам театральных действии, наслаждались поэзией Пушкина. Окунулись в минувшую жизнь, в эпоху 19 века. Одна из примет 19 века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры. Говорили о первом бале Наташи Ростовой.

Многое узнали о полонезе, вальсе, польке. Заканчивается мероприятие дефиле участницами бала. Учащиеся демонстрируют костюмы XIX века.

  1. Стало традиционным приглашать к нам в школу знаменитых людей.

Иван Ларионович Сухицкий – участник ВОВ, участник парада на Красной площади в Москве. Дети всегда с огромным удовольствием приходят на встречу, очень внимательно слушают его.

Константинова Анастасия, ученица 8б СКК ведёт активную переписку с ветераном.

Александр Андреевич Галыга – поэт. Актовый зал гудит, как улей, когда приезжает поэт. Он читает свои стихотворения, поёт песни, многие дети ему подпевают, так как Александр Андреевич дарит школе свои сборники стихотворений, диски с авторскими песнями.

  1. Но самым любимым мероприятием и теперь уже традиционным стала деловая игра «Город Мира». Это мероприятие мы проводим в преддверии 9 мая.

Тема: «Город Мира» (в форме деловой игры).

Цели данного мероприятия:

  1. Привлечь внимание учащихся к актуальным проблемам мира;

  2. Повторить и закрепить основные понятия международного гуманитарного права;

  3. Закрепить знания по произведениям о ВОВ: Ч.Т.Айтматова «Материнское поле», А.А.Фадеева «Молодая гвардия».

  4. Раскрыть творческие способности учащихся, расширить их кругозор;

  5. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине.



Оформление:

- эмблема игры «Город Мира» (земной шар, охваченный руками детей разных национальностей);

- девиз игры (Я знаю: город будет, // Я знаю: саду цвесть, // Когда такие дети // В России нашей есть!)

- экран соревнования команд: «Архитекторы», «Конструкторы», «Проектировщики», «Строители»;

- названия достопримечательностей Города Мира, который предстоит построить ребятам: Проспект дружбы, Улица Памяти, Площадь Конституционная, Переулок Счастья, Аллея Героев, Парк Победы


Подготовительная работа направлена на то, чтобы:

- позаботиться об оформлении зала и музыкальном сопровождении;

- помочь учащимся сделать сообщения о Хиросиме и Нагасаки;

- заготовить таблички с названиями команд, эмблемы;

- приготовить презентации.



Награждение: символические ордера на право жить в Городе Мира,

Грамоты.


Методы:

Наглядный, словесный, поисковый.


Положительные моменты:

  1. Осознание учащимися будущего нашей планеты.

  2. Чувство гордости за свою страну.

  3. Осознание учащимися, что наша страна живёт в дружбе и единстве с другими государствами.

  4. Донести до учащихся, что мы сами творцы своей судьбы.



«+»:

  1. Учащиеся 9-11 классов .

  2. Массовость.

  3. Высокая заинтересованность учащихся.

  4. Учащиеся не только зрителями, но и активные участники в течение всего мероприятия.


Во внеклассном мероприятии задействованы учащиеся 9-11 классов потому, что в таком возрасте они уже сформировавшиеся личности, которые должны подходить к своей роли в социальной среде. На этом этапе дети чётко должны знать, что они выйдут из стен школы и более глобально должны думать о том, что на нашей земле должно быть меньше войн (в масштабах Родины), осознавать чувство ответственности за будущее нашей страны.

А воспитывать мы должны на примерах и фактах, что мы и делаем на данном мероприятии.


Мероприятие начинается со слов ведущего: приветствие участников, зрителей, гостей; постановка целей; знакомство с жюри.



Первое задание «Строим Проспект Дружбы». На этом этапе мероприятия дети должны за одну минуту написать слова, совпадающие по ассоциации со словом «дружба» (например, единство, сплочённость, и т.д.).


Второе задание «Площадь Конституционная», где участникам предлагается вспомнить Конституцию РФ, ответив на вопросы.


Третье задание «Улица Памяти». Здесь участники конкурса вспоминают о страшных атомных бомбардировках в Хиросиме и Нагасаки.


Рассказывают об участниках этих бомбардировок, и что с ними случалось после.


Участники отвечают на вопросы о ВОВ, о жертвах этой войны; приводят примеры о войне из произведений, которые читали самостоятельно; подводят итоги по произведению Ч.Т.Айтматова «Материнское поле».


Четвёртое задание «Переулок Счастья». Здесь участники должны соединить слова – рифмы в отдельные строчки и сочинить четверостишие о мире».

Здесь же дети знакомятся с предложенной ситуацией (их четыре) из истории, комментируют её и говорят, какие нормы международного гуманитарного права (МГП) в ней нарушены, как нужно поступить и действовать в данном случае.


Пятое задание «Аллея Героев». Здесь дети вспоминают героев нашей страны. Рассказывают о пионерах – героях;


подводят итоги по произведению А.А.Фадеева «Молодая гвардия»; читают стихотворения о ВОВ.


Здесь же инсценируют небольшой отрывок «Из жизни госпиталя во время ВОВ».


Шестое задание – домашнее «Парк Победы». Создать макет памятника, который включал бы в себя определённые элементы: обелиск (памятник, сооружение в виде гранёного, сужающегося кверху столба) в виде меча, звезды, лаврового венка, надгробной плиты, склонённых знамён, Вечного огня. Его нужно не только представить, но и защитить: спеть песню или прочитать стихотворение.

После всех этих заданий слово предоставляется жюри для подведения итогов. Награждение участников игры.


Рефлексия.

Дорогие ребята! Вы все знаете, что аист – это символ счастья, а яйцо аиста – это символ жизни, символ будущего. Поэтому я вас прошу, если вам понравилось занятие, то взять яйцо, на котором написаны слова: «мир», «счастье», «дружба», «будущее», «жизнь» и положить в гнездо аиста, ведь чем больше яиц в гнезде у аиста, тем больше птенцов, чем больше птенцов, тем больше птиц, а чем больше птиц, тем больше счастливых людей на Земле.


Вывод по данному мероприятию:

В этом возрасте у детей происходит формирование положительного отношения к государству и общественному строю, к национальной культуре и национальным традициям, к природной среде и её охране, защите Отечества; осознание того, что наша страна входит в мировое сообщество стран и государств. Поэтому, я считаю, что данное мероприятие имеет педагогическую ценность.

Благодарю за внимание!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Интегрированные мероприятия во внеурочное время"

Автор: Дементьева Наталья Геннадьевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Интеграция технологического и прфессионального образования."
    ["seo_title"] => string(71) "intieghratsiia_tiekhnologhichieskogho_i_prfiessional_nogho_obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "346144"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1474914047"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними  в условиях сельской школы "
    ["seo_title"] => string(87) "profilaktika-upotrieblieniia-pav-niesoviershiennolietnimi-v-usloviiakh-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "148215"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419611448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства