Методической ценностью разработки является обучение лингвистическому анализу и интерпретации поэтического текста на основе целостного восприятия. В ходе работы закрепляются знания учащихся о стилистических фигурах, их роли в поэтической речи. Среди логических задач преследуются совершенствование навыков исследования текста и развитие творческого воображения. Старшеклассники прочитают философсий подтекст стихотворения, а также приобретут чувство гордости талантами родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- учить коммуникабельности, коллективизму, умению работать в группе;
- повышать уровень функциональной грамотности учащихся
Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, аналитический
Оформление: портрет М. Кангожина, репродукция пейзажа Сары-Арки»,
сборник стихов поэта «Мои горизонты»
М. Кангожин
Технологическая карта занятия:
I Вступительное слово учителя с целью представления реально-биографического и фактического комментария:
- Имя М. Кангожина мы часто встречаем на страницах областных и республиканских газет и журналов. Это наш с вами земляк. Он принадлежит к старейшему поколению северо-казахстанских поэтов. Первый сборник его стихов « Островки белых берез » вышел еще в 1969 году, затем были изданы другие сборники, а не так давно тепло был встречен любителями поэзии сборник стихов аксакала « Мои горизонты ».
Муталап Кангожин – лауреат премии Союза журналистов Казахстана, почетный житель Есильского района.
Каждому большому поэту свойственно анализировать свой творческий путь, философски размышлять о своей роли в обществе и о том, благодаря чему и кому им был избран нелегкий поэтический путь. Об этом мы с вами будем говорить сегодня.
II Знакомство с текстом стихотворения:
Я не родился бы поэтом
Без сини, льющей облака,
Без свиста ветра, смеха солнца
И без тебя, Сары-Арка,
Я не родился бы поэтом.
Без смены ночи светлым днем,
Без звезд, что дремлют до рассвета,
Без рек в объятии морском
Я не родился бы поэтом.
И без страданий от невзгод,
Тех, что в пути мы можем встретить,
Без птичьих странствий каждый год
Я не родился бы поэтом.
Без тех, с кем ты всю жизнь живешь,
Без счастья поиска по свету,
Когда бы царствовала ложь,
Я не родился бы поэтом.
Сары-Арка
III Эвристическая беседа:
- О чем на первый взгляд это стихотворение и какие чувства оно у вас вызвало? (Это лирическое стихотворение о том, благодаря чему и кому Кангожин стал поэтом: любимые пейзажи, окружающие люди, а самое главное – жизненные невзгоды и стремление найти счастье. Стихотворение вызывает чувство уважения к автору, к объективности его оценки своего прошлого.)
IV Работа в группах:
- Сейчас я вам предлагаю поработать в группах согласно плану разбора лирического стихотворения. Затем в ходе обсуждения вы создадите опорные записи, и через 10 минут спикеры поделятся результатами исследования группы с остальными ребятами.
Задания для групп:
1-я группа -
- Проанализируйте идейное содержание стихотворения:
˅ ведущую тему;
˅ основную мысль;
˅ эмоциональную окраску (пафос), выраженную в динамике или статике;
˅ внешнее впечатление и внутреннюю реакцию на него;
˅ преобладание личных и общественных интонаций
2-я группа -
- Проанализируйте художественные средства выразительности образов
стихотворения:
˅ композицию, принцип сопоставления и развития основных словесных
1.Это стихотворение посвящено теме поэтического призвания. Основная его мысль состоит в том, что не может быть настоящим поэт, если он не любит свою малую родину, людей, не пережил невзгод, не искал счастья и не стоял горой за правду.
Пафос стихотворения патриотический. Образ лирического героя,
скрепляющего произведение, дан в динамике. Сначала мы видим
ребенка, влюбленного в «свист ветра», «смех солнца»; во второй
строфе это юноша, наблюдающий до рассвета звезды, «что дремлют до
рассвета»; в третьей строфе представлены жизненные «страдания от
невзгод» зрелого человека, не утратившего восторженность восприятия
бытия, но уже понимающего его скоротечность: «…без птичьих
странствий каждый год». В конце четвертой строфы мы видим
мудрого человека, говорящего о дорогих ему людях и подводящего
итоги своего пути. Это подчеркнуто двумя высокими отвлеченными
понятиями «счастья поиском» и «царствованием» правды. Таким
образом, мы видим пафос стихотворения в динамике: личное чувство
патриотизма растет, становится более осмысленным и приобретает
общественное звучание.
Вначале стихотворение воспринимается как пейзажная
зарисовка, и только потом понимаешь его философскую глубину.
2. Композиция стихотворения цельная: состояние природы переходит в состояние лирического героя. В произведении много природных образов: «облака», «ветер», «солнце», «Сары-Арка», «звезды», «реки», «птицы». В сочетании с зависимыми словами они метафоричны, поэтому принцип, заложенный в основу их создания – сходство. Словесные образы, выраженные абстрактными понятиями – «невзгоды», «счастья поиск», «царствование лжи» - базируются на принципе умозаключений автора.
В стихотворении выявлено обилие метафор (перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству): «синь, льющая облака», «свист ветра», «смех солнца», «в объятии морском», «птичьих странствий», «царствовала ложь», «невзгод, что … можем встретить», «без счастья поиска»; олицетворение (частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление) – «звезды дремлют».
Таким образом, преобладающий художественный прием этого стихотворения – метафора и автор виртуозно им владеет. Метафоры Кангожина имеют глубокий смысл, подчеркивающий высокую степень родства поэта с родным краем. Они позволяют автору отождествить себя с лирическим героем и нарисовать психологический портрет настоящего сына своей Родины.
3. Уникальность стихотворения в плане интонационно-синтаксической организации состоит в том, что в построении его четверостиший одни фигуры перерастают в другие или взаимопроникают друг в друга. Предложения текста построены по принципу синтаксического параллелизма(одинакового, сходного построения). В то же время применяется принцип анафоричности (единоначатия смежных предложений). Автор выстраивает градационные (расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию) ряды однородных дополнений, выраженных существительными с предлогом «без»:
Без смены ночи светлым днем,
Без звезд, что дремлют до рассвета,
Без рек в объятии морском
Я не родился бы поэтом.
Примечательно, что каждое четверостишье заканчивается категорическим утверждением автора (его личностной позиции): «… Я не родился бы поэтом». Этот своеобразный рефрен стихотворения является эпифорой (одинаковой концовкой). В то же время данный прием выполняет функцию экспрессивного повтора (намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания). Определенную динамику фразе Кангожина придает бессоюзие. В тексте встречаются эпитеты (образные определения) и метафорические эпитеты: «светлым днем», «птичьих странствий», «в объятие морском». Отмечается здесь так же прием инверсии (обратного порядка слов): «без сини, льющей облака» (обособленное определение в постпозиции, выраженное причастным оборотом), «рек в объятии морском» (несогласованное определение, выраженное словосочетанием), «без счастья поиска», «царствовала ложь».
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями; рифма – мужская перемежается с женской; рифмовка перекрестная (АБАБ); строфика – катрен (четверостишье):
Без сме'ны но'чи све'тлым дне'м, А
_ _/ ǀ _ _/ ǀ _ _/ ǀ _ _/ ǀ
Без зве'зд, что дре'млют до рассве'та, Б
_ _/ ǀ _ _/ ǀ _ _ ǀ _ _/ ǀ _
Без ре'к в объя'тии морско'м А
_ _/ ǀ _ _ ǀ _ _/ ǀ _ _/ ǀ
Я не роди'лся бы поэ'том. Б
_ _ ǀ _ _/ ǀ _ _ ǀ _ _/ ǀ _
Для стихотворения характерно фонетическое изобразительное средство – аллитерация (повторение согласных звуков в слове, фразе):
Без[с] сини, льющей облака,
Без[с] свиста ветра, смеха солнца…
Сочетание глухих шипящих и свистящих согласных создает практически ощутимый слухом свист ветра, который движет облака, периодически закрывающие солнце.
В строке
Без рек в объ[й'а]тии морском…
наличие сонорных согласных рисует картину бурных, клокочущих рек, впадающих в волнующееся море.
В целом звуковая инструментовка произведения довольно эвфонична (благозвучна), что служит единству его содержания и формы.
VI Заключительное слово учителя:
- Сегодня мы с вами проанализировали замечательное стихотворение нашего земляка, в котором высказано его жизненное и профессиональное кредо, любовь к родной земле и живущим на ней людям. Поэзия М. Кангожина будет вечно волновать сердца настоящих ценителей поэтического слова!
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Урок литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А. Фета". "
["seo_title"] => string(121) "urok-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-poety-rossii-19-vieka-stikhi-o-prirodie-v-tvorchiestvie-f-i-tiutchieva-i-a-a-fieta"
["file_id"] => string(6) "127396"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415297400"
}
}