kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по организации самостоятельной работы со студентами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по организации самостоятельной работы со студентами

Кошман Л.С. –

Преподаватель высшей квалификационной категории

ГБ ПОУ  «ВПТ»

Самостоятельная работа рассматривается мною как организационная форма обучения, состоящая из двух взаимообусловленных и тесно связанных направлений деятельности-

1. Создание системы педагогических условий обеспечивающих управление учебной деятельностью;

2. Деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельностью без посторонней помощи.

Цель самостоятельной работы студентов:

А) Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

Б) Углубление и расширение теоретических знаний;

В) Формирование умений использовать нормативную правовую справочную и другую литературу;

Г) Развитие познавательных способностей и активности студентов через: творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;

Д) Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

Е) Развитие исследовательских умений.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по организации самостоятельной работы со студентами»

Обобщение опыта работы по организации самостоятельной работы со студентами

Кошман Л.С. –

Преподаватель высшей квалификационной категории

ГБ ПОУ «ВПТ»


Самостоятельная работа рассматривается мною как организационная форма обучения, состоящая из двух взаимообусловленных и тесно связанных направлений деятельности-

1. Создание системы педагогических условий обеспечивающих управление учебной деятельностью;

2. Деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельностью без посторонней помощи.

Цель самостоятельной работы студентов:

А) Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

Б) Углубление и расширение теоретических знаний;

В) Формирование умений использовать нормативную правовую справочную и другую литературу;

Г) Развитие познавательных способностей и активности студентов через: творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;

Д) Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

Е) Развитие исследовательских умений.

Планирование заданий для внеаудиторной самостоятельной работы определяются содержанием рабочей программы и КТП

Если взять определение их общего типа, то они могут выглядеть в такой последовательности:

А) Воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа, то есть деятельность по образцу в аналогичных ситуациях. В обществознании широко используя материалы, «практикум по обществознанию» (под редакцией Важенина А.Г. – М., 2011)

Б) Реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации (это используется в тестовых заданиях «истории, права, обществознания»)

В) Эвристическая (частично-поисковая) – накопление нового опыта деятельностей и применение его в нестандартной ситуации. Об этом опыте мною создана методическая разработка по праву, получившая Гриф УМО совета директоров Волгоградской области.

Г) Творческая направленность на формирование знаний и способов исследовательской деятельности. Эссе «Роль СПО в модернизации Российского общества»;

Микрорефераты по различным видам девиантного поведения;

Эссе «Какой должна быть современная семья?», «Можно ли назвать Россию демократическим государством?», «Для чего необходимо изучать право?».

Д) Практическая, направлена на применение теоретических знаний в практической деятельности. (Включен раздел «Учимся защищать свои права»; Решение практических задач).

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы можно представить:

1) Для овладения знаниями

- чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

- составление плана текста с выбором основных понятий;

- конспектирование текста с ответами на предложенные вопросы;

- работа по составлениям глоссария по словарям и энциклопедии;

- ознакомление с нормативными документами (особенно в группах, где подробно изучаются правовые основы: 1-й курс «Право» и 3-й курс «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» для специальности 080114)

2) Для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, данной на учебных занятиях и лекциях в Интернете на Интернет уроках (История 2-й курс, Обществознание – для 10-11 классов);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление схем, таблиц для систематизации учебного материала;

- ответы на контрольные вопросы и подготовка к тестовым проверкам;

- составление рефератов и составление сообщений на семинаре;

- составление кроссвордов и других аналитических заданий.

3) Для формирования умений решения задач и упражнения по образцу;

- решение вариативных задач;

- подготовка к деловым и ролевым играм;

- моделирование разных видов профессиональной деятельности, особенно по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» - на 3 и 4 курсах.

Подготовка студентов через проектную деятельность, организуемую в аудитории и по учебной дисциплине «История (2-й курс) по темам: Человек, рожденный в СССР; Творческие работы с элементами рассуждений: «70е-80е годы: «эпоха застоя» или экономический и политических «Золотой век СССР?», «М. С. Горбачев – Новый тип лидера перестройки», «Как можно оценить распад Советского Союза?», «Россия. Северный Кавказ. Чечня: история взаимоотношений и перспективы развития», «Перспективы развития экономики России», « Проблема выбора нравственных ценностей при сохранении индивидуальной свободы человека в современной России»

По Обществознанию предлагаются творческие работы типа Эссе: « Я из тех, кто хочет выстирать Флаг, вместо того, чтобы сжечь его», «Терроризм – угроза человечеству» и др.

Во внеклассной работе провожу учебно-исследовательские конференции с 2012-2013 г. по настоящее время по темам:

1) «Россия глазами молодых» (1-3 курсы Декабрь 2012 года)

2) «Дороги России» (2-3 курсы Декабрь 2013 года)

3) «Этюды о времени» (2-3 курсы Декабрь 2014 года)

4) «Легко ли быть молодым?» (для 1-ых курсов конференция будет проведена в Феврале 2015 года)

Самостоятельная работа осуществляется на занятиях разными способами при осуществлении таких педагогических технологий, как:

- Личностно-ориентированная

Мы везде пишем об этой технологии, но она особенно важна при самостоятельной работе, так как к нам приходят разные студенты из школ. И здесь эта технология должна напрямую сочетаться с дифференцированным обучением. Создавая условия саморазвития студентов, мы должны в каждом видеть Личность! (Но это очень сложно, а подчас и невозможно.) И поэтому здесь уместны слова Анатоля Франса: «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно зародить в них искру. Огонь сам загорится там, где для него есть пища.»

- Коллективные способы самостоятельной работы с использованием педагогики сотрудничества

Эта технология используется мною при проведении семинарских занятий:

А) Вопросно-ответного характера (здесь студенты готовят ответы заранее, самостоятельно). Пример: Темы «Духовная жизнь общества», «Государство и экономика» и др.

Б) Семинар-диспут по теме «Молодежь и ее проблемы» (1-й курс Обществознания), «Демократия: возможна ли она в современной России?»;

В) Семинар-имитационная игра. Например «Заседание комиссии по трудовым спорам» ( учебная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» - 3-й курс специальности 080114)

Г) Семинар-теоретическая конференция по учебной дисциплине История (2-й курс по темам «Современная Россия» (с 80го года по настоящее время)

- Творческие работы студентов: их достаточно много, назову лишь некоторые:

- «Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей» - мини-исследование совместно с родителями студентов 1-го курса по Обществознанию;

- Творческий ответ, рецензия на научно-популярный фильм Люка Бессона «Home (Дом) » Как результат просмотренного фильма;

- Ответы на викторины по выдающимся событиям;

- Сочинения-эссе на темы правовой тематики.



Представляю виды организации и контроля самостоятельной работы студентов (СРС) в обобщенном виде

Вид самостоятельной работы

Руководство СРС со стороны преподавателя

Форма контроля

1. Проработка конспектов лекций

Создание конспектов лекций в электронном варианте

Опросы: устные, диктанты, тесты, письменные работы.

2. Составление опорных конспектов (Конспектирование учебников, пособий, монографий, статей журналов и т.п.)

Составление списка рекомендуемой литературы.

Разработка методических рекомендаций

Форма контроля: семинары.

3. Реферирование дополнительной литературы.

Разработка тем рефератов, подбор источников разного уровня и тематики.

Защита рефератов.

4. Поиск информационного материала по теме

Составление списка литературы.

Доклад, письменное оформление, проект.

5. Систематизация примененных знаний и наглядное их представление; Составление глоссария.

Дополнительные занятия, консультация.

Доклад, схемы, проверка глоссария, таблицы, диктанты по основным понятиям, мультимедийные презентации.

6. Выполнение индивидуальных домашних заданий.

Выработка вариантов заданий, консультации.

Проверка.

7. Моделирование видов профессиональной деятельности.

Консультация.

Проверка.

8. Подготовка к практическим занятиям (к текущему, промежуточному, итоговому).

Разработка контрольных заданий, тестов, ситуативных задач.

Опрос, тестирование, решение задач.

9. Выполнение творческих работ.

Создание памятки, рекомендации по выполнению работы.

Участие в конференциях, конкурсах, викторинах.

Высокий уровень познавательной активности и самостоятельности студентов, на мой взгляд, проявляется в ходе выполнения ими учебно-исследовательской работы.

Подготовка докладов, сообщений, рефератов к выступлению, составление тематических кроссвордов способствуют углублению знаний по предмету или учебной дисциплине, закреплению изучаемого материала.

Наша задача – предоставить каждому студенту возможность себя реализовать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Обобщение опыта работы по организации самостоятельной работы со студентами

Автор: Кошман Людмила Сергеевна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Обобщение опыта работы по теме: "Самостоятельная работа-активный метод обучения""
    ["seo_title"] => string(91) "obobshchieniie-opyta-raboty-po-tiemie-samostoiatiel-naia-rabota-aktivnyi-mietod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "266924"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450273248"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»"
    ["seo_title"] => string(164) "tiema-primienieniie-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-kursa-mdk-po-profiessii-ofitsiant-barmien-kak-aspiekt-riealizatsii-tvorchieskoi-lichnosti-studienta"
    ["file_id"] => string(6) "306627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458152911"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Методические рекомендации по учебной практике ПМ 06.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих "
    ["seo_title"] => string(155) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-uchiebnoi-praktikie-pm-06-vypolnieniie-rabot-po-odnoi-ili-nieskol-kim-profiessiiam-rabochikh-dolzhnostiam-sluzhashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "115589"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412018736"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Методические рекомендации по теме «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskie_rekomendatsii_po_teme_izuchenie_i_obobshchenie_pedagogicheskogo_op"
    ["file_id"] => string(6) "536062"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1579181527"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Методические рекомендации, тема "Активизация мыслительной деятельности студентов на уроках физики с применением ИКТ" "
    ["seo_title"] => string(132) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-tiema-aktivizatsiia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-studientov-na-urokakh-fiziki-s-primienieniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "211271"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431595974"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства