Применение альтернативных технологий обучения на уроках литературы
Применение альтернативных технологий обучения на уроках литературы
Сегодня для творчески мыслящего педагога большой простор для выбора технологий. Сделать уроки интересными, стимулирующими желание учащихся к дальнейшему творчеству и исследованию, поможет использование технологии педагогических мастерских на уроках литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение альтернативных технологий обучения на уроках литературы»
ПРИМЕНЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература всегда занимала ведущее место в русской культуре. Именно литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Но телевидение и средства массовой информации, интернет совершают своё «грязное» дело. В связи со сложностью социально-культурных процессов, происходящих в современном российском обществе, а также усилением негативных тенденций в развитии его духовной культуры создаётся опасность отчуждения молодёжи от многих художественных достижений, снижается уровень читательской культуры. поэтому на первый план выдвигаются вопросы качества преподавания филологических дисциплин в средней школе. Конечно, мы приходим к выводу, что нужны новые приёмы, методы работы со словом, при помощи которых можно побудить наших учеников пойти навстречу своему творческому вдохновению.
Сегодня для творчески мыслящего педагога большой простор для выбора
технологий. Сделать уроки литературы интересными, стимулирующими желание учащихся к дальнейшему творчеству и исследованию поможет использование технологии педагогических мастерских на уроках литературы.
Педагогические мастерские берут начало из творческих мастерских французских учителей «Французская группа нового образования (GFEN)», основанных на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В России опыт мастерских развивают И. А. Мухина, В. А. Степихова, Т. Я. Ерёмина, Н. И. Белова и др.
Современный учёный-педагог, кандидат педагогических наук Т. А. Буя определяет мастерскую как синтетическую многомерную интегрированную рефлексивную образовательную технологию с вероятностным результатом, ориентированную на личностно-деятельностный подход. Работа в мастерской помогает участникам обрести целостную смысловую картину мира и осознать ценность своего «я» в этом мире, познать и проявить собственную индивидуальность.
Другой известный учёный профессор Г. К. Селевко при описании педмастерской в «Энциклопедии образовательных технологий» (2004) выделяет особую позицию мастера (учителя) – это роль консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить проблему и освоить способы её решения. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий. В технологии мастерских главное не сообщить и усвоить информацию, как принято в традиционной методике, а передать способы работы, будь то естественно-научное исследование, текстологический анализ художественного произведения, создание произведений прикладного искусства, исследование исторических первоисточников.
Чтобы полностью окунуться в эту технологию, прочитаем книгу А.А.Окунева «Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы», где он подробно описал порядок проведения подобных занятий. Учителю необходимо научиться:
1) создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
2) включать эмоциональную сферу ребёнка, обращаться к его чувствам, будить личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);
3) работать вместе со всеми, равен ученику в поиске знания;
4) не торопиться отвечать на вопросы;
5) подавать необходимую информацию малыми дозами, обнаружив потребность в ней ребят;
6) исключать официальное оценивание работы ученика (не хвалить, не ругать, не выставлять отметок в журнал), но при зачитывании работ дать возможность проявления самооценки учащегося и её изменения.
Ведущим методом обучения в мастерских является исследовательский, потому что стержнем каждого занятия является проблемная ситуация. Класс делят на группы, которые самостоятельно выполняют необходимые наблюдения, изучают факты, явления, формируют проблемы. Затем при обсуждении выдвигают гипотезы, намечается и осуществляется определённый план, готовится объяснение решения и представляют его классу. После выступлений всех групп ответы сопоставляются и выдвигается решение по поставленной проблеме.
Как технология построения знаний педагогическая мастерская использует многие другие технологии и методики на уровне приемов, методов, заданий.
Мастерские используют на любом этапе изучения материала, они легко вписываются в программу, для них не нужно искусственно придумывать темы, как бывает со многими другими технологиями.
Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:
1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5) (и самое главное) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.
Что дает построение занятий по типу мастерской для обучения литературе?
На мастерских ребёнок получает возможность обучаться умению ставить вопросы и понимать, что правильно спросить важнее, чем ответить.
Сама технология обучает понимать, что ответы на одни и те же вопросы могут быть разные с разных точек зрения.
В групповой форме организуется современное прочтение классики.
Прочитанный текст становится актуальным, нужным, важным для читателя.
При помощи выдвижения собственного плана работы каждой группы интегрируются все имеющиеся у ученика знания на основе возникающей личной потребности.
Желание задавать интересующие вопросы формирует познавательные запросы для дальнейшего обучения;
Работа в группах организует и стимулирует общение по научным, этическим, социальным, психологическим проблемам, оказывают воспитывающее воздействие.
Мастерская не просто новый вид урока, это новый тип отношений между учителем и учащимися, совместно открывающими новый и самостоятельный путь ученика. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения. Только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.
Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:
равенство всех участников, включая мастера;
все способны к творчеству;
создание личностной мотивации;
отсутствие оценки, соперничества;
чередование индивидуальной и коллективной работы;
важность не только результата творческого поиска, но и самого
процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
язык – важнейший материал для работы во всех мастерских,
независимо от предмета;
выбор материала, вида деятельности, способа предъявления
результата;
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и
результат деятельности.
Типы мастерских
мастерская построения знаний,
мастерская творческого письма (или просто — письма),
мастерская построения отношений,
мастерская ценностных ориентаций,
мастерская по самопознанию,
проектная мастерская и др.
Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не бывает. Такой подход, по моему мнению, способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, то есть один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. А педагог развивает в каждом ученике мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.
Для успешного построения мастерской необходим алгоритм. Одним из важнейших условий при создании мастерской является отбор материала: он должен быть проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом этапе занятия учащиеся смогут пережить разрыв в знаниях – открытие, недоумение, потрясение и озарение, что и делает мастерскую успешной.
«Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – это нечто, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов: слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д.
«Самоинструкция» – на уроке необходимы условия для индивидуального создания гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» – работа в группе помогает построению этих элементов
«Социализация» – на уроке должно выполняться условие: всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
«Афиширование» – по окончании урока вывешивание «произведений» – работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними, то есть все читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
«Разрыв» – после урока у каждого участника мастерской происходит внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Рефлексия» – естественным итогом работы будет отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения
проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.), то есть продукт коллективного творчества со следующей структурой:
круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и
др.);
творческие работы на компьютере;
собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения,
произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.)
Говоря о педмастерской, нельзя не остановиться на её законах, способствующих успешному воплощению технологии в жизнь:
Ценностно-смысловое равенство всех участников. Учитель не ведущий, он вполне
может быть и ведомым или участвовать в работе наравне с учениками.)
Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет
окном в открытие. Возможно, эта ошибка даст повод для выдвижения новой гипотезы.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний, похвалы. Оценка
заменяется самооценкой и самокоррекцией. Конечно, учителю-мастеру сложно держать себя в рамках, не подбадривая или останавливая ученика, зато обучающиеся понимают, что любое «творчество заразительно», как говорил А.Эйнштейн.
Предоставление свободы освещения темы и способа работы в рамках принятых
правил. Этот закон особенно импонирует детям, так как есть такие, кому свои эмоции проще, интереснее выразить не словом, а рисунком, ассоциацией.
Значительный элемент неопределенности в заданиях.
Диалог – главный принцип сотрудничества. На любом этапе мастерской ребёнок в
праве выразить свои эмоции, задать вопрос или ответить товарищу.
Ограничение деятельности педагога как авторитета. Педагог формулирует задание,
поясняет его, но не отвечает на вопросы.
Заканчивая свой доклад, хотелось бы остановиться на необходимости этой альтернативной технологии. Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?
Развивают интерес к литературе;
Активная работа со словом;
Решение проблемы самостоятельного и спонтанного письма, в том числе на
экзаменах по разным предметам.
Развитие образного мышления и понимания художественной литературы.
Развитие регулятивных и коммуникативных УУД, информационной