Тип урока: Усвоение нового материала (в рамках урока внеклассного чтения)
Вид урока: Урок- размышление. (интерпретация поэтического текста).
Эпиграф: « Тесна мне бытия печальная темница,
О, если б дверь найти, что к вечности ведёт…»
Цели : Обучающая – обучение анализу идейного содержания творчества
через сопоставление…
Развивающая – развитие речи посредством усложнения смысловой
функции, создание условий для развития образного
мышления, способности сравнивать и
сопоставлять.
Воспитывающая – формирование положительных нравственных
ориентаций, заставляющих задуматься над
жизненными целями, формирование
положительного отношения к существованию
разных точек зрения на один и тот же факт..
Подготовка к уроку:
Уч-ся должны: найти текст, подготовить опережающее сообщение по биографии (трое учащихся).
Учитель: оформление доски, схемы, рисунки, слайды с изображением минаретов и городов Средней Азии, записи восточной музыки, организация эффективной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Ход урока.
Учитель:«Тесна мне бытия печальная темница,
О, если б дверь найти, что к вечности ведёт…»
около тысячи лет тому назад эти слова родились в устах великого перса О.Хайяма. Хайям действительно верил, что дверь в вечность существует: надо только её искать – в своём окружении, в своём сердце, в своей душе…
Возможно, кто- то из вас уже знаком с его творчеством, кто-то слышит имя О.Хайяма впервые. Думаю, у нас с вами сегодня есть возможность соприкоснуться с гением Востока и удивиться… Слишком велик и порочен Хайям, слишком противоречив и загадочен, слишком дерзок и непредсказуем, слишком непрост и неоднозначен…
В чём же загадка О.Хайяма?
Прежде чем пригласить вас к разговору об этом, предлагаю послушать сообщения о личности, биографических фактах, событиях, связанных с самым загадочным и мудрым представителем восточной культуры (троим учащимся предложено самостоятельно подобрать вышеупомянутый материал для сообщения на уроке, не согласуя его друг с другом).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Загадка Омара Хайяма». »
Алтынсаринский район
п. Силантьевка
Силантьевская СШ
Предмет: Русская литература.
Тема: « Загадка Омара Хайяма».
11 класс.
Солдатова Светлана Васильевна
Первая категория
Стаж работы – 24 года
2006 год.
Тема:« Загадка Омара Хайяма…»
Тип урока:Усвоение нового материала(в рамках урока внеклассного чтения)
Вид урока: Урок- размышление. (интерпретация поэтического текста).
Эпиграф: « Тесна мне бытия печальная темница,
О, если б дверь найти, что к вечности ведёт…»
Цели : Обучающая – обучение анализу идейного содержания творчества
через сопоставление…
Развивающая – развитие речи посредством усложнения смысловой
функции, создание условий для развития образного
мышления, способности сравнивать и
сопоставлять.
Воспитывающая – формирование положительных нравственных
ориентаций, заставляющих задуматься над
жизненными целями, формирование
положительного отношения к существованию
разных точек зрения на один и тот же факт..
План урока.
Содержание этапов урока
Методы и формы работы
Орг. момент.
Мотивационное начало.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
3. Этап создания проблемной
ситуации.
4. Актуализация знаний и опыта
учащихся.
5. Этап обобщения и систематизации
Итоги урока.
1. Приветствие.
2. Опережающее задание на фоне
творческого условия: продолжить
сообщения на тему, не повторяясь.
3. Погружение в проблему: « О.Хайям –
идеален» « О.Хайям - порочен»
(дебаты)
4. - Организация «Школы жизни»
- Сопоставительный анализ.
- Коллективная форма организации
познавательной деятельности.
5. Рефлексивно – ассоциативный анализ:
«стихи в подарок»
« открой страницу»
«чистый лист»
Подготовка к уроку:
Уч-ся должны: найти текст, подготовить опережающее сообщение по биографии (трое учащихся).
Учитель: оформление доски, схемы, рисунки, слайды с изображением минаретов и городов Средней Азии, записи восточной музыки, организация эффективной деятельностиучащихся на всех этапах урока.
Ход урока.
Учитель:«Тесна мне бытия печальная темница,
О, если б дверь найти, что к вечности ведёт…»
около тысячи лет тому назад эти слова родились в устах великого перса О.Хайяма. Хайям действительно верил, что дверь в вечность существует: надо только её искать – в своём окружении, в своём сердце, в своей душе…
Возможно, кто- то из вас уже знаком с его творчеством, кто-то слышит имя О.Хайяма впервые. Думаю, у нас с вами сегодня есть возможность соприкоснуться с гением Востока и удивиться… Слишком велик и порочен Хайям, слишком противоречив и загадочен, слишком дерзок и непредсказуем, слишком непрост и неоднозначен…
В чём же загадка О.Хайяма?
Прежде чем пригласить вас к разговору об этом, предлагаю послушать сообщения о личности, биографических фактах, событиях, связанных с самым загадочным и мудрым представителем восточной культуры (троим учащимся предложено самостоятельно подобрать вышеупомянутый материал для сообщения на уроке, не согласуя его друг с другом).
Задание учащимся:
Задача выступающих усложняется тем, что их информация не должна повторяться, желателен момент личностного отношения к сообщаемому…
Все остальные строго следят за тем, чтобы условие опережающего задания не нарушалось (в процессе слушания можете делать краткие записи в тетради).
Пожалуйста…
1 ученик: (на фоне слайдов и восточной музыки) Образ великого представителя Востока овеян легендами, биография – полна тайн и загадок. Его полное имя едва ли поместится в одну журнальную строку: Гияс-ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури. Он носил долгополую зелёную верхнюю одежду из плотного шёлка. Белоснежная нижняя рубашка узким вырезом охватывала крепкую шею. Светло- карие глаза, каштанового цвета бородка, небольшие усы. Прямой с горбинкой нос. Над высоким лбом – традиционная повязка. Хайям – шьющий шатры (его отец шил палатки для воинов и знатных особ). Нишапур – место рождения Хайяма, один из крупнейших городов Ирана. Дату рождения Хайяма – 18 мая 1048 г. – удалось установить сравнительно недавно, расшифровав один из составленных для него гороскопов . Любопытно, что гороскоп мог составить и сам поэт, который. как известно, увлекался астрологией…
2 ученик: Могу добавить, что древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося учёного: математика, физика, астронома, философа. Слава о его обширных и глубоких знаниях распространилась по всей Средней Азии. Многие восточные правители приглашали Хайяма стать придворным учёным. Рассвет его научной деятельности приходится на период пребывания в Исфахате, столице могущественного Сельджукского государства. Там Хайям написал сёрьёзные труды по математике и физике, на основе глубоких астрономических наблюдений создал свой календарь, который, как утверждают специалисты, точнее современного. В древнем мире повороты судьбы учёных и писателей во многом зависели от сильных мира сего. После смерти могущественного покровителя О.Хайяма, сельджукского везира Низама ал-Мулка, для поэта наступили нелёгкие времена. Остаток жизни его прошёл в странствиях и скитаниях, в постоянных заботах о хлебе насущном. В 1112 г. в Нишапуре перестало биться сердце Хайяма. Над его могилой возвышается мавзолей, символ признательности и уважения соотечественников…
3 ученик: Могу дополнить, что в современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско – лирических четверостиший, объединённых востоковедами – переводчиками в сборник «Рубайят». Рубаи – одна из самых сложных жанровых форм таджикско – персидской поэзии. Объём рубаи – четыре строки , три из которых ( а иногда и все четыре) рифмуются между собой.. Хайям – непревзойдённый мастер этого жанр. В отличие от других поэтов Востока он был последовательным его приверженцем.
Размышления переводчика Голубева И.А, на мой взгляд, наиболее точно передают мои мысли: «Омар Хайям… Универсальный гений такого же масштаба, и как Леонардо да Винчи… Ему (О.Хайяму) в истории повезло ещё меньше. Ни одно из его важнейших научных открытий не было понято современниками. Построенная им величайшая в мире обсерватория была закрыта ещё при его жизни. Разработанный им точнейший календарь был вскоре вновь заменён традиционным. Написанные им стихи соответствовали мышлению совершенно другой (нашей) эпохи, а поэтому не пользовались популярностью и уцелели благодаря буквально нескольким почитателям с «извращённым» вкусом, чудом находившимся в каждом столетии. Творчеству Баха пришлось сто лет ждать признания… Творчеству Хайяма – семь с половиной столетий»…
Учитель: Итак, справились ваши товарищи со своей задачей? На ваш взгляд, кому из них было труднее всего справиться с ней?
Ответы учащихся …(с элементами анализа и умозаключений)
Учитель: Великий поэт древнего Востока познал всё: славу и деньги, преданность учеников и восторги почитателей, радость открытий и горечь непонимания, хмельную любовь и унизительность безденежья, угрожающее безмолвие и славословие придворных, предательство и зависть друзей, доверие современников. Наконец, всемогущее Время по достоинству оценило О.Хайяма. В его рубаи содержатся совет и мудрость. Они о добре и зле, о любви и ненависти, о друзьях и врагах – словом, о жизни.
Задание учащимся:На ваших партах находятся материалы к уроку, где самые известные рубаи (100 четверостиший) О.Хайяма сгруппированы по разделам:
1. О смысле мироздания…
2. Спор с богом..
3. Власть и человек.
4. Пороки человеческие.
5. Любовь и наслаждение.
Прошу вас разделиться на две команды (по типу дебатов). Два ученика – эксперты.
Первая команда - «Философы» по каждому из предложенных пяти разделов
готовит утверждение « О.Хайям – идеален».
Вторая команда - « Реалисты» готовит утверждение - « О. Хайям –
порочен».
Обязательное и непременное условие: любое утверждение или предположение подтверждается цитатами и рубаи. Общие выводы делают независимые эксперты.
Учитель: Итак, о смысле мироздания в поэзии Хайяма рассуждают «Философы».
Ответы… учащиеся доказывают и демонстрируют присутствующим на основе текста правоту своих утверждений..
Например, О.Хайям идеален как философ и непревзойдён в своей мудрости:
Нищим дервишем ставши – достигнешь высот.
Сердце в кровь изодравши – достигнешь высот.
Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши – достигнешь высот!
или
« Ад и рай – в небесах», - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай – не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай – это две половинки души. (и т.д.)
Учитель: А теперь слово – «Реалистам».
Ответы…учащиеся пытаются доказать обратное, ссылаясь на текст. Например:
Жизнь с крючка сорвалась и бесследно прошла,
Словно пьяная ночь, беспросветно прошла.
Жизнь, мгновенье которой равно мирозданью,
Как меж пальцев песок, незаметно прошла! и т.д.
Эксперт: Вывод напрашивается сам собой: первая команда находилась в более выигрышной позиции и строила свои утверждения легко и непринуждённо. Считаю, что очень сложно было «Реалистам», так как доказать обратное в этом разделе почти невозможно. Нужно отдать им должное: цитатами из рубаи они пытались доказать некую пессимистичность и обреченность во взгляде Хайяма на смысл мироздания…
Учитель: О.Хайям - один из немногих, кто вступал в дерзкий спор с Богом. Приглашаю « Философов» к разговору об этом…
Ответы… мы не можем утверждать идеальность поэта в отношении к Всевышнему, но можем доказать то, что после каждого неблагопристойного выпада в адрес Бога, Хайям с не меньшей силой раскаивался в этом:
Я раскаянья полон на старости лет..
Нет прощения мне, оправдания нет.
Я, безумец , не слушался Божьих велений –
Дела всё, чтобы только нарушить запрет!
или
Всех смерть и тленье ожидает,
Бессмертен, вечен только ты!..
Учитель: Что скажут по этому поводу « Реалисты»?
Ответы… доказать то, что Хайям порочен в отношении к богу легко, потому что его рубаи говорят об этом шокирующе открыто, иногда злобно и с явной насмешкой:
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идёт в кабалу из-за хлеба
Мне плевать на твою справедливость, творец!
или
Кто, живя на земле, не грешил? Отвечай!
Ну, а кто не грешил – разве жил? Отвечай!
Чем Ты лучше меня, если мне в наказанье
Ты ответное зло совершил? Отвечай!
Эксперт: Обе команды достойно справились с заданием, хотя позиция представителей второй команды была слишком прямолинейной и категоричной…
Учитель: Позвольте мне вмешаться в ваш спор и предложить вам воспоминания Бейхаки о последних часах жизни поэта: « Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти. Аккуратно заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем позвал своих близких и учеников, сделал завещание и после этого уже не принимал ни воды, ни пищи. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал тебя, постольку я к тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер».
Как понимать поэта ?
Ответы … О.Хайям всегда верил в существование Бога. И в последние минуты своей жизни он разговаривал только с ним, в последний раз прося у Бога прощения.
Учитель: Хайям всегда одерживал верх, когда говорил о власти и месте человека в ней. Приглашаю к разговору «Философов».
Ответы…поэт протестует против несправедливого устройства мира смело и жёстко:
Лучше впасть в нищету , голодать или красть,
Чем в число лизоблюдов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
или
Миром правит насилье, злоба и месть.
Что ещё на Земле достоверного есть?
Где счастливые люди в озлобленном мире?
Если есть – их по пальцам легко перечесть.
Учитель: Что думают по этому поводу «Реалисты»?
Ответы… мы думаем, что О.Хайям был не всегда так решителен и смел, как утверждают « Философы»:
С той горсточкой невежд, что нашим миром правят
И выше всех людей себя по званью ставят ,
Не ссорься. Ведь того, кто не осёл, тотчас
Они крамольником, еретиком ославят.
Или
В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надёжно зашей,
Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей!
Эксперт: Команды справились со своей задачей на «отлично»…
Учитель: Утверждают, что Хайям любил жизнь во всех её проявлениях и часто упоминал о пороках человеческих. Что говорят об этом стихи поэта? Пожалуйста, «Философы» …
Ответы… Мы можем доказать, что поэт утверждал право каждого человека на радость бытия, веселье, счастье физического существования. Кто осудит за это поэта, утверждающего ценность жизни:
Не беда, что вино мне милей, чем вода,
Труд любовный – желанней любого труда.
Мне раскаянья Бог никогда не дарует.
Сам же я не раскаюсь ни в чём никогда!
или
Пить вино зарекаться не должен поэт.
Преступившим зарок- оправдания нет.
Соловьи надрываются, розы раскрыты…
Разве можно давать воздержанья обет?!
Учитель: Что скажут наши « Реалисты»?
Ответы…Совершенно очевидно, что поэт был подвержен многим человеческим порокам:
Да пребудет со мною любовь и вино!
Будь что будет: безумье, позор – всё равно!
Чему быть суждено – неминуемо будет,
Но не больше того, чему быть суждено.
или
Я несчастен и мерзок себе, сознаюсь,
Но не хнычу и кары небес не боюсь.
Каждый Божеский день, умирая с похмелья,
Чашу полную требую, а не молюсь!
Эксперт: В данном случае команда « Реалистов» была убедительнее…
Учитель: Позвольте мне тоже вспомнить стихи поэта.
Назовут меня пьяным - воистину так!
Нечестивым, смутьяном – воистину так!
Я есть я! И болтайте себе, что хотите:
Я останусь Хайямом.Воистину так!
( вопрос ко всем). Как это понимать?
Ответы… Наверное, мы не вправе осуждать за что – либо человека, оставившего миру такое великое наследие. О.Хайя, как всегда, прав…
Учитель: Что значили для Хайяма любовь и наслаждение?! Рассуждать по этому поводу первым – «Философам»
Ответы… мы утверждаем, что любовь в его понимании – основа жизни... Человек, не познавший настоящей любви, не напишет об этом так, как Хайям:
Изначальней всего остального – любовь,
В песне юноши первое слово – любовь.
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь.
Ты, кого я избрал, всех милей для меня.
Сердца пылкого жар , свет очей для меня ,
В жизни есть ли хоть что – нибудь жизни дороже?
Ты и жизни дороже моей для меня.
Учитель: Может ли команда «Реалистов» опровергнуть данное утверждение?
Ответы… у нас есть факты, что Хайям мог относится к любви, как к мимолётному наслаждению и бесконечному страданию..
Развеселись. В плен не поймать ручья?
Зато ласкает беглая струя.
Нет в женщинах и в жизни постоянства?
Зато бывает очередь твоя!
или
Любовь в начале ласкова всегда .
В воспоминаньях ласкова всегда.
А любишь – боль. И с жадностью друг друга
Терзаем мы и мучаем. Всегда.
Эксперты: (делают общий вывод, желательно без помощи учителя) Думаем, что командам было достаточно сложно работать по такой схеме: порочен или идеален поэт. Мы все прочувствовали и поняли, что О.Хайям слишком глубок, мудр и гениален, чтобы быть в каких –либо временных, пространственных и чувственных рамках…
Учитель: Как вы думаете, чему можно поучиться у великого Хайяма?
Задание учащимся: предлагаю разделиться на четыре группы и каждой группе выработать свод правил и советов О. Хайяма, на ваш взгляд, самых существенных и важных … назовём это « Школой жизни».
Предполагаемые ответы… (вывешиваются на доске, желательна защита проектов)
1. Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
2. Если подлый лекарства нальёт тебе – вылей!
Если мудрый подаст тебе яду – прими!
Жизнь дороже богатства и почестей всех. ( и т. д.)
Учитель: Пусть советы и пожелания О.Хайяма помогут вам в жизни, а знакомство с его творениями пусть продолжается вечно…
Задания учащимся: предлагаю вам коротко, в несколько строк, поблагодарить поэта или что- либо ему пожелать. Это могут быть стихи в подарок…
Ответы…(предлагаю стихотворение ученицы 11 класса Никулиной Е.)
Листая за страницею страницу, я хочу
Пусть в сердце и в душе Ты отзовёшься.
Дверь в вечность приоткрыта: не смолчу
О том, что на земле ты Вечностью зовёшься.
Учитель: На ваших столах книги со стихами Хайяма. Меня радует это и вселяет надежду , что по окончании нашего урока стихи О.Хайяма займут достойное место на ваших книжных полках.( можно предложить учащимся открыть любую страницу и ещё раз насладиться советом мудреца…)
Учитель: А сейчас, я совершенно сознательно демонстрирую вам чистый лист бумаги и задаю свой последний вопрос: (на доске вывешивается совершенно чистый лист бумаги большого размера) Что я хочу сказать этим?
Ответы…Наверное, феномен Хайяма навсегда останется загадкой для человечества, как этот чистый лист…(ответы могут быть самые разные, многие из них тоже имеют право быть).
Учитель: И как подтверждение всему сказанному предлагаю закончить наш урок словами первого современного издателя «Рубайята» Садека Хедайята (на обратной стороне чистого листа - цитата)
«Пожалуй, во всём мире не найти книг, подобных сборнику стихов Омара Хайяма, расхваленному, преданному анафеме и ненавидимому, искажённому и оклеветанному, подвергнутому скурпулёзнейшему толкованию, снискавшему всеобщую славу, завоевавшему весь мир и, в конечном счёте, так и непознанному».
( Оценивание творческой деятельности учащихся осуществляется учителем по своему усмотрению)
Материалы к уроку по теме « Загадка Омара Хайяма…»
Задание учащимся: при помощи предложенных четверостиший (рубаи) необходимо доказать два утверждения: О.Хайям – идеален.
О.Хайям – порочен.
О смысле мироздания…
Мы – цель созданья, смысл его отменный,
Взор Божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне – вправленный алмаз.
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы – вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик
Всё, что мы видим , - видимость только одна.
Далеко до поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей – не видна..
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой ,ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!
Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо –
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
На чьём столе вино, и сладости, и плов?
Сырого неуча. Да, рок – увы –таков!
Турецкие глаза – красивейшие в мире-
Находим у кого? Обычно у рабов.
Когда б скрижаль судьбы мне вдруг подвластна стала,