kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта Тема: «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ   КИРИЧЕНКО ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ   ВОСПИТАТЕЛЯ

КГКП «ЯСЛИ –САД № 4 «ДЕЛЬФИНЧИК»

  Тема: «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр» 

Оглавление описания опыта: 

  1. Теоретическое обоснование опыта ………………………………  9
  1. Актуальность ……………………………………………………………. 9
  2. Теоретическая часть опыта………………………………………………

- Необходимость, значение и задачи умственного воспитания…….   10

- Развивающие игры и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста………………………………………………………………….   14

  1. Цели и задачи……………………………………………………………. 17
  1. Ожидаемые результаты……………………………………………  18
  2. Описание опыта работы…………………………………………… 19
  1. Обоснование..…………………………………………………………… 19
  2. Основное содержание опыта……………………………………………  20
  3. Основные этапы обобщения опыта…………………………………….  24
  1. Формы работы с педагогами……………………………………… 25
  2. Повышение компетентности родителей…………………………  26

- результаты анкетирования родителей группы……………………  29

  1. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности) опыта…………………………………………………  30

    - динамика достижений детей группы………………………………. 34

  1. Выводы………………………………………………………………. 35
  2. Список используемой литературы………………………………. 36

   Цель : 

Создание условий для развития умственных способностей дошкольников посредством развивающих игр
  Задачи:
    изучить игровые технологии  в обучении  детей дошкольного возраста

    составить  подборку  развивающих  игр

    использовать разработанный материал в ОУД  и в свободной деятельности с детьми  дошкольного возраста 

 Предполагаемый результат:  
Показателем успешной реализации  проекта будет положительная динамика в качественных изменениях  умственных способностей у детей дошкольного возраста

Методологические основы обобщения опыта составили:
-  игровые технологии развивающего обучения  Б.П. Никитина
-  игровые технологии З.А. Михайловой
-  развивающие игры  3. М.Богуславской 

Ожидаемые результаты опыта
    созданы условия для развития умственных способностей дошкольников посредством развивающих игр

    изучены игровые технологии  в обучении  детей дошкольного возраста

    составлена  подборка  развивающих  игр

    разработанный материал используется в ОУД,  в свободной деятельности и индивидуальной работе  с детьми  дошкольного возраста
 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта Тема: «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»»

















ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

КИРИЧЕНКО ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ КГКП «ЯСЛИ –САД № 4 «ДЕЛЬФИНЧИК»



Тема: «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»













































Оглавление описания опыта:



  1. Теоретическое обоснование опыта ……………………………… 9

  1. Актуальность ……………………………………………………………. 9

  2. Теоретическая часть опыта………………………………………………

- Необходимость, значение и задачи умственного воспитания…….. 10

- Развивающие игры и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………………. 14

  1. Цели и задачи……………………………………………………………. 17

  1. Ожидаемые результаты…………………………………………… 18

  2. Описание опыта работы…………………………………………… 19

  1. Обоснование. .…………………………………………………………… 19

  2. Основное содержание опыта…………………………………………… 20

  3. Основные этапы обобщения опыта……………………………………. 24

  1. Формы работы с педагогами……………………………………… 25

  2. Повышение компетентности родителей………………………… 26

- результаты анкетирования родителей группы…………………… 29

  1. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности) опыта………………………………………………… 30

- динамика достижений детей группы………………………………. 34

  1. Выводы………………………………………………………………. 35

  2. Список используемой литературы……………………………….. 36



























Обобщение опыта работы Кириченко Ирины Николаевны воспитателя КГКП «Ясли –сад № 4 «Дельфинчик»

Тема: «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

  1. Теоретическое обоснование опыта

  1. Актуальность

Сегодня среди основных задач, которые встают перед системою дошкольного образования, особенную актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Успешность обучения в школе, да и в дальнейшей жизни, в значительной степени зависит от умственного воспитания детей в дошкольном возрасте.

Важной составляющей частью всестороннего развития личности является умственное воспитание. Оно осуществляется с целью всестороннего развития детей и тесно связано с моральным, физическим и эстетическим воспитанием.

Правильно организованное умственное воспитание является важным условием для умственного развития ребёнка. Педагоги Я.А. Коменский, Й.Г.Песталоцци, С.Русова, К.Д.Ушинский рассматривали умственное воспитание как важнейшее условие формирования личности. Педагогами были разработаны теории, согласно которым умственное воспитание ведет за собой развитие всех психических процессов, которые необходимо развивать и совершенствовать у дошкольников.

Умственное развитие ребенка характеризуется объёмом, характером и содержанием усвоенных знаний, характером ведущей деятельности, уровнем развития познавательных способностей, психических процессов ребенка (восприятие, запоминание, мышление, внимание, воображение).

       Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие логики и мышления детей.

Современные дети требуют внедрения в работу с ними новых подходов к образовательному процессу, которые способствовали бы развитию операционных структур логического мышления, развитию активного словаря, памяти, внимания, воображения, наблюдательности, математических умений. Все это способствует повышению общего уровня развитости ребенка, что значительно сократит адаптационный период в школе.

Таким образом, дошкольникам для успешного освоения школьной программы необходимо последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

  1. Теоретическая часть опыта

«Необходимость, значение и задачи умственного воспитания»

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой. Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.
К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.
Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

Определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
Рассмотрим каждую из этих задач.
Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».
Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако - это вата», а «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными общественными явлениями и событиями. Которые способствуют воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине и основ интернационализма.
Важной задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.
Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.
Любознательность - качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. 
Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Воспитатель, таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает - не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.
Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.























«Развивающие игры и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. Для того, чтоб любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача всестороннего развития ребенка в ходе его взросления.

Так что же такое - интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если верить психологам, интеллектуальное развитие - это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить..

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего. Будет не лишним (да и просто интересно родителям) на каждом этапе принимать участие в развитии ребенка. Мотивировать его ко все новым познаниям, поощрять активность и любознательность, ни в коем случае не окружать малыша нелепыми запретами и табу.

Хорошими помощниками в деле интеллектуального развития ребенка станут всевозможные интеллектуальные развивающие игры, задачки.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями. Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой - стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в-третьих — обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет большое значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла. И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача взрослого (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным. Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнениями или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем более, недопустимы: раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.





3. Мақсаты - Цель : 

Создание условий для развития умственных способностей дошкольников посредством развивающих игр

Міндеттер - Задачи:

  • изучить игровые технологии  в обучении детей дошкольного возраста



  • составить  подборку развивающих игр



  • использовать разработанный материал в ОУД и в свободной деятельности с детьми дошкольного возраста

Күтілетін нәтиже - Предполагаемый результат:  

Показателем успешной реализации  проекта будет положительная динамика в качественных изменениях  умственных способностей у детей дошкольного возраста







Методологические основы обобщения опыта составили:

- игровые технологии развивающего обучения Б.П. Никитина

- игровые технологии З.А. Михайловой

- развивающие игры 3. М.Богуславской





















II. Ожидаемые результаты опыта

  • созданы условия для развития умственных способностей дошкольников посредством развивающих игр



  • изучены игровые технологии  в обучении детей дошкольного возраста



  • составлена  подборка развивающих игр



  • разработанный материал используется в ОУД, в свободной деятельности и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Дети научатся:

  • преобразовывать фигуры путём сочетания практических и мысленных проб, а также путём умственных действий в уме с обоснованием хода решения



  • планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.



  • целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих



  • аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения



  • ориентироваться в пространстве



  • объединять выделенные признаки при анализе компонентов целого



  • проявлять самостоятельность в процессе игр










III. Описание опыта работы


  1. Негіздеме - Обоснование:

Для успешного усвоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий. Уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели.

Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Игры - головоломки развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их. Догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере бы потом он не трудился.


  1. Основное содержание опыта



Мақсаты - Цель:

Развивать умственные способности детей посредством развивающих игр

Мақсаты - Задачи:

- Формировать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

- Увеличить объем внимания и памяти

- Формировать мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии)

- Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности

- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

- Выработать умения, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих

- Формировать мотивацию учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества



Составлен перспективный план работы с детьми каждой возрастной группы по развитию умственных способностей в развивающих играх



Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развивающем значении дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения.

Современные условия характеризуются обращением к личности ребенка, развитию его личных качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Это означает  отказ от авторского  способа обучения и переход к обучению развивающего, обогащающего ребенка знаниями, формированием познавательных интересов и способностей.  В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности развивающие игры. Сущность  игры заключается в том, что дети отражают в ней различные  стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающем мире. Игра является средством познания ребенком действительности. Развивающие игры оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также  целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти. В играх дети учатся производить сравнения, сопоставления, элементарный синтез и анализ, делать умозаключения.

Изучив литературу по этой теме, я решила использовать развивающие игры, чтобы в простой и занимательной форме достичь успехов в развитии ребёнка и подготовить детей к школе, т.е. научить обобщать, сравнивать, анализировать, иными словами самостоятельно мыслить, аргументировать свои предположения. В процессе работы были подобраны игры и упражнения для проведения организованной учебной деятельности, свободной игровой деятельности, и индивидуальной работы с детьми следующим образом:

II младшая группа:

  • развивающие игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем

  • развивающие игры, развивающие нравственно-волевые качества ребёнка

  • развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, речи и мышления детей

Средняя группа, старшая, подготовительная группа:

  • развивающие игры на дальнейшее развитие внимания, памяти, восприятия, речи

  • развивающие игры на развитие умственных способностей



Современные развивающие игры, направленные на развитие умственных способностей дошкольников разнообразны. В своей работе я использовала следующие игры:

  1. Кубики Никитина, занимательные счётные палочки

  2. Настольно-печатные игры: «Шашки», «Мозаика», «Пазлы», «Найди отличия»

  3. Игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра»

  4. Игры из серии «Сложи узор», «Сложи квадрат»

  5. Игры-забавы: перевёртыши, лабиринты, ребусы, головоломки, загадки, математические занимательные задачи

При поступлении в детский сад дети имеют разный практический опыт и разный уровень подготовленности. Для многих детей первые недели пребывания в детском саду психически сложны, так как резкая смена обстановки и  отрыв от семьи накладывается на период возрастного кризиса-«кризиса трех лет». Поэтому первый месяц я посвящаю педагогическому анализу. Для этого я наблюдаю за детьми, провожу совместные  и индивидуальные игры. Проводя анализ овладения навыками детей, пришедших к нам в младшую группу, я определила, что дети по способностям, развитию и обучению очень разные. Некоторые дети  с трудом устанавливали контакт со сверстниками. Они недостаточно умеют отвечать на вопросы, а особенно трудно им самим задавать вопросы. Многие дети имеют небольшой словарный запас. Исходя, из анализа я выяснила, что именно целенаправленные упражнения, задания и развивающие игры помогут мне в решении обучающихся задач. Выполнение этих игр и игровых упражнений вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию самостоятельности, активности, вырабатывают у детей способность самим находить ответ. Детей, испытывающих трудности в обучении, в развивающих играх больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или с дидактическим материалом, которые привлекали их своей яркостью. Младшим дошкольникам нравятся такие игры, как «Я принёс тебе подарок», «Что нам привез мишутка?», «Разноцветные колечки». Старшим дошкольникам - «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Найди отличия», плоскостные конструкторы «Пифагор», «Танграм» и др, всевозможные лабиринты, ребусы. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности. Например, игра «Отгадай, что в мешочке». Зная, что у младших дошкольников трудно длительное время поддержать интерес к одному деятельности, к одной игре, я стараюсь вносить игры с различными вариантами. Так в игре «Отгадай, что в мешочке» использовались вначале игрушки, затем картинки, далее геометрические фигуры. Сначала в игры играли активные дети, но постепенно стали играть малоактивные и стеснительные дети. Потом складывались группы по интересам. Материал постоянно обновлялся, поэтому дети, которые освоили данные игры, могли играть новыми играми. Дети, которым материал давался легче, шли вперед в своем развитии. Я в свою очередь старалась поощрять их, делая более сложными, внося различные измерения. В результате и стеснительные дети, с помощью других, более активных детей, которые помогали им осваивать игры, стали более уверенными в себе, более активными.

Большое значение для развития умственных способностей дошкольников играет самостоятельная  деятельность, поэтому в группе был оборудован уголок с разнообразными развивающими играми, лабиринтами, логическими задачами, ребусами, задачами-головоломками. Дети могли самостоятельно играть в ту игру, которую им хотелось. На первый взгляд, кажется, что игровое действие выполняется для удовольствия. На самом деле в играх есть строгие правила, нормы, соблюдение которых вырабатывает умение анализировать свои действия, осуществлять самоконтроль, приучает к сотрудничеству, выигрышу и проигрышу. В этих играх вырабатываются качества личности и умения, которые необходимы в любой жизненной ситуации. Изучив потенциал детей, пришедших в группу, я решила использовать в своей работе принципы организации игр:

  • Отсутствие принуждения

  • Развитие игровой динамики от малых успехов - к большим

  • Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей

  • Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности

  • Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным

Стараясь поддерживать живой интерес к игровым занятиям, создавала ситуацию ожидания, загадочности. Задания давала немногословно, четко, чтобы результат был хорошо понятен детям. Также следила за ответами детей, поправляла их, если они ошиблись, одобряла, если говорили правильно. Ребятам, которые легко справлялись с заданием, я давала более усложненные задания. В конце задания я подводила итог: что во время игры понравилось больше всего, где дети испытали   при выполнении заданий, во что они еще хотели бы поиграть, где имелись ошибки при решении задач. Это воспитывало самостоятельность, инициативу, умение критически отнестись к своим ошибкам.





  1. Основные этапы обобщения опыта

Обобщение проводилось в 2009-2013 г.. И состояло из четырёх этапов.

На первом этапе – проблемно-аналитическом (2009 г.) - осуществлялся анализ теоретической базы исследования, изучение и анализ литературы, постановка целей и задачей, определение направления исследования.


На втором этапе – поисково-теоретический (2009 -2010 г.) - проводилась диагностика группы детей с целью выявления их уровня развития умственных способностей. Разрабатывалась система развивающих игр, составлялся перспективный план работы на каждый возраст.



На третьем этапе - экспериментально - формирующем (2009-2013 г). В этот период создаются условия для внедрения разработанной системы развивающих игр в процесс обучения. На ОУД и в свободной деятельности, индивидуальной работе используются подобранные развивающие игры, разрабатываются советы и рекомендации для родителей.

На четвёртом этапе – обобщающе-аналитическом – (2013г.) осуществляется определение эффективности использования развивающих игр в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов.

В рамках этого опыта хочется отметить эффективность развивающих игр в развитии умственных способностей детей. Использование развивающих игр способствовало появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Благодаря использованию развивающих игр дети научились:

  • получать результат

  • проявлять инициативу, и творчество

  • действовать практически и мысленно

  • предвидеть результат

  • изменять ситуацию

  • устанавливать связи и зависимости

  • оперировать образами


А также в этих играх, кроме обучающих задач, были выполнены задачи личностного характера, дети:


  • Научились работать коллективно

  • Придерживаться определённых правил

  • Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами

IV. Формы работы с педагогами:

Для того, чтобы тема «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр» заинтересовала коллег по работе, я предоставила для воспитателей:

  • Советы и рекомендации по проведению занятий с развивающими играми

  • Материал на педагогический час «Развивающие игры и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

  • Рекомендации для молодых специалистов по повышению эффективности развивающих занятий с детьми

  • Картотеку развивающих игр

  • Памятки

  • Мастер - класс занятие по ФЭМП с развивающими играми «Спасём планету» в подготовительной группе

  • Выступление на августовской конференции на тему: «Влияние развивающих игр на умственные способности дошкольников»

  • Мастер-класс ОУД образовательная область «Познание», раздел «ФЭМП» на тему: «В сказку» во II младшей группе

  • Защита данной темы на IV областном конкурсе «Талантливый воспитатель дошкольной организации» г. Караганда 2014 г.


Этот опыт заинтересовал воспитателей нашего ясли/сада и они используют мои советы и рекомендации в своей работе с детьми.



























V. Повышение компетентности родителей

Большая работа по организации и проведению занимательных игр проводилась и с родителями детей. Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Побеседовав с родителями, и проведя анкетирование я выяснила, что игр, заставляющих думать нет у 60 % семей.

Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности с родителями:

  1. Информировать родителей о задачах и содержании развивающих игр, используемых в детском саду

  2. Создание нужной развивающей среды дома

  3. Консультации, советы, рекомендации

  4. Родительские собрания

  5. Индивидуальные задания

  6. Картотека развивающих игр из серии «Поиграйте с ребёнком дома»

Родители были активны, заинтересованы, с удовольствием брали игры домой и играли вместе с детьми, советовались и делились своими творческими идеями. Также для родителей было проведено открытое развлечение на тему: «Путешествие в стану Математики». На родительском собрании дала информацию о роли развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста. После получения некоторой информации родители стали более активно интересоваться, какие игрушки лучше приобретать для детей, как правильно организовать ту или иную игру. Во многом помогали консультации для родителей на тему: «Развитие логического мышления и логики у дошкольников», «Формирование умственных способностей у детей дошкольного возраста в процессе элементарных математических представлений», «Забавные счётные палочки», «Интеллектуальные развивающие игры Никитина», «Игры Никитина – лучшая интеллектуальная зарядка для ума» и другие, а также советы и рекомендации по организации развивающих игр дома.















Результаты анкетирования родителей «Игровая деятельность детей»

вопросы

Да

Нет

Иногда

2010

2011

2012


2010

2011

2012


2010

2011

2012


1

Часто ли Ваш ребенок играет дома?


13

17

22

7

3

0

5

5

3

2

Интересуется ли ребёнок развивающими играми

12

16

24

3

2

0

10

7

1

3

Есть ли у Вас дома развивающие игрушки и игры

5

14

25

14

6

0

6

5

0

4

Играет ли Ваш ребенок самостоятельно?

8

15

24

7

5

0

10

5

1

5

Предлагаете  ли вы ребенку поиграть в конкретную развивающую игру


11

16

25

4

5

0

10

4

0

6

Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?


6

12

23

10

6

0

9

7

2

7

Следуете ли Вы тем советам и рекомендациям, которые даёт Вам воспитатель по развивающим играм


5

14

25

10

4

0

10

7

0

8

Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к игре?


8

15

24

10

4

0

7

6

1

9

Изготавливаете ли Вы игры вместе с ребёнком

5

13

22

15

7

0

5

5

3

10

Даёте ли возможность ребёнку самому понять суть игры

10

16

24

13

11

0

2

4

1

11

Расстраивается ли ребёнок в случае неудачи в игре

16

10

2

5

10

20

4

5

3

12

Покупаете ли вы игрушки по принципу… куплю, потому что такой у нас еще нет

12

7

20

6

17

0

7

8

5

13

Покупаете ли вы ту игрушку, которую требует ваш ребенок

14

8

0

5

13

23

6

5

2

14

Способствуете ли Вы развитию у Вашего ребёнка элементов фантазии, творчества в играх

7

14

22

13

5

0

5

6

3



Ключ

Каждый ответ «Да» - 2 балла, «Иногда» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов

Менее 10 баллов: У вас недостаточно знаний о развивающих игрушках и играх. Вы не можете в достаточной мере развивать вашего ребёнка.

От10 до 20 баллов: Ваши знания о развивающих игрушках и играх удовлетворительные. Вам следует подумать, как пополнить разнообразие игрового материала для ребёнка и уточнить знания о правилах и особенностях развивающих игр.

Более 20 баллов: Вы разбираетесь в выборе игрового материала для вашего ребёнка, умеете правильно преподнести игру, для успешного развития вашего ребёнка.


Опрос был проведён среди 25 семей




Сравнительный анализ дал следующие результаты:

В 2010 году ответов «Да» на все поставленные вопросы - 132

В 2011 году ответов «Да» на все поставленные вопросы - 187

В 2012 году ответов «Да» на все поставленные вопросы - 282

В 2010 году ответов «Нет» на все поставленные вопросы - 123

В 2011 году ответов «Нет» на все поставленные вопросы - 98

В 2012 году ответов «Нет» на все поставленные вопросы - 43

В 2010 году ответов «Иногда» на все поставленные вопросы - 95

В 2011 году ответов «Иногда» на все поставленные вопросы - 178

В 2012 году ответов «Иногда» на все поставленные вопросы - 25


Что в процентном отношении составляет:

Ответ «Да» 2010 г. – 38 % 2011 г. – 54 % 2012 г.- 81 %

Ответ «Нет» 2010 г. – 35% 2011 г. – 28 % 2012 г.- 12 %

Ответ «Иногда» 2010 г.- 27 % 2011 г.- 18 % 2012 г.- 7 %


Результаты анкетирования родителей группы





Таким образом, наблюдается динамика заинтересованности родителей в организации жизни детей их познавательном развитии.







VI. Результативность

(устойчивые положительные результаты деятельности) опыта

Качество воспитания и образования всегда определяется по результатам. Таким образом, через игровые упражнения и развивающие игры я решила развивающие и обучающие задачи, проводя диагностику детей в течение учебного года я пришла к выводу, что дети успешно справляются с предложенными им заданиями, а также определила уровень развития умственных способностей детей.

Мною были выделены некоторые критерии диагностики детей группы, по которым были выделены следующие результаты:

Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2009 -2010 учебный год (октябрь 2009 г.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4 ребёнка – 16 %

14 детей – 56 %

7 детей – 28 %



Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2009 -2010 учебный год (апрель 2010 г.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

23 ребёнка – 92 %

2 детей – 8 %

0 детей – 0 %



Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2010 - 2011 учебный год (октябрь 2010 г.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

19 детей – 79 %

5 детей – 21 %

0 детей – 0 %






Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2010 -2011 учебный год (апрель 2011 г.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

25 детей – 100 %

0 детей – 0 %

0 детей – 0 %

















Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2011 -2012 учебный год (октябрь 2011 г.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

11 детей – 44 %

11 детей – 44 %

3 ребёнка – 12 %






Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2011 -2012 учебный год (январь 2012 г.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

21 ребёнок – 84 %

3 ребёнка – 12 %

0 детей – 0 %



Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2011 -2012 учебный год (апрель 2012 г.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

25 детей – 100 %

0 детей – 0 %

0 детей – 0 %





Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2012-2013 учебный год (октябрь 2012 г.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

13 детей – 59%

7 детей – 32 %

2 ребёнка – 9 %


Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2012-2013 учебный год (январь 2013 г.)


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

19 детей – 86 %

3 ребёнка – 14 %

0 детей – 0 %


Результаты диагностики

по развитию умственных способностей в развивающих играх

2012-2013 учебный год (апрель 2013 г.)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

22 ребёнка – 100 %

0 детей – 0 %

0 детей – 0 %







Динамика достижений детей группы

Таким образом позитивная динамика результатов диагностики развития умственных способностей детей группы подтверждает эффективность использования развивающих игр в работе с дошкольниками.

Диаграмма результатов

по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста

за 2009-2013 г.

Как воспитателю мне предстояло решать и такие задачи как: формировать личностные качества ребёнка; развивать внимание, память, речь, умственные способности детей, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог со взрослым, общаться со сверстниками. Для успешного решения задач был необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помог создать представления о каждом ребёнке, совместно с родителями вовремя влиять на его развитие.















VII. Выводы

Теоретическая и практическая значимость опыта заключается в том, что изучено значение развивающих игр, как способа развития умственных способностей детей дошкольного возраста, созданы условия для развития умственных способностей старших дошкольников посредством развивающих игр, изучены игровые технологии  в обучении детей дошкольного возраста, разработана система использования развивающих игр, разработанный материал использован в ОУД, в свободной и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста

В результате проведённой систематической работы дети научились играть в игры, появился интерес к сложным задачам и желание догадываться самим путём проб и ошибок. Выполнение заданий способствовало не только развитию умственных способностей ребёнка, но и мелкой моторики руки, развивало усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности развивающих логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения практических действий в развивающих играх дети научились анализировать, синтезировать, комбинировать, классифицировать, обобщать, проводить аналогии, делать умозаключения, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребёнку успешнее учиться в школе.
























VIII. Список используемой литературы



  1. Гатанов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер»Санкт – Петербург 2000 г.

  2. Шевелёв Л.В. «Развивающие игры для дошкольников» Издательство института Психотерапии Москва 2001г.

  3. Подьякова Н.Н , Сохина Ф.А «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1988 г.

  4. Михайлова З.А «Занимательные задачи»  М.: Просвещение, 1990.

  5. Никитин Б.П «Ступеньки творчества или развивающие игры» – Москва Просвещение, 1991 г.

  6. Шипицина Л.М «Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Санкт-Петербург 2004 г.

  7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М. «Просвещение», 1985.

  8. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста М.: Просвещение, 1991.

  9. Венгер Л.А., Дьяченко О.М «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение»1989 г.

  10. « Игры, ребусы, загадки для дошкольников» Ярославль 1996 г.

  11. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.-191с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кириченко Ирина Николаевна

Дата: 27.10.2018

Номер свидетельства: 482305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях введения и реализации ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_razvitiie_siensornykh_sposobnostiei_dietiei_mladshiegho_doshkol_nogho_vozr"
    ["file_id"] => string(6) "419824"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496238429"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Игровая технология"
    ["seo_title"] => string(24) "ighrovaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "300555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456753099"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства