kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности  применения модульной организации учебного процесса на уроках истории.

Левадная И. М.

МКОУ «Давыдовская СОШ»

Лискинского муниципального района.

Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся, единый государственный экзамен и т. д. Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения».

В этой ситуации попытки найти альтернативу классно-урочной системе как в отечественной, так и в зарубежной педагогике предпринимались неоднократно. Как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе находят применение разнообразные формы обучения: лекция, семинар, конференция, практикум, групповые формы, экскурсия, консультация, зачет и т.д. Значительно расширился ассортимент методов обучения: аудиовизуальные методы, методы проблемного обучения и т.д. В данной статье мне бы хотелось остановиться на одной из альтернативных форм организации обучения – модульном обучении.

Ребенок приходит в школу с желанием познавать новое, делать открытия. Он радуется первым совпадениям своих взглядов с учительскими… И жестоко разочаровывается, когда столь любимый ранее учитель начинает нудную процедуру «натаскивания» к ЕГЭ. Конечно, не в наших силах перевернуть современное образование. Но в наших силах внести в образовательное пространство хотя бы фрагментарную обращенность к реалиям современной жизни.

В основу модульной организации учебного процесса положена категория феноменологической редукции, направленной, как известно, на переживание человеком «чистого сознания».

Система новых уроков в личностно-ориентированной технологии, представленная В. В. Шоган, Н. В. Облонко, Е. В. Сторожаковой представляет собой совокупность образовательных условий, которые нацелены на пробуждающиеся тенденции детского сознания в форме конструктов, моделей, смысловых переживаний и проектов. Авторы предлагают в соответствии с личностно-ориентированной технологией расположенные в следующем порядке новые типы уроков:

- урок-образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых представлений и восходит на уровень символов и знаков исторических или культурных явлений;

- урок логического мышления, создающий условия для формирования «чистых» форм мышления;

- урок настроения создает условия для перехода детского сознания от тенденций личностных смысловых переживаний к переживанию «чистых» смыслов бытия;

- урок самостоятельного действия создает условия для перехода от стихийного действенно-волевого опыта ребенка к «чистому» смыслу действий и поступков. Здесь же осуществляется синтез всех предыдущих состояний;

- урок актуализации и проповеди создает условия для перевода пережитого школьниками опыта чистых состояний сознания в реальность рационально-логических и нравственных поступков.

Новые типы уроков, их последовательность в тематическом планировании качественно отличаются от всех существующих сегодня построений и, по мнению авторов, точно соответствуют этапам развития детского сознания.

В соответствии с представленной выше технологией первый этап каждой новой темы – урок-образ. На уроке данного типа осуществляется опора на личностный опыт учащихся и открываются возможности детского сознания, в котором возникают опережающие представления об изучаемой теме.

Структура модульного урока-образа:

- микромодуль мотивационного образа;

- микромодуль опережающего рационального представления;

- микромодуль смысла;

- микромодуль действия;

- микромодуль актуализации и проповеди.

Микромодуль – это такой этап урока, в котором создаются условия для перехода от интуитивных представлений ребенка к продуктивным результатам.

Последовательность микромодулей, по мнению авторов, нарушать нельзя. Каждый последующий модуль должен быть интереснее предыдущего. Результат достигается благодаря использованию триединства средств: слово, наглядность, действие.

Урок-образ можно сравнить с уроком-лекцией, уроком изучения нового материала. Однако на данном уроке усвоение понятий происходит не в столь категоричном виде, как ранее.

Урок логического мышления в отличие от комбинированного урока, который он напоминает, создает такие условия, в которых сознание школьника максимально абстрагируется от реальных обстоятельств. Построение урока логического мышления:

- интрига (пробуждение эвристического интереса);

- мышление на основе воспоминания;

- мышление на основе нового знания;

- мышление на основе интеллектуального действия;

- возврат к интриге и ее разрешение.

В качестве примера рассмотрим урок истории в 5 классе «Жизнь египетского вельможи». Начинается урок с микромодуля интригующего образа. Учитель спрашивает у ребят о том, какие жесты руками они знают. Затем показывает поднятые вверх руки и сообщает, что это очень древний жест. Узнать, что означал этот жест в Египте, можно будет только в конце урока. При этом в течение всего урока можно пользоваться только одним жестом – поднятая для ответа рука.

На следующем этапе урока осуществляется фронтальный опрос  с использованием пазлов, на каждом из которых записан вопрос по истории Древнего Египта.

Затем – творческая лаборатория, где детям предлагается перевоплотиться египетского земледельца и рассказать о том, как он провел свой день.

Далее осуществляется мышление на основе нового знания. На этом этапе учащиеся узнают, как выглядели усадьба и гробницы вельможи; служба вельможи, его обязанности во дворце фараона.

На этапе действенного закрепления проводится фронтальный опрос и предлагается творческое индивидуальное задание: составить рассказ от имени вельможи, попавшего во дворец фараона.

В заключение – раскрытие интриги: к правителю Египта прилижались, подняв руки вверх в знак обожания.

Урок настроения не имеет аналогов в традиционном подходе. Его цель – создание условий для пробуждения совокупности переживаний, что и представляет собой настроение. По мнению авторов, не смотря на нехватку времени, урок настроения должен присутствовать в каждой личностно-значимой теме. Он погружает учеников в особую атмосферу изучаемой эпохи, знакомит с эстетическими и этическими идеалами исторической эпохи.

На уроке в 5 классе по теме «Древний Китай» учителю целесообразно использовать музыку Китая и мифы, например, миф о богине Чан Э. С помощью светильника, который зажгла богиня ученики попадают в дом древнего китайца, знакомятся с их традициями. На последнем этапе классу, разделенному на микрогруппы, дается задание сформулировать мудрость жизни и прочитать ее на фоне музыки.

Урок самостоятельного действия.

Часто эти уроки проводят в виде обобщающих семинаров, уроков письменной систематизации (проверочные работы, написание эссе, решение проблемных и познавательных задач).

Уроки-семинары авторы подразделяют на одноступенчатые, двухступенчатые и трехступенчатые. На первом этапе такого урока формулируется задание для класса в целом. Затем каждая группа получает задание подготовить обобщающий ответ по определенному аспекту изучаемой темы и сформулировать по два  вопроса для других групп по содержанию своего ответа. Это делается для того чтобы в момент ответа группы внимательно слушали отвечающего. На следующем этапе дается смысловое задание на определение своего отношения к изучаемой теме и персоне этой темы.

На этапе спонтанно-инсайтного (действия, осуществляемые вследствие внутренних причин) действия каждая группа получает разное задание, которое выполняется в течение одной-двух минут (отгадывание изображенной на портрете персоны, решение кроссвордов, собирание пазлов исторических фраз).

Урок актуализации и проповеди.

Его цель – создание условий для перехода от предметно-урочных состояний детского сознания к состояниям самостоятельной работы. Данный тип урока создает условия для перевода возникших в предметной теме образов, представлений и смыслов в рефлексию над личностным опытом в реальной      жизни. На уроке в 5 классе по теме «Китайский мудрец Конфуций» в качестве домашнего задания учащимся предложено обсудить с родителями нравственные формулы, предложенные Конфуцием. Предупреждает, что следующий урок начнется с осмысления результатов диалога с родителями.

 На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что модульная технология может стать одним из путей реализации задач развития личности школьника в русле концепции личностно-ориентированной педагогики. Это определяется тем, что основной целью данной технологии является такая организация учебного процесса, которая ориентирована на стимуляцию активной познавательной деятельности школьника, на реализацию его познавательного потенциала. Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, отвечающих требованиям новых государственных стандартов.

Литература

  1. Шоган В. В. Уроки истории древнего мира в 5 классе. / Шоган В. В, Оболонко Н. В., Сторожакова Е. В.- Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 256 с.- (Библиотека учителя).
  2. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2014.

Чернышова О. А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. Ростов н/Д: Легион,v

Просмотр содержимого документа
«Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории.»

Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории.

Левадная И. М.

МКОУ «Давыдовская СОШ»

Лискинского муниципального района.


Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся, единый государственный экзамен и т. д. Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения».

В этой ситуации попытки найти альтернативу классно-урочной системе как в отечественной, так и в зарубежной педагогике предпринимались неоднократно. Как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе находят применение разнообразные формы обучения: лекция, семинар, конференция, практикум, групповые формы, экскурсия, консультация, зачет и т.д. Значительно расширился ассортимент методов обучения: аудиовизуальные методы, методы проблемного обучения и т.д. В данной статье мне бы хотелось остановиться на одной из альтернативных форм организации обучения – модульном обучении.

Ребенок приходит в школу с желанием познавать новое, делать открытия. Он радуется первым совпадениям своих взглядов с учительскими… И жестоко разочаровывается, когда столь любимый ранее учитель начинает нудную процедуру «натаскивания» к ЕГЭ. Конечно, не в наших силах перевернуть современное образование. Но в наших силах внести в образовательное пространство хотя бы фрагментарную обращенность к реалиям современной жизни.

В основу модульной организации учебного процесса положена категория феноменологической редукции, направленной, как известно, на переживание человеком «чистого сознания».

Система новых уроков в личностно-ориентированной технологии, представленная В. В. Шоган, Н. В. Облонко, Е. В. Сторожаковой представляет собой совокупность образовательных условий, которые нацелены на пробуждающиеся тенденции детского сознания в форме конструктов, моделей, смысловых переживаний и проектов. Авторы предлагают в соответствии с личностно-ориентированной технологией расположенные в следующем порядке новые типы уроков:

- урок-образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых представлений и восходит на уровень символов и знаков исторических или культурных явлений;

- урок логического мышления, создающий условия для формирования «чистых» форм мышления;

- урок настроения создает условия для перехода детского сознания от тенденций личностных смысловых переживаний к переживанию «чистых» смыслов бытия;

- урок самостоятельного действия создает условия для перехода от стихийного действенно-волевого опыта ребенка к «чистому» смыслу действий и поступков. Здесь же осуществляется синтез всех предыдущих состояний;

- урок актуализации и проповеди создает условия для перевода пережитого школьниками опыта чистых состояний сознания в реальность рационально-логических и нравственных поступков.

Новые типы уроков, их последовательность в тематическом планировании качественно отличаются от всех существующих сегодня построений и, по мнению авторов, точно соответствуют этапам развития детского сознания.

В соответствии с представленной выше технологией первый этап каждой новой темы – урок-образ. На уроке данного типа осуществляется опора на личностный опыт учащихся и открываются возможности детского сознания, в котором возникают опережающие представления об изучаемой теме.

Структура модульного урока-образа:

- микромодуль мотивационного образа;

- микромодуль опережающего рационального представления;

- микромодуль смысла;

- микромодуль действия;

- микромодуль актуализации и проповеди.

Микромодуль – это такой этап урока, в котором создаются условия для перехода от интуитивных представлений ребенка к продуктивным результатам.

Последовательность микромодулей, по мнению авторов, нарушать нельзя. Каждый последующий модуль должен быть интереснее предыдущего. Результат достигается благодаря использованию триединства средств: слово, наглядность, действие.

Урок-образ можно сравнить с уроком-лекцией, уроком изучения нового материала. Однако на данном уроке усвоение понятий происходит не в столь категоричном виде, как ранее.

Урок логического мышления в отличие от комбинированного урока, который он напоминает, создает такие условия, в которых сознание школьника максимально абстрагируется от реальных обстоятельств. Построение урока логического мышления:

- интрига (пробуждение эвристического интереса);

- мышление на основе воспоминания;

- мышление на основе нового знания;

- мышление на основе интеллектуального действия;

- возврат к интриге и ее разрешение.

В качестве примера рассмотрим урок истории в 5 классе «Жизнь египетского вельможи». Начинается урок с микромодуля интригующего образа. Учитель спрашивает у ребят о том, какие жесты руками они знают. Затем показывает поднятые вверх руки и сообщает, что это очень древний жест. Узнать, что означал этот жест в Египте, можно будет только в конце урока. При этом в течение всего урока можно пользоваться только одним жестом – поднятая для ответа рука.

На следующем этапе урока осуществляется фронтальный опрос с использованием пазлов, на каждом из которых записан вопрос по истории Древнего Египта.

Затем – творческая лаборатория, где детям предлагается перевоплотиться египетского земледельца и рассказать о том, как он провел свой день.

Далее осуществляется мышление на основе нового знания. На этом этапе учащиеся узнают, как выглядели усадьба и гробницы вельможи; служба вельможи, его обязанности во дворце фараона.

На этапе действенного закрепления проводится фронтальный опрос и предлагается творческое индивидуальное задание: составить рассказ от имени вельможи, попавшего во дворец фараона.

В заключение – раскрытие интриги: к правителю Египта прилижались, подняв руки вверх в знак обожания.

Урок настроения не имеет аналогов в традиционном подходе. Его цель – создание условий для пробуждения совокупности переживаний, что и представляет собой настроение. По мнению авторов, не смотря на нехватку времени, урок настроения должен присутствовать в каждой личностно-значимой теме. Он погружает учеников в особую атмосферу изучаемой эпохи, знакомит с эстетическими и этическими идеалами исторической эпохи.

На уроке в 5 классе по теме «Древний Китай» учителю целесообразно использовать музыку Китая и мифы, например, миф о богине Чан Э. С помощью светильника, который зажгла богиня ученики попадают в дом древнего китайца, знакомятся с их традициями. На последнем этапе классу, разделенному на микрогруппы, дается задание сформулировать мудрость жизни и прочитать ее на фоне музыки.

Урок самостоятельного действия.

Часто эти уроки проводят в виде обобщающих семинаров, уроков письменной систематизации (проверочные работы, написание эссе, решение проблемных и познавательных задач).

Уроки-семинары авторы подразделяют на одноступенчатые, двухступенчатые и трехступенчатые. На первом этапе такого урока формулируется задание для класса в целом. Затем каждая группа получает задание подготовить обобщающий ответ по определенному аспекту изучаемой темы и сформулировать по два вопроса для других групп по содержанию своего ответа. Это делается для того чтобы в момент ответа группы внимательно слушали отвечающего. На следующем этапе дается смысловое задание на определение своего отношения к изучаемой теме и персоне этой темы.

На этапе спонтанно-инсайтного (действия, осуществляемые вследствие внутренних причин) действия каждая группа получает разное задание, которое выполняется в течение одной-двух минут (отгадывание изображенной на портрете персоны, решение кроссвордов, собирание пазлов исторических фраз).

Урок актуализации и проповеди.

Его цель – создание условий для перехода от предметно-урочных состояний детского сознания к состояниям самостоятельной работы. Данный тип урока создает условия для перевода возникших в предметной теме образов, представлений и смыслов в рефлексию над личностным опытом в реальной жизни. На уроке в 5 классе по теме «Китайский мудрец Конфуций» в качестве домашнего задания учащимся предложено обсудить с родителями нравственные формулы, предложенные Конфуцием. Предупреждает, что следующий урок начнется с осмысления результатов диалога с родителями.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что модульная технология может стать одним из путей реализации задач развития личности школьника в русле концепции личностно-ориентированной педагогики. Это определяется тем, что основной целью данной технологии является такая организация учебного процесса, которая ориентирована на стимуляцию активной познавательной деятельности школьника, на реализацию его познавательного потенциала. Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, отвечающих требованиям новых государственных стандартов.



Литература


  1. Шоган В. В. Уроки истории древнего мира в 5 классе. / Шоган В. В, Оболонко Н. В., Сторожакова Е. В.- Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 256 с.- (Библиотека учителя).

  2. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2014.

  3. Чернышова О. А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. Ростов н/Д: Легион, 2015.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории.

Автор: Левадная Ирина Михайловна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(94) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii-1"
    ["file_id"] => string(6) "264123"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659649"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Доклад: на тему: « Опорные конспекты на уроках истории » "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-na-tiemu-opornyie-konspiekty-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "124173"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414654917"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 10класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(144) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-10klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132810"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410868"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства