Не секрет, что сегодня в колледж идут учиться люди, далеко не испытывающие тягу к знаниям. Они нацелены на небольшой набор практических навыков получения специальности, профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нотки нравственности на уроках литературы»
Нотки нравственности на уроках литературы
Не секрет, что сегодня в колледж идут учиться люди, далеко не испытывающие тягу к знаниям. Они нацелены на небольшой набор практических навыков получения специальности, профессии. Большинство из них - из неполных, малообеспеченных семей, где вовсе не принято иметь богатые библиотеки.. Им еще как-то можно мотивировать изучение физики и математики, занятия физкультурой и БЖ, но прививать любовь к литературе – это высший пилотаж учителя-филолога. Рассказывать ученику начальной-средней школы о добре и зле, долге и чести – это благодарное занятие, спорить со студентами вузов на семинарах о социально-психологической, философско-религиозной, исторической основе и проблематике русской классики – это благодатное занятие. А слышать от своего любимого институтского преподавателя: я вообще не знаю, как можно вести литературу в колледже … ну, что они там у вас вообще могут читать… - это уже самоцель филолога в колледже.
Не читают. Хотя нет, читают 3-4 человека из группы. Но ведь и раньше, во времена стойкого классического образования, редкий студент осиливал крупные романы Толстого и Достоевского, а про то, что в «Тихом Доне» 4 тома и сегодня знают немногие.
Подливают масла в огонь и взрослые - коллеги, родители, когда говорят о литературе, русских классиках и их произведениях фразами интернет-просторов: «Зачем изучать произведения самоубийц, алкоголиков, наркоманов? Ну, что за “луч света” эта Катерина в «Грозе»? (опять же вопрос суицида) А на Раскольникова – убийцу старушек – сколько часов отводится?»
Изучаем Тургенева. «Отцы и дети». Знакомимся с героями. Теорией Базарова. Читаем: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.(…) Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты.» - А сегодня пофигисты, - подхватывают сразу несколько студентов. И это притом, что правительство понимает: 38 млн. человек – молодежь – те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 лет станут главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов развития страны, укрепления гражданского общества.
На первых курсах, регулярно проводим анкетирование по адаптации. В ряду вопросов: какой предмет кажется тебе более сложным? - часто называют литературу. Спрашиваем: почему? Ответ: на мозги капает. А может все же не на мозги, а на сердце…Одна девушка как-то сказала: «Вы нас все время тормошите, пытаетесь душу вывернуть». А вот оно, есть все же душа!
У коллег на областном методическом объединении интересуемся: «А вы как урок ведете? У вас так же театр одного актера?» А как же?
Таким образом, каждый учитель-словесник, работающий в колледже, решает, среди многих, следующие проблемы: нечитающий контингент; торможение общественного сознания; выбор при составлении тематического планирования как части рабочей программы; выбор педагогических методов, средств, технологий.
Урок литературы – это твоя жизнь. Объясняем, что литература дается в колледже как урок последний раз. Дальше всё: профессиональные модули, междисциплинарные курсы, практика, диплом, рождение семьи, потом детей или наоборот, как получится… И прожить ее надо так, чтобы не жег огонь позора хотя бы за оценки в дипломе.
Обязательно спрашиваю: какие сказки вы будете читать детям? Как вы их будете читать? (Многие стесняются читать на публику, т.к. читают на уровне ребенка-второклассника.) Находчивых немало, спорят: зачем читать, когда можно мультфильм включить или аудио. Парирую: а вам что мешает вечерком вместо соцсетей фильм по классике включить или аудиокнигу? - “не охота”. Да откуда такая лень лоботрясная? Многие дети сегодня не имеют домашних обязанностей или же работают за вознаграждение: прибрался – 500 тенге, вынес мусор – 200 тенге. Вот и растим поколение лени. А где лень, там, где мораль - дырка. Не позволяй душе лениться!
Приходится растить трудоспособность. Здесь и сейчас. Иногда за конфетку. Очень любят дети изрядного возраста играть. Вот и загоняешь часть программы в игровую форму: кто быстрее сопоставит автора и произведение, кто узнает писателя на портрете, героя по характеристике, кто найдет больше образных средств в отрывке (конечно, не без шпаргалки), кто разгадает кроссворд, заполнит ментальную карту (радость начальной школы) и т.п.
Здесь и сейчас растим и нравственность. Урок литературы – это действительная жизнь. Читаем выразительно по ролям «Грозу», обсуждаем несчастную Катерину и находим в ней черты современного инфантильного подростка: образование так себе, скука, заняться нечем (Работай что-нибудь без меня! - говорит ей Тихон перед отъездом), абсолютно детская месть свекрови за недоверие: Чтоб на молодых парней не заглядывалась… – и как противодействие частице НЕ - влечение к красивому, по моде стриженому-одетому, приехавшему из столицы Борису. Тирания в семье, непонимание между мужем и женой, свекровью и снохой, измена, бесхребетность супруга, наконец, раскаяние – это ли не поводы для встряски нравственности.
Когда-то мы, филологи, взахлеб конспектировали произведения петербургского педагога-новатора Евгения Николаевича Ильина. Навсегда врезалась формула учительской личности: знаток – артист – врач. Знаток – не только знающий свой предмет, но и умеющий учиться у ребят учитель. Читаю ответ на хитрый, на мой взгляд, вопрос: «Что стало бы с Катериной в наши дни?» Ответ сначала коробит: «Попала бы в сумасшедший дом». А ведь студент - молодец: уловил не только психологическое состояние аффекта, но и социальную подоплеку уже современного общества. Так и с Раскольниковым, Мармеладовым, Соней… На эмоциях. Читаю письмо-подхалимаж: «Нравятся уроки литературы, т.к. учитель очень интересно, эмоционально рассказывает». Действительно, театр одного актера. А как иначе сложить полное впечатление о романе, на который отведено 2-3 пары? Включаешь-выключаешь слайды презентаций, выписываешь мелом на доску (так вернее запишут) ключевые имена, географические названия, даты, заставляешь смотреть эпизоды из фильмов, а потом их же подсовываешь в виде части оригинального текста для анализа событий, характеров, поступков.
И тут вдруг пара голосов: А можно я расскажу, я читал(а)! Не этого ли мы ждем? Театр начинается с вешалки. Возможно, все же не случайно оказалось аудирование на первом месте среди УУД. А уже потом чтение – вдумчивое, с остановками, с вопросами, с пометами в блокноте.
«Чтобы настроить на свою волну надо быть и врачом. Он еще раз и по-своему напомнит, что не с классом, аудиторией, зрительным залом, а прежде всего с человеком работаем», - пишет Ильин. «Миш, привет,- говорю ушедшему в себя студенту на задней парте, - Привет! Ой, простите!» Ему уже неудобно не работать. «А у тебя есть младшая сестра, - пытаю очередного уклониста от урока.- Есть, откуда вы знаете? – А как бы ты повел себя …и вновь описываю только что разобранную в аудитории сцену “Раскольников и пьяная девочка”...
Девочка ждала мальчика из армии. Не дождалась. Мальчик вернулся. Девочка понимает, что совершила ошибку, просит совета: как возобновить былые отношения, простит ли он? И опять укол классики: Наташа Ростова не дождалась Андрея Болконского, увлеклась Курагиным. Андрей простил лишь на пороге смерти. А может, не надо самим разрушать то, что имеешь? Может, и правда к прошлому возврата нет? Но мудрые наши русские писатели не категоричны в этом отношении. Наташа счастлива в эпилоге романа, пусть и с другим.
Дети идут на урок литературы (да и многие другие) за ласковым словом, за вниманием, советом, которого не хватает дома, в семье. Приходится брать на себя ответственность и лечить эти раненые души. Работа тяжелая и незаметная, иногда выматывающая.
Еще один шаг в этом направлении – объединение усилий преподавателя литературы с преподавателями общеобразовательных дисциплин колледжа и сотрудниками библиотеки. Регулярно в течение учебного года организуем викторины, творческие конкурсы, которые вызывают интерес, расширяют кругозор, да и просто снимают напряжение – ведь это не урок, а оценку за работу получить хорошую можно.
На первый взгляд, учитель литературы в колледже технического профиля – существо чуждое. Оглядываясь назад, в очередной раз внося изменения в тематическое планирование, контрольно-оценочные средства, понимаешь, что многие уроки, проведенные за год, были больше похожи на реанимационные мероприятия, а не на реализацию системно-деятельностного подхода. Администрацию интересует % качества знаний. Студенты-первокурсники рады, что уже не школьники и свободны от ЕНТ. А преподаватель вновь и вновь готовится к каждому уроку, «часов не наблюдает» - пробуждает чувства добрые, пытается закалить душу, не дать ей погибнуть и все еще верит в повышение качества личностного, духовного, гражданского развития через общение с художественной книгой.