kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения эффективности урока» ( из материалов обобщения опыта учителя)

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Использование ИКТ  на уроках русского языка и литературы    как средства технического обеспечения эффективности  урока»

( из материалов обобщения опыта учителя)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения эффективности урока» ( из материалов обобщения опыта учителя)»

"Использование ИКТ  на уроках русского языка и литературы    как средства технического обеспечения эффективности  урока»

( из материалов обобщения опыта учителя)


Учитель русского языка и литературы

КГУ «Приозерная основная школа отдела

образования отдела образования акимата

Алтынсаринского района»



Являясь сторонником внедрения ИКТ, считаю, что будущее именно за такими технологиями обучения. В условиях повышения своей квалификации, наличия в нашей школе современного компьютерного оборудования, электронных учебников и другого программного продукта, изучения методической, педагогической профессиональной литературы, наличия коллективов учащихся, способных работать в новых условиях, стало возможным возникновение данного опыта.

Новые образовательные стандарты в эпоху полной информатизации общества должны коренным образом изменить организацию учебного процесса. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому сегодня уделяется особое внимание современному состоянию использования ИКТ на путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения, воспитания и подготовки обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Выпускник, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь думать и обладать критическим и творческим мышлением.

С учетом совершенствования форм и методов образовательного и воспитательного процессов, стала очевидной необходимость активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал обучающихся. Следовательно, их познавательная активность зависит от уровня включенности в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения занятий.

С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса. Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Роберт И. В, Полат Е.С., Доманова С.Р.,. и др. Вопросы появления новых видов учебной деятельности, как по форме, так и по методам представления знаний, отражены в работах следующих ученых: Я.А. Ваграменко, М.П. Лапчик, А.А. Андреева, , К.К.Колин, И.В. Роберт и др.

Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы обучающийся мог самостоятельно  приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы. Реализуя межпредметные связи в сочетании с современными мультимедийными возможностями и значимости уроков русского языка и литературы для обучающихся, можно найти массу методов, приёмов и средств активизации познавательной деятельности.

В Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Современная система образования должна быть направлена не только на усвоение суммы готовых знаний, но и на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии позволяет решать данные задачи.

Работая в современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:

  • между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;

  • между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.

Учитывая вышесказанное, мною поставлены следующие цели и задачи:

  • проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности;

  • развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимися;

  • воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.

Моя работа как учителя, использовавшего ИКТ, спланирована таким образом, что у учащихся появляется возможность приобретать новые умения, развивать способности оперировать информацией, творчески решать проблемы.

Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.

В настоящее время, являясь свидетелями проведения существенных изменений в системе образования, информатизация общества должна коренным образом поднять качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на уроках и во время внеурочной деятельности должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций обучающихся, его творческих и познавательных интересов.

Наиболее прогрессивный способ применения компьютера в учебном процессе подразумевает его интенсивное использование преподавателями и обучающимися в качестве инструмента, обладающего огромным потенциалом возможностей. Это более живой и интересный путь, дающий обучающимся и преподавателю новые возможности для творчества.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий по сравнению с «традиционными» многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе обучающихся, методических приёмов в работе преподавателя.

Образованный человек стремится пополнить свои знания, быть в курсе основных событий, происходящих в мире. Задача учителя – содействовать формированию информационной культуры обучающихся, и компьютер становится хорошим помощником на этом пути. В своей системе работы использую компьютер в различных качествах: как средство наглядности; как беспристрастного экзаменатора; как экскурсовода; как источник информации; как библиотеку.

Применение программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов при изучении нового материала

Воздействие учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Обучающийся может все видеть на экране, слышать, а если урок красочный, наглядный, то он, конечно же, вызовет его интерес, а ведь именно интерес является средством активизации познавательной деятельности.

В своей педагогической деятельности я использую следующее мультимедийное программное обеспечение: электронные учебники, обучающие, тестирующие программы, электронные энциклопедии.

Электронные учебники обеспечивают практически мгновенную обратную связь между пользователем и содержанием курса; помогают быстро найти необходимую информацию; рассказывают, показывают, создают модели; обучение происходит в темпе, наиболее подходящем для каждого конкретного обучаемого.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач: наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.































































































Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому обучающемуся, дает возможность самостоятельно, без помощи преподавателя, изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

Внедрение и использование ИК-технологий в преподавании выявило ряд положительных сторон. Например, применение мультимедийного проектора и интерактивной доски позволило в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, в том числе с помощью презентаций и флипчартов, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Данные программные продукты позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата.

Программное обеспечение Microsoft Office Power Point и ActivInspire позволяют преподавателю стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета

Многослайдовые презентации и флипчарты эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Такие уроки вызывают познавательный интерес у обучающихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности обучающихся.

Флипчарты и презентации органично вписываются в структуру урока, сопровождая рассказ преподавателя. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, видеофрагменты и др.) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении сложных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти. Однако следует помнить, что использование презентации, как и любое использование компьютерных технологий, должно быть оправдано. То есть она должна давать возможность продемонстрировать тот материал, который станет понятнее именно в данной реализации, именно с использованием технических возможностей компьютера. В любом случае при первичном применении презентации даже самая простая реализация способна заинтересовать обучающихся.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание обучающихся на особо значимых моментах учебного материала.

Значительно интереснее использовать компьютер для создания проблемных ситуаций.

Использование мультимедийного программного обеспечения, уроков-презентаций освобождает преподавателя от записи огромного количества материала на доске, отпадает необходимость в печатной иллюстративной продукции, способствует экономии времени и поддержанию высокого темпа урока.

Использование компьютера для закрепления пройденного материала

Место компьютера в учебном процессе во многом определяется типом обучающей программы. Некоторые предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков. Место таких программ определить не трудно: их можно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной методики обучения:

      • при закреплении;

      • при тренировке;

      • при отработке ЗУН;

      • при повторении;

      • при контроле и т.д.

Работа с интерактивной доской, с виртуальной клавиатурой,поиск информации в интернете, работа с он-лайн заданиями, аудиодиктанты, видеолекции и звуковые видеоправила при изучении новой темы, цифровые диктанты в программе «Work Spese», звуковые сопровождения ,а также прослушивание песен с поиском разных видов предложений –все это можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Для обеспе­чения прочности усвоения учебного материа­ла в ней предусмотрены контроль и кор­рекция учебной деятельности; в случае затруд­нений можно повторить тео­рию для того, чтобы можно было самостоятель­но найти и исправить ошибку. Большой наглядный материал, разборчивость, четкость изображения, разнообразное расположение текста на экране - все это увеличивает эффек­тивность восприятия информации. Цветовой колорит программ соответствует ее функци­ональному назначению.

Осуществление контроля посредством ИКТ

Ученый-педагог В. П. Беспалько предложил тесты как один из путей отхода от демагогии, формализма в оценке результатов обучения, потому что при тестировании учитывается, какие знания должны быть у обучающегося в конце обучения. Есть инструмент для выявления результата обучения – компьютер; есть возможность измерения и оценки теста, т. е. соотнесение с определенной шкалой.

Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных упражнений. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования обстановки. Он помогает в значительной степени преподавателю при проведении урока, делая его отношения с обучающимися более человечными.

Во-первых, компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и реакций на ошибки обучающегося. Ошибки, беспощадно фиксируемые компьютером, оказываются в значительной степени частным делом обучающегося. Преподаватель освобождается от необходимости выявлять слабые стороны в знаниях обучающихся, его отношение к ним становится более позитивным.

Во-вторых, компьютер, вступая с обучающимся в партнерские отношения, освобождает преподавателя от необходимости поддерживать темп и тонус деятельности каждого обучаемого. Благодаря этому преподаватель получает больше возможностей видеть обстановку в целом или уделять внимание отдельному обучающемуся.

В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования.

I уровень обучения – воспроизведение знаний с подсказ­кой (осознал, запомнил, воспроизвел). Возможна совместная деятельность преподавателя и обучающего, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения уста­новочный тест.

II уровень – воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения.

III уровень – применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения; речь идёт уже о применении диагностичес­кого теста.

IV уровень – действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; например, итоговые тесты в режиме экзамена.

Тестирование обучающихся можно осуществлять с помощью таких программ, как конструктор тестов, генератор тестов, онлайн-тестов, ПО ActivInspire (Activote), Ispring и т.д. Эти программы для создания тестов, проведения тестирования для различных категорий обучаемых. Программы конструктор тестов, Ispring, онлайн-тесты дают возможность создавать и использовать раздаточный материал для каждого обучающегося на уроке. Методом компьютерного контроля/тестирования можно получить объективную, оперативную, достоверную информацию о знаниях, полученных в процессе обучения и о готовности обучаемых к восприятию нового материала.

Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

  • обеспечение стандартизации;

  • обеспечение индивидуальности процедуры контроля;

  • повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость преподавателя и его эмоциональность или плохое настроение, отсутствие или недостаточность времени и т.д.);

  • оперативность статистической обработки результатов контроля;

  • доступность для обучающегося к полной информации о результатах контроля;

  • обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам, выполнению заданий, дисциплине в комплексе;

  • освобождение преподавателя от выполнения повторяющейся трудоёмкой и рутинной работы по организации массового контроля, высвобождение времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности;

  • обеспечение всесторонней и полной проверки;

  • обеспечение возможности обучающемуся самопроверки освоения материала в том режиме работы, как это ему удобно;

  • доступности и равноправия всех участников процедуры тестирования.

Компьютерное тестирование имеет ряд недостатков, основные из них:

  • исключение из процедуры контроля устного речевого компонента.

Использование компьютера при подготовке к ВОУД, ЕНТ

Подготовка к ВОУД, ЕНТ является актуальной для всех преподавателей. Одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ЕНТ, полученные выпускниками. Поэтому необходимо наиболее эффективно организовать подготовку выпускников китоговой аттестации. Такая подготовка становится возможной при использовании ИКТ.

Для подготовки к ЕНТ на уроке и во внеурочное время можно использовать современные электронные учебные пособия. Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет-ресурсами, использовать онлайн- тестирование по предмету. Можно рекомендовать обучающимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где они могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работая в режиме онлайн.

Во внеурочное время обучающиеся могут выйти на любой сайт и принять участие в тестировании. Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕНТ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

Очевидными положительными моментами этой работы я считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.

Использование компьютера при создании мультимедийных проектов

Большое значение имеет компьютер для развития творческих способностей обучающихся. В этом направлении я использую компьютер как творческую мастерскую. В этой мастерской обучающиеся с помощью программы PowerPoint, Windows Movie Maker создают собственные проекты. Эти проекты могут быть коллективными или индивидуальными

Создание таких проектов:

  • развивает самостоятельность обучающихся;

  • развивает умение добывать информацию, расширяет кругозор обучающихся, используя материал из разных источников информации;

  • позволяет создавать собственный программный продукт;

  • развивает творческие способности, чувство ответственности, чувство коллективизма;

  • актуализирует полученные знания;

  • отрабатывает практические навыки;

  • повышает интерес к предмету;

  • активизирует познавательную деятельность обучающихся.

С целью привлечения внимания и развития интереса к своему предмету я успешно применяю ИКТ и во внеурочной деятельности обучающихся.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности обеспечивает:

  • повышение эффективности и качества внеурочной деятельности;

  • активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности обучающихся;

  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга обучающихся);

  • развитие познавательной и творческой активности обучающихся, устойчивого познавательного интереса к интеллектуально-творческой деятельности;

  • развитие творческого, самостоятельного мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, сообразительности;

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности (осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися;

  • всестороннее развитие личности обучающегося;

  • организация содержательного досуга обучающегося.






















Основными параметрами результативности педагогической деятельности при внедрении информационно-коммуникационных технологий являются:

  • стабильное качество знаний и успешность обучения обучающихся русскому языку;

  • устойчивый познавательный интерес обучающихся к предмету и качественная динамика учебной мотивации;

  • повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления (формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность обучающихся);

  • повышение информационной компетентности обучающихся;

  • формирование новых путей познания мира;

  • расширение кругозора обучающихся; формирование исследовательских навыков.

Обучение русскому языку с использованием информационно-коммуникационных технологий в системе:

  • готовит обучающихся к практической деятельности;

  • развивает творческое мышление обучающихся и формирует новый тип мышления, направленный на выбор оптимальных решений;

  • формирует навыки использования информационных технологий.

Результаты многолетней работы показали, что применение информационно-коммуникационных технологий позволяет не только повысить интерес к предмету, но и достигнуть высоких результатов в обучении. Хорошо просматриваются межпредметные связи (обучающиеся используют навыки практической работы на ЭВМ при изучении других дисциплин). Обучающиеся с удовольствием выполняют учебные задания, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах и занимают призовые места. Применение мультимедийных технологий в преподавании русского языка способствует активизации познавательного интереса обучающихся.

Работа по внедрению информационно-коммуникационных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин неоднократно обсуждалась на методических совещаниях и заседаниях педагогических советов школы, районных методических объединениях учителей русского языка (мной были подготовлены выступления на школьных и районных методических объединениях учителей русского языка)-2010-2015гг, проведение авторского районного семинара по теме:






















мастер-класс на областном уровне во время учебы в «Өрлеу», на курсах повышения квалификации по программе третьего базового уровня 2012г:


в региональном научно-практическом центре «Қостанай дарыны»управления образования Костанайской области (выступление «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе самообразования учителя и при обучении учащихся русскому языку»-2013г.

Открытые уроки и внеклассные мероприятия с применением информационно-коммуникационных технологий помогли убедиться на практике в эффективности такой работы














Электронное порфтолио учителя обязательно





Итогом моей работы стало обобщение опытом по теме




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Репетухас Елена Владимировна

Дата: 31.01.2018

Номер свидетельства: 453774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства