Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по литературе»
Нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям В.П.Астафьева.
Литература – тот путь, по которому человек идет всю жизнь, литература определяет духовность человека и формирует его характер и мировоззрение, литература учить морально-этическим нормам, гармоничной жизни в социуме, поднимает нравственность всего народа, а следственно и государства.
Учитель литературы несет огромную ответственность за нравственное воспитание детей, поэтому ему необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его к миру настоящих нравственных ценностей.
И школьный урок- это единственное место, где дети в коллективе сверстников размышляют о жизни и смерти, о добре и зле, о достоинстве и чести.
Для успеха в сложнейшем деле нравственного воспитания молодого поколения очень нужным является умное, доброе, серьезное чтение в школьные годы. Я считаю, что уроки внеклассного чтения помогают ученику найти и не потерять себя.
Внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов – это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.
Уроки внеклассного чтения в современной школе отодвигаются на задний план. Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.
Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.
ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:
Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.
Стимулирование читательского интереса.
Создание самостоятельного читательского опыта.
ЗАДАЧИ:
Образовательная: научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.
Развивающая: развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.
Интерес к урокам внеклассного чтения, по мнению учащихся, устойчив по двум причинам:
это интересно потому, что книги, предлагаемые для обсуждения, не водят в обязательный список для изучения;
это интересно учащимся потому, что на уроках внеклассного чтения непринужденная обстановка, здесь много спорят, здесь есть возможность высказать любую точку зрения, если она аргументирована; можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать её, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов.
Принципы отбора книг для уроков внеклассного чтения может быть разнообразным, но один критерий должен быть постоянным- интеллектуальный и нравственный запас прочности книг, с которыми учитель идет на урок внеклассного чтения.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования целью и смыслом образования называется духовно-нравственное развитие личности обучающегося. Базовыми национальными ценностями российского общества объявляются патриотизм, семья, социальная солидарность, гражданственность. Особенно важными, на наш взгляд, являются такие ценности, как социальная солидарность: доверие к людям, государству, справедливость, милосердие, честь и достоинство; а также семья: любовь и верность, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи. У учителя-словесника в этом отношении огромное преимущество: великая русская литература всегда была направлена на поиск нравственного идеала. Сказки, былины, древнерусская литература, литература семнадцатого-восемнадцатого веков и, конечно, произведения «золотого века» русской литературы – девятнадцатого – знакомят нас с героями своего времени – добрыми, смелыми, нравственными, самоотверженными.
Но не только классическая русская литература воспитывает в человеке отзывчивость, нравственность, духовность, хотя часто приходится слышать мнение, что в современной литературе нет примера для подрастающего поколения, да и самой детской, юношеской литературы мало. Да, часто наши дети читают так называемую «легкую» литературу, наводнившую прилавки книжных магазинов: мистику, фэнтези, детективы. А настоящая литература заставляет думать, будоражит душу, не оставляет равнодушным.
Перед современной школой стоит ответственная задача - формирование духовно развитой самодостаточной личности, способной легко адаптироваться в изменяющемся окружающем мире. В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место.
Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой – всё богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.
Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась особенно востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.
Некоторые его произведения включены в программы по литературе в 5-9 классах: «Васюткино озеро» в 5 классе, «Конь с розовой гривой» в 6 классе, «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе, главы из «Царь – рыбы» в 9 классе. Такое малое внимание, уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-9 классах, на мой взгляд, не совсем соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя.
Органическим продолжением изучения творчества В.П. Астафьева на уроках я считаю внеклассную деятельность. Уроки внеклассного чтения позволяют уделять большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся.
Я уроки внеклассного чтения по творчеству В.П.Астафьева распределила так:
класс
Название произведения
Проблема, поднимаемая в тексте
Внеклассная работа по данному произведению
5 класс
«Белогрудка», «Зачем я убил коростеля»
Проблема жестокого отношения человека к природе
Конкурс рисунков по рассказам автора, кроссвордов, викторина-презентация «Мои любимые герои рассказов В.П.Астафьева».
6 класс
«Монах в новых штанах»
Проблема ответственности, благодарности.
Конкурс викторин по рассказу, выпуск газеты о творчестве В.П.Астафьева.
7 класс
Рассказы В.П.Астафьева о войне «Индия», «Старая лошадь»,Горсть спелых вишен», Рукою согретый хлеб»,»Пир после победы», Затеси», «Бедный зверь»,.»Ясным ли ясно»., «Сорока»
Проблема человеческой памяти, ужаса войны, её противоестественности.
Конкурс рисунков, сочинений, конкурсное чтение наизусть отрывков из рассказов.
8 класс
Рассказ «Записка»
Проблема равнодушия детей, бесчеловечности.
Написание сочинения «Письмо сыну рассказа», составление викторины по рассказу.
9 класс
Рассказ «Кража»
Проблема ответственности за поступки, проблема совести
Составление викторин, тестов по произведению, написание сочинений
В условиях введения ФГОС должен на современном уроке воспитывается ученик как активный участник образовательного процесса, поэтому учитель должен использовать методы, стимулирующие познавательную деятельность.
Я использую следующие активные методы на уроках внеклассного чтения по творчеству В.П. Астафьева:
1.проблемная ситуация. Например, в рассказе «Записка» проблемная ситуация создаётся перед началом чтения и обсуждения текста. (- Ребята, приходилось ли вам писать когда-нибудь записку? Кому вы ее писали?).
2.составление кластера при изучении рассказа «Индия»:
Саша-отношение к людям, отношение к делу, отношение к мечте, Саша- связистка, смерть Саши.
3.Составление синквейна в группах:
Сын
Жестокий, равнодушный
Вырос, бросил, забыл
Отсутствие любви
ужас
Мать
Несчастная, брошенная
Ждет, плачет, оглядывается
Безысходность
Поступок
Бесчеловечный, ужасный
Заставляет задуматься, шокирует
Нельзя предавать родителей.
4.творческое задание – письмо герою из рассказа «Записка», презентация по рассказам В.П.Астафьева о войне, иллюстрации по рассказам о животных В.П.Астафьева.
5.Чтение с остановками открывает возможности целостного видения произведения.
Применение активных методов обучения на уроках внеклассного чтения позволяет:
стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результат обучения,
согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся,
обеспечить приобретение учащимися жизненно важных навыков и качеств.
У каждого человека есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Таковыми являются произведения В.П. Астафьева, и они заставят задуматься каждого о своих поступках и сделают наши души чище.
Список литературы:
Ланщинов А.П.. Виктор Астафьев-М. Просвещение, 1992. ( Школьникам о современных советских писателях).
Якушина Е.В.Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС
Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки 8-9 классы.-М.: Айрис-пресс, 2003-с.8
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(290) ""Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения эффективности урока» ( из материалов обобщения опыта учителя)"
["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_ikt_na_urokakh_russkogho_iazyka_i_litieratury_kak_sriedstva_tiekh"
["file_id"] => string(6) "453774"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1517377328"
}
}