kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Загадка Омара Хайяма».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Загадка Омара Хайяма…»

Тип урока: Усвоение нового материала (в рамках урока внеклассного чтения)

Вид урока: Урок- размышление. (интерпретация поэтического текста).

Эпиграф:  « Тесна мне бытия печальная темница,

           О, если б дверь найти, что к вечности ведёт…»

Цели :  Обучающая       –  обучение анализу идейного содержания творчества  

                                            через  сопоставление…

          Развивающая       – развитие речи посредством усложнения смысловой 

                                            функции,  создание условий для развития образного 

                                            мышления, способности  сравнивать и 

                                            сопоставлять.

         Воспитывающая – формирование положительных  нравственных    

                                           ориентаций, заставляющих задуматься над 

                                           жизненными целями, формирование

                                           положительного отношения к существованию 

                                           разных  точек зрения на один и тот же факт..

 

 Подготовка к уроку:

Уч-ся должны: найти текст, подготовить опережающее сообщение по биографии (трое учащихся).

Учитель: оформление доски, схемы, рисунки, слайды с изображением минаретов и городов Средней Азии, записи восточной музыки, организация эффективной   деятельности учащихся на всех этапах урока.

                                                  Ход урока.

Учитель: «Тесна мне бытия печальная темница,

             О, если б дверь найти, что к вечности ведёт…» 

около тысячи лет тому назад эти слова родились в устах великого перса О.Хайяма.   Хайям действительно верил, что дверь в вечность существует: надо только её искать – в своём окружении, в своём сердце, в своей душе…

    Возможно, кто- то из вас уже  знаком  с его творчеством,  кто-то слышит имя  О.Хайяма впервые. Думаю, у нас  с вами  сегодня есть возможность соприкоснуться с гением Востока и удивиться… Слишком велик и порочен  Хайям, слишком противоречив и загадочен, слишком дерзок и непредсказуем, слишком непрост и неоднозначен…

В чём  же загадка О.Хайяма?

          Прежде чем пригласить вас к разговору об этом, предлагаю послушать сообщения о личности, биографических фактах, событиях, связанных с самым загадочным и мудрым представителем восточной культуры (троим учащимся предложено самостоятельно подобрать вышеупомянутый материал для сообщения на уроке, не согласуя его друг с другом).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Загадка Омара Хайяма». »

Алтынсаринский район

п. Силантьевка

Силантьевская СШ



















Предмет: Русская литература.

Тема: « Загадка Омара Хайяма».

11 класс.







Солдатова Светлана Васильевна

Первая категория

Стаж работы – 24 года


2006 год.

Тема: « Загадка Омара Хайяма…»


Тип урока: Усвоение нового материала (в рамках урока внеклассного чтения)

Вид урока: Урок- размышление. (интерпретация поэтического текста).


Эпиграф: « Тесна мне бытия печальная темница,

О, если б дверь найти, что к вечности ведёт…»

Цели : Обучающая – обучение анализу идейного содержания творчества

через сопоставление…

Развивающая – развитие речи посредством усложнения смысловой

функции, создание условий для развития образного

мышления, способности сравнивать и

сопоставлять.

Воспитывающая – формирование положительных нравственных

ориентаций, заставляющих задуматься над

жизненными целями, формирование

положительного отношения к существованию

разных точек зрения на один и тот же факт..


План урока.

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

  1. Орг. момент.

Мотивационное начало.


  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.



3. Этап создания проблемной

ситуации.



4. Актуализация знаний и опыта

учащихся.




5. Этап обобщения и систематизации

Итоги урока.



1. Приветствие.



2. Опережающее задание на фоне

творческого условия: продолжить

сообщения на тему, не повторяясь.


3. Погружение в проблему: « О.Хайям –

идеален» « О.Хайям - порочен»

(дебаты)


4. - Организация «Школы жизни»

- Сопоставительный анализ.

- Коллективная форма организации

познавательной деятельности.

5. Рефлексивно – ассоциативный анализ:

  • «стихи в подарок»

  • « открой страницу»

  • «чистый лист»



Подготовка к уроку:


Уч-ся должны: найти текст, подготовить опережающее сообщение по биографии (трое учащихся).

Учитель: оформление доски, схемы, рисунки, слайды с изображением минаретов и городов Средней Азии, записи восточной музыки, организация эффективной деятельности учащихся на всех этапах урока.


Ход урока.


Учитель: «Тесна мне бытия печальная темница,

О, если б дверь найти, что к вечности ведёт…»

около тысячи лет тому назад эти слова родились в устах великого перса О.Хайяма. Хайям действительно верил, что дверь в вечность существует: надо только её искать – в своём окружении, в своём сердце, в своей душе…

Возможно, кто- то из вас уже знаком с его творчеством, кто-то слышит имя О.Хайяма впервые. Думаю, у нас с вами сегодня есть возможность соприкоснуться с гением Востока и удивиться… Слишком велик и порочен Хайям, слишком противоречив и загадочен, слишком дерзок и непредсказуем, слишком непрост и неоднозначен…

В чём же загадка О.Хайяма?

Прежде чем пригласить вас к разговору об этом, предлагаю послушать сообщения о личности, биографических фактах, событиях, связанных с самым загадочным и мудрым представителем восточной культуры (троим учащимся предложено самостоятельно подобрать вышеупомянутый материал для сообщения на уроке, не согласуя его друг с другом).

Задание учащимся:

Задача выступающих усложняется тем, что их информация не должна повторяться, желателен момент личностного отношения к сообщаемому…

Все остальные строго следят за тем, чтобы условие опережающего задания не нарушалось (в процессе слушания можете делать краткие записи в тетради).

Пожалуйста…

1 ученик: (на фоне слайдов и восточной музыки) Образ великого представителя Востока овеян легендами, биография – полна тайн и загадок. Его полное имя едва ли поместится в одну журнальную строку: Гияс-ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури. Он носил долгополую зелёную верхнюю одежду из плотного шёлка. Белоснежная нижняя рубашка узким вырезом охватывала крепкую шею. Светло- карие глаза, каштанового цвета бородка, небольшие усы. Прямой с горбинкой нос. Над высоким лбом – традиционная повязка. Хайям – шьющий шатры (его отец шил палатки для воинов и знатных особ). Нишапур – место рождения Хайяма, один из крупнейших городов Ирана. Дату рождения Хайяма – 18 мая 1048 г. – удалось установить сравнительно недавно, расшифровав один из составленных для него гороскопов . Любопытно, что гороскоп мог составить и сам поэт, который. как известно, увлекался астрологией…


2 ученик: Могу добавить, что древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося учёного: математика, физика, астронома, философа. Слава о его обширных и глубоких знаниях распространилась по всей Средней Азии. Многие восточные правители приглашали Хайяма стать придворным учёным. Рассвет его научной деятельности приходится на период пребывания в Исфахате, столице могущественного Сельджукского государства. Там Хайям написал сёрьёзные труды по математике и физике, на основе глубоких астрономических наблюдений создал свой календарь, который, как утверждают специалисты, точнее современного. В древнем мире повороты судьбы учёных и писателей во многом зависели от сильных мира сего. После смерти могущественного покровителя О.Хайяма, сельджукского везира Низама ал-Мулка, для поэта наступили нелёгкие времена. Остаток жизни его прошёл в странствиях и скитаниях, в постоянных заботах о хлебе насущном. В 1112 г. в Нишапуре перестало биться сердце Хайяма. Над его могилой возвышается мавзолей, символ признательности и уважения соотечественников…


3 ученик: Могу дополнить, что в современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско – лирических четверостиший, объединённых востоковедами – переводчиками в сборник «Рубайят». Рубаи – одна из самых сложных жанровых форм таджикско – персидской поэзии. Объём рубаи – четыре строки , три из которых ( а иногда и все четыре) рифмуются между собой.. Хайям – непревзойдённый мастер этого жанр. В отличие от других поэтов Востока он был последовательным его приверженцем.

Размышления переводчика Голубева И.А, на мой взгляд, наиболее точно передают мои мысли: «Омар Хайям… Универсальный гений такого же масштаба, и как Леонардо да Винчи… Ему (О.Хайяму) в истории повезло ещё меньше. Ни одно из его важнейших научных открытий не было понято современниками. Построенная им величайшая в мире обсерватория была закрыта ещё при его жизни. Разработанный им точнейший календарь был вскоре вновь заменён традиционным. Написанные им стихи соответствовали мышлению совершенно другой (нашей) эпохи, а поэтому не пользовались популярностью и уцелели благодаря буквально нескольким почитателям с «извращённым» вкусом, чудом находившимся в каждом столетии. Творчеству Баха пришлось сто лет ждать признания… Творчеству Хайяма – семь с половиной столетий»…


Учитель: Итак, справились ваши товарищи со своей задачей? На ваш взгляд, кому из них было труднее всего справиться с ней?


Ответы учащихся …(с элементами анализа и умозаключений)

Учитель: Великий поэт древнего Востока познал всё: славу и деньги, преданность учеников и восторги почитателей, радость открытий и горечь непонимания, хмельную любовь и унизительность безденежья, угрожающее безмолвие и славословие придворных, предательство и зависть друзей, доверие современников. Наконец, всемогущее Время по достоинству оценило О.Хайяма. В его рубаи содержатся совет и мудрость. Они о добре и зле, о любви и ненависти, о друзьях и врагах – словом, о жизни.


Задание учащимся: На ваших партах находятся материалы к уроку, где самые известные рубаи (100 четверостиший) О.Хайяма сгруппированы по разделам:

1. О смысле мироздания…

2. Спор с богом..

3. Власть и человек.

4. Пороки человеческие.

5. Любовь и наслаждение.

Прошу вас разделиться на две команды (по типу дебатов). Два ученика – эксперты.

Первая команда - «Философы» по каждому из предложенных пяти разделов

готовит утверждение « О.Хайям – идеален».

Вторая команда - « Реалисты» готовит утверждение - « О. Хайям –

порочен».

Обязательное и непременное условие: любое утверждение или предположение подтверждается цитатами и рубаи. Общие выводы делают независимые эксперты.


Учитель: Итак, о смысле мироздания в поэзии Хайяма рассуждают «Философы».


Ответы… учащиеся доказывают и демонстрируют присутствующим на основе текста правоту своих утверждений..

Например, О.Хайям идеален как философ и непревзойдён в своей мудрости:

Нищим дервишем ставши – достигнешь высот.

Сердце в кровь изодравши – достигнешь высот.

Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!

Лишь с собой совладавши – достигнешь высот!

или

« Ад и рай – в небесах», - утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай – не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай – это две половинки души. (и т.д.)

Учитель: А теперь слово – «Реалистам».


Ответы…учащиеся пытаются доказать обратное, ссылаясь на текст. Например:

Жизнь с крючка сорвалась и бесследно прошла,

Словно пьяная ночь, беспросветно прошла.

Жизнь, мгновенье которой равно мирозданью,

Как меж пальцев песок, незаметно прошла! и т.д.


Эксперт: Вывод напрашивается сам собой: первая команда находилась в более выигрышной позиции и строила свои утверждения легко и непринуждённо. Считаю, что очень сложно было «Реалистам», так как доказать обратное в этом разделе почти невозможно. Нужно отдать им должное: цитатами из рубаи они пытались доказать некую пессимистичность и обреченность во взгляде Хайяма на смысл мироздания…


Учитель: О.Хайям - один из немногих, кто вступал в дерзкий спор с Богом. Приглашаю « Философов» к разговору об этом…


Ответы… мы не можем утверждать идеальность поэта в отношении к Всевышнему, но можем доказать то, что после каждого неблагопристойного выпада в адрес Бога, Хайям с не меньшей силой раскаивался в этом:

Я раскаянья полон на старости лет..

Нет прощения мне, оправдания нет.

Я, безумец , не слушался Божьих велений –

Дела всё, чтобы только нарушить запрет!

или

Всех смерть и тленье ожидает,

Бессмертен, вечен только ты!..


Учитель: Что скажут по этому поводу « Реалисты»?


Ответы… доказать то, что Хайям порочен в отношении к богу легко, потому что его рубаи говорят об этом шокирующе открыто, иногда злобно и с явной насмешкой:

Если мельницу, баню, роскошный дворец

Получает в подарок дурак и подлец,

А достойный идёт в кабалу из-за хлеба

Мне плевать на твою справедливость, творец!

или

Кто, живя на земле, не грешил? Отвечай!

Ну, а кто не грешил – разве жил? Отвечай!

Чем Ты лучше меня, если мне в наказанье

Ты ответное зло совершил? Отвечай!

Эксперт: Обе команды достойно справились с заданием, хотя позиция представителей второй команды была слишком прямолинейной и категоричной…


Учитель: Позвольте мне вмешаться в ваш спор и предложить вам воспоминания Бейхаки о последних часах жизни поэта: « Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти. Аккуратно заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем позвал своих близких и учеников, сделал завещание и после этого уже не принимал ни воды, ни пищи. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал тебя, постольку я к тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер».

Как понимать поэта ?


Ответы … О.Хайям всегда верил в существование Бога. И в последние минуты своей жизни он разговаривал только с ним, в последний раз прося у Бога прощения.


Учитель: Хайям всегда одерживал верх, когда говорил о власти и месте человека в ней. Приглашаю к разговору «Философов».


Ответы…поэт протестует против несправедливого устройства мира смело и жёстко:

Лучше впасть в нищету , голодать или красть,

Чем в число лизоблюдов презренных попасть.

Лучше кости глодать, чем прельститься сластями

За столом у мерзавцев, имеющих власть.

или

Миром правит насилье, злоба и месть.

Что ещё на Земле достоверного есть?

Где счастливые люди в озлобленном мире?

Если есть – их по пальцам легко перечесть.


Учитель: Что думают по этому поводу «Реалисты»?


Ответы… мы думаем, что О.Хайям был не всегда так решителен и смел, как утверждают « Философы»:

С той горсточкой невежд, что нашим миром правят

И выше всех людей себя по званью ставят ,

Не ссорься. Ведь того, кто не осёл, тотчас

Они крамольником, еретиком ославят.

Или


В этом мире глупцов, подлецов, торгашей

Уши, мудрый, заткни, рот надёжно зашей,

Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай

О сохранности глаз, языка и ушей!

Эксперт: Команды справились со своей задачей на «отлично»…


Учитель: Утверждают, что Хайям любил жизнь во всех её проявлениях и часто упоминал о пороках человеческих. Что говорят об этом стихи поэта? Пожалуйста, «Философы» …


Ответы… Мы можем доказать, что поэт утверждал право каждого человека на радость бытия, веселье, счастье физического существования. Кто осудит за это поэта, утверждающего ценность жизни:

Не беда, что вино мне милей, чем вода,

Труд любовный – желанней любого труда.

Мне раскаянья Бог никогда не дарует.

Сам же я не раскаюсь ни в чём никогда!

или

Пить вино зарекаться не должен поэт.

Преступившим зарок- оправдания нет.

Соловьи надрываются, розы раскрыты…

Разве можно давать воздержанья обет?!


Учитель: Что скажут наши « Реалисты»?


Ответы…Совершенно очевидно, что поэт был подвержен многим человеческим порокам:

Да пребудет со мною любовь и вино!

Будь что будет: безумье, позор – всё равно!

Чему быть суждено – неминуемо будет,

Но не больше того, чему быть суждено.

или

Я несчастен и мерзок себе, сознаюсь,

Но не хнычу и кары небес не боюсь.

Каждый Божеский день, умирая с похмелья,

Чашу полную требую, а не молюсь!


Эксперт: В данном случае команда « Реалистов» была убедительнее…

Учитель: Позвольте мне тоже вспомнить стихи поэта.

Назовут меня пьяным - воистину так!

Нечестивым, смутьяном – воистину так!

Я есть я! И болтайте себе, что хотите:

Я останусь Хайямом. Воистину так!

( вопрос ко всем). Как это понимать?

Ответы… Наверное, мы не вправе осуждать за что – либо человека, оставившего миру такое великое наследие. О.Хайя, как всегда, прав…


Учитель: Что значили для Хайяма любовь и наслаждение?! Рассуждать по этому поводу первым – «Философам»


Ответы… мы утверждаем, что любовь в его понимании – основа жизни... Человек, не познавший настоящей любви, не напишет об этом так, как Хайям:

Изначальней всего остального – любовь,

В песне юноши первое слово – любовь.

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа – любовь.


Ты, кого я избрал, всех милей для меня.

Сердца пылкого жар , свет очей для меня ,

В жизни есть ли хоть что – нибудь жизни дороже?

Ты и жизни дороже моей для меня.


Учитель: Может ли команда «Реалистов» опровергнуть данное утверждение?


Ответы… у нас есть факты, что Хайям мог относится к любви, как к мимолётному наслаждению и бесконечному страданию..

Развеселись. В плен не поймать ручья?

Зато ласкает беглая струя.

Нет в женщинах и в жизни постоянства?

Зато бывает очередь твоя!

или

Любовь в начале ласкова всегда .

В воспоминаньях ласкова всегда.

А любишь – боль. И с жадностью друг друга

Терзаем мы и мучаем. Всегда.


Эксперты: (делают общий вывод, желательно без помощи учителя) Думаем, что командам было достаточно сложно работать по такой схеме: порочен или идеален поэт. Мы все прочувствовали и поняли, что О.Хайям слишком глубок, мудр и гениален, чтобы быть в каких –либо временных, пространственных и чувственных рамках…


Учитель: Как вы думаете, чему можно поучиться у великого Хайяма?


Задание учащимся: предлагаю разделиться на четыре группы и каждой группе выработать свод правил и советов О. Хайяма, на ваш взгляд, самых существенных и важных … назовём это « Школой жизни».

Предполагаемые ответы… (вывешиваются на доске, желательна защита проектов)


1. Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.


2. Если подлый лекарства нальёт тебе – вылей!

Если мудрый подаст тебе яду – прими!

  1. Жизнь дороже богатства и почестей всех. ( и т. д.)



Учитель: Пусть советы и пожелания О.Хайяма помогут вам в жизни, а знакомство с его творениями пусть продолжается вечно…



Задания учащимся: предлагаю вам коротко, в несколько строк, поблагодарить поэта или что- либо ему пожелать. Это могут быть стихи в подарок…


Ответы…(предлагаю стихотворение ученицы 11 класса Никулиной Е.)


Листая за страницею страницу, я хочу

Пусть в сердце и в душе Ты отзовёшься.

Дверь в вечность приоткрыта: не смолчу

О том, что на земле ты Вечностью зовёшься.


Учитель: На ваших столах книги со стихами Хайяма. Меня радует это и вселяет надежду , что по окончании нашего урока стихи О.Хайяма займут достойное место на ваших книжных полках.( можно предложить учащимся открыть любую страницу и ещё раз насладиться советом мудреца…)


Учитель: А сейчас, я совершенно сознательно демонстрирую вам чистый лист бумаги и задаю свой последний вопрос: (на доске вывешивается совершенно чистый лист бумаги большого размера) Что я хочу сказать этим?


Ответы…Наверное, феномен Хайяма навсегда останется загадкой для человечества, как этот чистый лист…(ответы могут быть самые разные, многие из них тоже имеют право быть).






Учитель: И как подтверждение всему сказанному предлагаю закончить наш урок словами первого современного издателя «Рубайята» Садека Хедайята (на обратной стороне чистого листа - цитата)



«Пожалуй, во всём мире не найти книг, подобных сборнику стихов Омара Хайяма, расхваленному, преданному анафеме и ненавидимому, искажённому и оклеветанному, подвергнутому скурпулёзнейшему толкованию, снискавшему всеобщую славу, завоевавшему весь мир и, в конечном счёте, так и непознанному».





( Оценивание творческой деятельности учащихся осуществляется учителем по своему усмотрению)



























Материалы к уроку по теме « Загадка Омара Хайяма…»

Задание учащимся: при помощи предложенных четверостиший (рубаи) необходимо доказать два утверждения: О.Хайям – идеален.

О.Хайям – порочен.

О смысле мироздания…


Мы – цель созданья, смысл его отменный,

Взор Божества и сущность зрящих глаз.

Окружность мира – перстень драгоценный,

А мы в том перстне – вправленный алмаз.


Мы – источник веселья – и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны – и чистый родник.

Человек – словно в зеркале мир, - многолик,

Он ничтожен – и он же безмерно велик


Всё, что мы видим , - видимость только одна.

Далеко до поверхности мира до дна.

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей – не видна..


Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,

Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,

Ни былой ,ни грядущей минуте не верь,

Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!


Хорошо, если платье твое без прорех.

И о хлебе насущном подумать не грех.

А всего остального и даром не надо –

Жизнь дороже богатства и почестей всех.


На чьём столе вино, и сладости, и плов?

Сырого неуча. Да, рок – увы –таков!

Турецкие глаза – красивейшие в мире-

Находим у кого? Обычно у рабов.


Когда б скрижаль судьбы мне вдруг подвластна стала,

Я все бы стер с нее и все писал сначала .

Из мира я печаль изгнал бы навсегда,

Чтоб радость головой до неба доставала.



Где мудрец ,мирозданья постигший секрет?

Смысла в жизни ищи до конца своих лет:

Всё равно ничего достоверного нет –

Только саван, в который ты будешь одет.



Жизнь с крючка сорвалась и бесследно прошла,

Словно пьяная ночь, беспросветно прошла.

Жизнь, мгновенье которой равно мирозданью,

Как меж пальцев песок, незаметно прошла!


Был ли в самом начале у мира исток?

Вот загадка, которую задал нам Бог.

Мудрецы толковали о ней, как хотели ,-

Ни один разгадать её толком не мог


Так как вечных законов твой ум не постиг –

Волноваться смешно из-за мелких интриг.

Так как Бог в небесах неизменно велик –

Будь спокоен и весел, цени этот миг..


О, как безжалостен круговорот времён!

Им ни один из всех узлов не разрешён.

Но, в сердце чьём-нибудь едва заметив рану,

Уж рану новую ему готовит он.


Тот, кто мир преподносит счастливчикам в дар,

Остальным – за ударом наносит удар.

Не горюй, если меньше других веселился,

Будь доволен, что меньше других пострадал.


Ухожу, ибо в этой обители бед

Ничего постоянного, прочного нет.

Пусть смеётся лишь тот уходящему вслед,

Кто прожить собирается тысячу лет.


До рожденья ты не нуждался ни в чем,

А родившись, нуждаться во всём обречён.

Только сбросивши гнёт непосильного тела,

снова станешь свободным, как Бог, богачом.


Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего неизвестно ,-

Вот последняя правда, открытая мной.


Нищим дервишем ставши – достигнешь высот.

Сердце в кровь изодравши - достигнешь высот.

Прочь, пустые мечты о великих свершениях!

Лишь с собой совладавши – достигнешь высот!


Я познание сделал своим ремеслом,

Я знаком с высшей правдой и низменным злом.

Все тугие узлы я распутал на свете,

Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.



Беспощадна судьба, наши планы круша.

Час настанет – и тело покинет душа.

Не спеши, посиди на траве, под которой

Скоро будешь лежать, никуда не спеша.


« Ад и рай – в небесах»,- утверждают ханжи..

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай – не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай – это две половинки души.


От веры к бунту – лёгкий миг один.

От правды к Тайне – лёгкий миг один.

Испей полнее молодость и радость.

Дыханье жизни – лёгкий миг один.


Смерти я не страшусь, на судьбу не ропщу,

Утешенья в надежде на рай не ищу,

Душу вечную, данную мне ненадолго,

Я без жалоб в положенный час возвращу.


Удивленья достойны поступки Творца!

Переполнены горечью наши сердца:

Мы уходим из этого мира, не зная

Ни начала, ни смысла его, ни конца..


Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.







Спор с Богом.


Кто, живя на земле, не грешил ? Отвечай!

Ну, а кто не грешил – разве жил ? Отвечай!

Чем Ты лучше меня, если мне в наказанье

Ты ответное зло совершил ? Отвечай!


Зло даёшь и получаешь плату злом, -

Чем ты лучше в этом случае меня ?

Пусть я плох, но я тобою сотворён…

Я не нравлюсь – так не делал бы меня.


Благородство и подлость, отвага и страх –

Всё с рожденья заложено в наших телах.

Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже –

Мы такие, какими нас создал Аллах!


В этом мире на каждом шагу – западня.

Я по собственной воле не прожил и дня.

Без меня в небесах принимают решенья,

А потом бунтарём называют меня!


Много ль проку от наших молитв и кадил ?

В рай лишь тот попадёт, кто не в ад угодил.

Что кому на роду предначертано будет –

До начала творенья Господь сотворил!


От безбожья до Бога – мгновенье одно!

От нуля до итога – мгновенье одно.

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь – ни мало ни много – мгновенье одно!


Когда Вселенную настигнет день конечный,

И рухнут небеса, и Путь померкнет Млечный –

Я, за полу схватив Создателя, спрошу:

« За что же ты меня убил, Владыка вечный?»


Отчего всемогущий Творец наших тел

Даровать нам бессмертия не захотел ?

Если мы совершенны – зачем умираем ?

Если не совершенны – то кто бракодел ?



Ты, Всевышний, по – моему, жаден и стар,

Ты наносишь рабу за ударом удар.

Рай – награда безгрешным за их послушанье.

Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар.


О, жестокое небо, безжалостный бог!

Ты ещё никогда никому не помог.

Если видишь, что сердце обуглено горем,-

Ты немедля ещё добавляешь ожог.


Если мельницу, баню, роскошный дворец

Получает в подарок дурак и подлец,

А достойный идёт в кабалу из – за хлеба

Мне плевать на твою справедливость, творец!


На свете можно ли безгрешного найти ?

Нам всем заказаны безгрешные пути.

Мы худо действуем, а Ты нас злом караешь,

Меж нами и тобой различья нет почти.


Разум мой не силён и не слишком глубок,

Чтобы замыслов Божьих распутать клубок.

Я молюсь и Аллаха понять не пытаюсь –

Сущность бога способен постичь только бог.


Согрешив, ни к чему себя адом стращать,

Стать безгрешным не надо, Хайям, обещать.

Для чего милосердному Богу безгрешный ?

Грешник нужен Всевышнему – чтобы прощать.


От излишеств моих – разве Ты обнищал?

Что за прибыль тебе, если я отощал?

Я смиренно прошу, чтобы Ты, милосердный,

Нас пореже карал и почаще прощал.


Когда глину творенья Аллах замесил,

Он меня о желаньях моих не спросил.

И грешил я по мере отпущенных сил.

Справедливо ль, что в рай меня Бог не впустил?





Раб страстей, я в унынье глубоком – увы!

Жизнь прожив, сожалею о многом – увы!

Даже если простит меня Бог милосердный,

Стыдно будет стоять перед Богом…увы!


Я раскаянья полон на старости лет.

Нет прощения мне, оправдания нет.

Я, безумец, не слушался Божьих велений –

Делал всё, чтобы только нарушить запрет!


Облегчи в моём сердце мучительный гнёт,

Треволнений мирских и забот;

От недоброго взора людского укрой

Всё, в чем грешен бывал я порой!

На сегодня дай светлого счастья струю –

А на завтра себя предаю

Я, мой Бог, в милосердную руку Твою.


Бог создал звёзды, голубую даль.

Но превзошел себя, создав печаль…


Открой мне дверь: открыть её

Здесь может, Боже, лишь твоё

Чудесно – властное веленье!

Дай путь сознанью моему:

Ты открываешь путь спасенья!

Руки не дам я никому

Из тех, поднять кто пожелает

Меня из праха суеты.

Всех смерть и тленье ожидает,

Бессмертен, вечен только ты!..












Власть и человек.

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,

Чем в число блюдолизов презренных попасть.

Лучше кости глодать, чем прельститься сластями

За столом у мерзавцев, имеющих власть.


С той горсточкой невежд, что нашим миром правят

И выше всех людей себя по званью ставят,

Не ссорься. Ведь того, кто не осёл, тотчас

Они крамольником, еретиком ославят.


В этом мире глупцов, подлецов, торгашей

Уши, мудрый , заткни, рот надёжно зашей,

Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай

О сохранности глаз, языка и ушей!


О мудрец! Если тот или этот дурак

Называет рассветом полуночный мрак,-

Притворись дураком и не спорь с дураком.

Каждый, кто не дурак, - вольнодумец и враг.


То, что Бог нам однажды отмерит , друзья,

Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.

Постараемся с толком истратить наличность,

На чужое не зарясь, взаймы не прося.


Не завидуй тому, кто силён и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткой, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.


Я знаю этот вид напыщенных ослов:

Пусты, как барабан, а сколько громких слов!

Они – рабы имён. Составь себе лишь имя,

И ползать пред тобой любой из них готов.


Если все государства, вблизи и вдали,

Покорённые, будут валяться в пыли –

Ты не станешь, великий владыка, бессмертным.

Твой удел невелик - три аршина земли.


Для достойного – нету достойных наград,

Я живот положить за достойного рад.

Хочешь знать, существуют ли адские муки ?

Жить среди недостойных – вот истинный ад.


Из всего, что аллах мне для выбора дал,

Я избрал чёрствый хлеб и убогий подвал,

Для спасенья души голодал и страдал.

Ставши нищим, богаче богатого стал.


Не таи в своём сердце обид и скорбей,

Ради звонкой монеты поклонов не бей.

Если друга ты вовремя не накормишь, -

Всё сожрёт без остатка наследник – злодей..


Миром правит насилье, злоба и месть.

Что ещё на Земле достоверного есть?

Где счастливые люди в озлобленном мире?

Если есть – их по пальцам легко перечесть.


Чем за общее счастье без толку страдать –

Лучше счастье кому – нибудь близкому дать.

Лучше друга к себе привязать добротою,

Чем от пут человечество освобождать.


Недостойно – стремиться к тарелке любой,

Словно жадная муха, рискуя собой.

Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет,

Чем подлец его будет кормить на убой !


Вы, злодейству, которых не видно конца,

В Судный день не надейтесь на милость Творца!

Бог, простивший не сделавших доброго дела,

Не простит сотворившего зло подлеца.


Долго ль будешь ты всяким скотам угождать?

Только муха за харч может душу отдать!

Кровью сердца питайся, но будь независим.

Лучше слёзы глотать, чем объедки глодать.


Знайся только с достойными дружбы людьми,

С подлецами не знайся, себя не срами,

Если подлый лекарство нальёт тебе – вылей!

Если мудрый подаст тебе яду – прими!


О, если б каждый день иметь краюху хлеба,

Над головою кров и скромный угол, где бы

Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть,

Тогда благословить за счастье можно б Небо!

Пороки человеческие.

Шейх блудницу спросил: « Ты, беспутная, пьёшь ,

Всем желающим тело своё продаёшь!»

«Я,- сказала блудница,- и правду такая.

Тот ли ты, за кого мне себя выдаёшь?»


Слаб человек, судьбы неверный раб,

Изоблечённый и бесстыдный раб!

Особенно в любви. Я сам, я первый

Всегда неверен и ко многим - слаб.


Жизнь в разлуке с лозою хмельною – ничто,

Жизнь в разлуке с певучей струною – ничто.

Сколько я ни вникаю в дела под луною:

Наслаждение – всё, остальное – ничто!


Да пребудет со мною любовь и вино!

Будь что будет: безумье, позор – всё равно!

Чему быть суждено – неминуемо будет,

Но не больше того, чему быть суждено.


Принесите вина – надоела вода!

Чашу жизни моей наполняют года.

Не к лицу старику притворяться непьющим.

Если нынче не выпью вина – то когда?


Пей вино, ибо друг человеку оно,

Для усталых – подобно ночлегу оно.

Во всемирном потоке, бушующем в душах,

В мире скорби – подобно ковчегу оно.


Ты не верь измышленьям непьющих тихонь,

Будто пьяниц в аду ожидает огонь.

Если место в аду для влюблённых и пьяниц –

Рай окажется завтра пустым, как ладонь.


Если пост я нарушу для плотских утех –

Не подумай, что я нечестивее всех.

Просто постные дни – словно черные ночи,

А ночами грешить, как известно, не грех!


Не беда, что вино мне милей, чем вода,

Труд любовный – желанней любого труда.

Мне раскаянья Бог никогда не дарует.

Сам же я не раскаюсь ни в чём никогда!

Пить вино зарекаться не должен поэт.

Преступившим зарок – оправдания нет.

Соловьи надрываются, розы раскрыты…

Разве можно давать воздержанья обет?!


Я несчастен и мерзок себе, сознаюсь,

Но не хнычу и кары небес не боюсь.

Каждый Божеский день, умирая с похмелья,

Чашу полную требую ,а не молюсь!


Ко мне ворвался ты, как ураган, Господь,

И опрокинул мне с вином стакан, Господь!

Я пьянству предаюсь, а ты творишь бесчинства?

Гром разрази меня, коль ты не пьян, господь!


Попрекают Хайяма числом кутежей

И в пример ему ставят непьющих мужей.

Были б столь же заметны другие пороки –

Кто бы выглядел трезвым из этих ханжей?!


Пить Аллах не велит не умеющим пить,

С кем попало ,без памяти смеющим пить,

Но не мудрым мужам, соблюдающим меру,

Безусловное право имеющим пить!


Назовут меня пьяным – воистину так!

Нечестивым, смутьяном – воистину так!

Я есть я! И болтайте себе, что хотите:

Я останусь Хайямом. Воистину так!
















Любовь и наслаждение.

Изначальней всего остального – любовь,

В песне юности первое слово – любовь.

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа – любовь.


Блажен, кто на ковре сверкающего луга

Пред кознями небес не ведая испуга,

Потягивает сок благословенных лоз

И гладит бережно душистый локон друга.


Сбрось обузу корысти, тщеславия гнёт,

Злом опутанный, вырвись из этих тенет,

Пей вино и расчёсывай локоны милой:

День пройдёт незаметно – и жизнь промелькнёт..


Слаб человек, судьбы неверный раб,

Изобличённый и бесстыдный раб!

Особенно в любви.. Я сам , я первый

Всегда неверен и во многом - слаб.


Да пребудет со мною любовь и вино!

Будь что будет: безумье, позор – всё равно!

Чему быть суждено – неминуемо будет,

Но не больше того, чему быть суждено.


Кто урод, кто красавец – не ведает страсть,

В ад согласен безумец влюблённый попасть.

Безразлично влюблённым, во что одеваться,

Что на землю стелить, что под голову класть.


Луноликая! Чашу вина и греха

Пей сегодня – на завтра надежда плоха.

Завтра, глядя на землю, луна молодая

Не отыщет ни славы моей, ни стиха.


Словно солнце, горит, не сгорая, любовь,

Словно птица небесного рая - любовь.

Но ещё не любовь – соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, - любовь!


Опасайся плениться красавицей, друг!

Красота и любовь – два источника мук.

Ибо это прекрасное царство невечно:

Поражает сердца – и уходит из рук..


Много сект насчитал я в исламе. Из всех

Я избрал себе секту любовных утех.

Ты – мой Бог! Подари же мне радости рая.

Слиться с Богом, любовью пылая, - не грех!


Волшебства о любви болтовня лишена,

Как остывшие угли – огня лишена.

А любовь настоящая жарко пылает,

Сна и отдыха, ночи и дня лишена.


Есть ли кто – нибудь в мире, кому удалось

Утолить свою страсть без мучений и слёз?

Дал себя распилить черепаховый гребень,

Чтобы только коснуться любимых волос!


Горе сердцу, которое льда холодней,

Не пылает любовью, не знает о ней..

А для сердца влюблённого – день, проведённый

Без возлюбленной,- самый пропащий из дней.


О мудрец! Если Бог тебе дал напрокат

Музыкантшу, вино, ручеёк и закат –

Не выращивай в сердце безумных желаний..

Если всё это есть – ты безмерно богат!


Этот ценный рубин из особого здесь рудника,

Этот жемчуг единственный светит особой печатью,

И загадка любви непонятной полна благодатью,

И она для разгадки особого ждёт языка.


Как полон я любви, как чуден милой лик,

Как много я б сказал и как мой нем язык!

Не странно ль, Господи? От жажды изнываю,

А тут же предо мной течёт живой родник.


Жил ты, бедную душу грехами губя,

Без раскаянья жил, никого не любя,

И когда до своей доберёшься могилы,

Отвернётся, пожалуй , земля от тебя.


Вина – другого я и не прошу.

Любви – другого я и не прошу.

«А небеса дадут тебе прощенье…»

Не предлагают – я и не прошу.


Любовь вначале ласкова всегда.

В воспоминаньях ласкова всегда.

А любишь – боль. И с жадностью друг друга

Терзаем мы и мучаем . Всегда.


В том не любовь, кто буйством не томим.

В том – хворостинок отсырелый дым.

Любовь – костёр. Пылающий, бессонный.

Влюблённый ранен, он неисцелим.


Развеселись. В плен не поймать ручья?

Зато ласкает беглая струя.

Нет в женщинах и в жизни постоянства?

Зато бывает очередь твоя!


Ты опьянел - и радуйся, Хайям!

Ты полюбил – и радуйся, Хайям!

Придёт ничто, прикончит эти бредни..

Ещё ты жив – и радуйся, Хайям!


Ты, кого я избрал, всех милей для меня.

Сердца пылкого жар, свет очей для меня,

В жизни есть ли хоть что – нибудь жизни дороже?

Ты и жизни дороже моей для меня.




















25




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Загадка Омара Хайяма».

Автор: Солдатова Светлана Васильевна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 149938


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства