Просмотр содержимого документа
«Обучение интерпретации поэтического текста.»
Интерпретация стихотворения Н. А. Некрасова «Застенчивость».
Какой знакомый человеческий тип…Кажется, мы не раз с ним встречались: у Тургенева и Гончарова, Достоевского и Толстого. Неуверенный, мнительный, измучивший себя бесконечными сомнениями – типичный интеллигент 19 века. Да и есть ли временные рамки у этой разновидности всего многообразия характеров? Умные, воспитанные и робкие – мужчины вне времени, вне пространства, вне женской благосклонности…
Осмеёт нас красавица модная…
Как тягостно-скрипуче вращается вокруг них колесо судьбы, с какой неохотой Фортуна оказывает им знаки внимания, как неуютно им среди словно бы инопланетных существ – веселых, самодостаточных светских «львов», у которых и
…поступь гордая, голос уверенный,
Что ни скажут – их речь хороша,
А вот я-то войду как потерянный –
И ударится в пятки душа!
Как трогательно, по-детски переосмыслено устойчивое сочетание! Душа не ушла – где ж ей взять поступь соответствующую? Ударилась, бедная, как в бега!..Словно заяц или каторжник-горемыка…
И улыбки у него «непроворные», и шутки – «плоские», и самооценка – как сейчас говорят – ниже плинтуса…
Для чего-де меня, горемычного,
Дураком ты на свет создала?
Ни умишка, ни виду приличного,
Ни довольства собой не дала?..
И место ему- в дальнем углу, на задворках чужого успеха и чужого счастья. Как глупо и как жестоко…Ведь ни внешностью, ни красноречием его Бог не обделил, да и просыпается же, в конце концов, удаль молодецкая в груди измученного страдальца:
Малодушье пустое и детское,
Не хочу тебя знать с этих пор!
Я пойду в ее общество светское,
Я там буду умен и остёр!
Но тут же- снова падение. В привычный мох серых сомнений….Там грустно. И уютно. И хорошо…Там не надо ничего требовать от себя, там – все просто и объяснимо:
Не стряхнуть рокового прошедшего
Мне с моих невыносливых плеч!..
И нет больше ни порывов, ни взлетов, ни крыльев, пусть – «сумасшедших», но – сумасшедшим принадлежит мир!..
Но оправдания так притягательно просты и естественны… «Долюшка слезная…»
Сам ритм стихотворения – заунывный, надрывно-печальный, так легко вызывающий в памяти русские песни-жалобы; словно плачущий анапест, усиленный дактилическими протяжными рифмами – как не поддаться сочувствию? Как не вспомнить вечного Иванушку-Емелюшку с его кудрявой бесталанной головушкой?
Лексический строй песни – фольклорный, сказочный, с бесконечными причитаниями, риторическими обращениями и горестными восклицаниями – погружает в давно ушедший мир золотоволосых наивных молодцев, разудалых и беспомощных в одно и то же время:
Ах ты, страсть роковая, бесплодная,
Отвяжись, не тумань головы!..
Рыбку им, господа присяжные, срочно рыбку! Да не ту, с полки, воблу вяленую, золотую им подайте-с!
Впрочем, можно и щучку, но только говорящую. А на худой конец – Конька-Горбунка или Жар-Птицу…
Однако если уж совсем дело не выгорит – так и быть: подайте Василису Премудрую. Только не забудьте метлой разогнать вышеупомянутых светских «львов» - не дай бог! – спугнут нашего бедолагу. Место расчистили, на ковер-самолет посадили, и – вперед! – к светлому будущему.
…Василисе-то Премудрой душа человечья – не без надобности?..