kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Я не родился бы поэтом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Методической ценностью разработки является обучение лингвистическому анализу и интерпретации поэтического текста на основе целостного восприятия. В ходе работы закрепляются знания учащихся о стилистических фигурах, их роли в поэтической речи. Среди логических задач преследуются совершенствование навыков исследования текста и развитие творческого воображения. Старшеклассники прочитают философсий подтекст стихотворения, а также приобретут чувство гордости талантами родного края.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Я не родился бы поэтом» »

Тема: «Я не родился бы поэтом»

(анализ стихотворения М.Кангожина)


Цель: анализ и интерпретация поэтического текста на основе целостного

восприятия

Задачи:

Познавательные - продолжить обучение лингвистическому анализу поэтического текста;

- закрепить знания учащихся о тропах и стилистических фигурах, их роли в поэтической речи;

Логические - развивать творческое воображение и навыки исследования текста;

- помочь увидеть философский подтекст стихотворения;

Нравственные - воспитывать чувство гордости талантами родного края;

- учить коммуникабельности, коллективизму, умению работать в группе;

- повышать уровень функциональной грамотности учащихся

Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, аналитический

Оформление: портрет М. Кангожина, репродукция пейзажа Сары-Арки»,

сборник стихов поэта «Мои горизонты»



М. Кангожин

Технологическая карта занятия:


I Вступительное слово учителя с целью представления реально-биографического и фактического комментария:

- Имя М. Кангожина мы часто встречаем на страницах областных и республиканских газет и журналов. Это наш с вами земляк. Он принадлежит к старейшему поколению северо-казахстанских поэтов. Первый сборник его стихов « Островки белых берез » вышел еще в 1969 году, затем были изданы другие сборники, а не так давно тепло был встречен любителями поэзии сборник стихов аксакала « Мои горизонты ».

Муталап Кангожин – лауреат премии Союза журналистов Казахстана, почетный житель Есильского района.

Каждому большому поэту свойственно анализировать свой творческий путь, философски размышлять о своей роли в обществе и о том, благодаря чему и кому им был избран нелегкий поэтический путь. Об этом мы с вами будем говорить сегодня.



II Знакомство с текстом стихотворения:


Я не родился бы поэтом


Без сини, льющей облака,

Без свиста ветра, смеха солнца

И без тебя, Сары-Арка,

Я не родился бы поэтом.


Без смены ночи светлым днем,

Без звезд, что дремлют до рассвета,

Без рек в объятии морском

Я не родился бы поэтом.


И без страданий от невзгод,

Тех, что в пути мы можем встретить,

Без птичьих странствий каждый год

Я не родился бы поэтом.


Без тех, с кем ты всю жизнь живешь,

Без счастья поиска по свету,

Когда бы царствовала ложь,

Я не родился бы поэтом.


Сары-Арка


III Эвристическая беседа:


- О чем на первый взгляд это стихотворение и какие чувства оно у вас вызвало? (Это лирическое стихотворение о том, благодаря чему и кому Кангожин стал поэтом: любимые пейзажи, окружающие люди, а самое главное – жизненные невзгоды и стремление найти счастье. Стихотворение вызывает чувство уважения к автору, к объективности его оценки своего прошлого.)



IV Работа в группах:


- Сейчас я вам предлагаю поработать в группах согласно плану разбора лирического стихотворения. Затем в ходе обсуждения вы создадите опорные записи, и через 10 минут спикеры поделятся результатами исследования группы с остальными ребятами.


Задания для групп:

1-я группа -


- Проанализируйте идейное содержание стихотворения:

˅ ведущую тему;

˅ основную мысль;

˅ эмоциональную окраску (пафос), выраженную в динамике или статике;

˅ внешнее впечатление и внутреннюю реакцию на него;

˅ преобладание личных и общественных интонаций


2-я группа -

- Проанализируйте художественные средства выразительности образов

стихотворения:

˅ композицию, принцип сопоставления и развития основных словесных

образов;

(сходство, контраст, смежность, ассоциация, умозаключение);

˅ основные изобразительные средства иносказания (метафора,

метонимия, гипербола, сравнение, аллегория, олицетворение, литота,

перифраза)


3-я группа -


- Проанализируйте речевые особенности стихотворения:

˅ интонационно-синтаксические фигуры речи (лексический повтор,

антитеза, градация, инверсия, параллелизм, анафора, риторический

вопрос, обращение, восклицание, ряды однородных членов,

парцелляция);

˅ основные особенности ритмики, строфики, звукозаписи (стихотворный

размер, рифма, рифмовка, эвфония, аллитерация, ассонанс)



V Выступление групп учащихся


1.Это стихотворение посвящено теме поэтического призвания. Основная его мысль состоит в том, что не может быть настоящим поэт, если он не любит свою малую родину, людей, не пережил невзгод, не искал счастья и не стоял горой за правду.

Пафос стихотворения патриотический. Образ лирического героя,

скрепляющего произведение, дан в динамике. Сначала мы видим

ребенка, влюбленного в «свист ветра», «смех солнца»; во второй

строфе это юноша, наблюдающий до рассвета звезды, «что дремлют до

рассвета»; в третьей строфе представлены жизненные «страдания от

невзгод» зрелого человека, не утратившего восторженность восприятия

бытия, но уже понимающего его скоротечность: «…без птичьих

странствий каждый год». В конце четвертой строфы мы видим

мудрого человека, говорящего о дорогих ему людях и подводящего

итоги своего пути. Это подчеркнуто двумя высокими отвлеченными

понятиями «счастья поиском» и «царствованием» правды. Таким

образом, мы видим пафос стихотворения в динамике: личное чувство

патриотизма растет, становится более осмысленным и приобретает

общественное звучание.

Вначале стихотворение воспринимается как пейзажная

зарисовка, и только потом понимаешь его философскую глубину.

2. Композиция стихотворения цельная: состояние природы переходит в состояние лирического героя. В произведении много природных образов: «облака», «ветер», «солнце», «Сары-Арка», «звезды», «реки», «птицы». В сочетании с зависимыми словами они метафоричны, поэтому принцип, заложенный в основу их создания – сходство. Словесные образы, выраженные абстрактными понятиями – «невзгоды», «счастья поиск», «царствование лжи» - базируются на принципе умозаключений автора.

В стихотворении выявлено обилие метафор (перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству): «синь, льющая облака», «свист ветра», «смех солнца», «в объятии морском», «птичьих странствий», «царствовала ложь», «невзгод, что … можем встретить», «без счастья поиска»; олицетворение (частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление) – «звезды дремлют».

Таким образом, преобладающий художественный прием этого стихотворения – метафора и автор виртуозно им владеет. Метафоры Кангожина имеют глубокий смысл, подчеркивающий высокую степень родства поэта с родным краем. Они позволяют автору отождествить себя с лирическим героем и нарисовать психологический портрет настоящего сына своей Родины.


3. Уникальность стихотворения в плане интонационно-синтаксической организации состоит в том, что в построении его четверостиший одни фигуры перерастают в другие или взаимопроникают друг в друга. Предложения текста построены по принципу синтаксического параллелизма (одинакового, сходного построения). В то же время применяется принцип анафоричности (единоначатия смежных предложений). Автор выстраивает градационные (расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию) ряды однородных дополнений, выраженных существительными с предлогом «без»:


Без смены ночи светлым днем,

Без звезд, что дремлют до рассвета,

Без рек в объятии морском

Я не родился бы поэтом.

Примечательно, что каждое четверостишье заканчивается категорическим утверждением автора (его личностной позиции): «Я не родился бы поэтом». Этот своеобразный рефрен стихотворения является эпифорой (одинаковой концовкой). В то же время данный прием выполняет функцию экспрессивного повтора (намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания). Определенную динамику фразе Кангожина придает бессоюзие. В тексте встречаются эпитеты (образные определения) и метафорические эпитеты: «светлым днем», «птичьих странствий», «в объятие морском». Отмечается здесь так же прием инверсии (обратного порядка слов): «без сини, льющей облака» (обособленное определение в постпозиции, выраженное причастным оборотом), «рек в объятии морском» (несогласованное определение, выраженное словосочетанием), «без счастья поиска», «царствовала ложь».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями; рифма – мужская перемежается с женской; рифмовка перекрестная (АБАБ); строфика – катрен (четверостишье):

Без сме'ны но'чи све'тлым дне'м, А

_ _/ ǀ _ _/ ǀ _ _/ ǀ _ _/ ǀ

Без зве'зд, что дре'млют до рассве'та, Б

_ _/ ǀ _ _/ ǀ _ _ ǀ _ _/ ǀ _

Без ре'к в объя'тии морско'м А

_ _/ ǀ _ _ ǀ _ _/ ǀ _ _/ ǀ

Я не роди'лся бы поэ'том. Б

_ _ ǀ _ _/ ǀ _ _ ǀ _ _/ ǀ _


Для стихотворения характерно фонетическое изобразительное средство – аллитерация (повторение согласных звуков в слове, фразе):

Без[с] сини, льющей облака,

Без[с] свиста ветра, смеха солнца…


Сочетание глухих шипящих и свистящих согласных создает практически ощутимый слухом свист ветра, который движет облака, периодически закрывающие солнце.

В строке

Без рек в объ[й'а]тии морском


наличие сонорных согласных рисует картину бурных, клокочущих рек, впадающих в волнующееся море.


В целом звуковая инструментовка произведения довольно эвфонична (благозвучна), что служит единству его содержания и формы.


VI Заключительное слово учителя:


- Сегодня мы с вами проанализировали замечательное стихотворение нашего земляка, в котором высказано его жизненное и профессиональное кредо, любовь к родной земле и живущим на ней людям. Поэзия М. Кангожина будет вечно волновать сердца настоящих ценителей поэтического слова!















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Я не родился бы поэтом»

Автор: Титовская Наталья Анатольевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Род несклоняемых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-rod-nieskloniaiemykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "199550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428592124"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок внеклассного чтения. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы. "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-doma-i-roda-v-proizviedieniiakh-sovriemiennikov-kazakhskoi-prozy"
    ["file_id"] => string(6) "103482"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402587681"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Урок  литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета". "
    ["seo_title"] => string(121) "urok-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-poety-rossii-19-vieka-stikhi-o-prirodie-v-tvorchiestvie-f-i-tiutchieva-i-a-a-fieta"
    ["file_id"] => string(6) "127396"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415297400"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""День Независимости Республики Казахстан""
    ["seo_title"] => string(40) "dienniezavisimostiriespublikikazakhstan1"
    ["file_id"] => string(6) "292714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455334835"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М.И.Цветаевой «Если душа родилась крылатой………»"
    ["seo_title"] => string(80) "litieraturno_muzykal_naia_kompozitsiia_o_zhizni_i_tvorchiestvie_m_i_tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "420818"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496818645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства