Цели: Раскрыть тему и идею рассказа. Выявить художественное своеобразие рассказа. Анализ характеров героев через их речь и поведение. Показать богатство духовного мира крестьянских детей.
Развивать речевую активность, память, внимание, умение сравнивать и обобщать; образное мышление, познавательные интересы, текстовую грамотность, творческие способности; пополнение словаря и развитие речи.
Воспитывать положительные нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому; привитие любви к чтению художественной литературы; привитие интереса к творчеству писателя.
Оборудование: Слайды, выставка из книг И.С.Тургенева
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1. Опрос домашнего задания по плану:
«Заблудился совершенно» («пошёл… наудалую»)
Бежин луг.
В ночном: а) костёр среди ночи; б) пять деревенских мальчиков (портретная характеристика); в) рассказы мальчиков.
Наступило утро:
рассвет;
мальчики возвращаются с табуном.
Примечание: о смерти Павлуши.
К пункту «рассказы мальчиков» предлагается следующая таблица, которая поможет учащимся определить активность или пассивность мальчиков (ученики составили таблицу дома). Версия учителя демонстрируется по интерактивной доске.
Слайд 2. «Былички», рассказанные мальчиками
Что
Кто рассказал?
С кем случилось?
Рассказ о домовом
С ним и его товарищами на рольне
Рассказ о русалке
Со слободским плотником Гаврилой
Рассказ про оборотня (барашек)
С псарём Ермилой
«Намеднись» на Варнавицах
Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче
С дедушкой Трофимовичем
Рассказ о гаданье в родительскую субботу
С бабкой Ульяной
В прошлом году в родительскую субботу
Рассказ о небесном предвиденье
С крестьянами деревни Шаламово
Рассказ о Тришке (антихристе)
Не быличка
Рассказ о Тришке
С бочаром Василой и крестьянами Шаламово
Рассказ о голосе из бучила
С ним самим
Вчера вечером
Рассказ о мужике и лешем
С мужиком из его деревни
«На днях»
Рассказ о водяном
С дурочкой Акулиной
Рассказ о мальчике Васе
С мальчиками из деревни
Рассказ о голосе из речки Снежить
С ним самим
Только что
Слайд 3. Анализ образов мальчиков:
План характеристики
1. Портрет мальчика (демонстрируются иллюстрации к рассказу).
2. Его роль среди товарищей.
3. История, которую рассказал герой.
4. Поведение мальчика.
5. Характер героя.
6. Отношение к нему автора и ваше.
Беседа:
а) самые активные – Павлуша и Ильюша (сравнительная характеристика мальчиков);
б) заправляет разговором - Федя (Почему?);
в) самый пассивный – Ваня (Почему?);
Вопрос: Какой герой понравился тебе больше всего? Чем понравился? (Ответы учащихся).
Какую роль играет природа? (Природа. Литературный приём).
Рассказ в целом пессимистичен или есть нотки оптимизма?
Есть ли надежда на то, что жизнь этих ребят изменится?
Найти абзац «…Утро зачиналось…»
Ученики отвечают и делают вывод.
Тема: крепостничество, идея: наступят лучшие времена.
Учитель подводит итоги: коротко о романах Тургенева, о том, что тема крепостничества, освобождения крепостных крестьян поднимается и в романах Тургенева.
Домашнее задание: Прочитать рассказы из «Записок охотника».
Выставление оценок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: Раскрыть тему и идею рассказа. Выявить художественное своеобразие рассказа. Анализ характеров героев через их речь и поведение. Показать богатство духовного мира крестьянских детей.
Развивать речевую активность, память, внимание, умение сравнивать и обобщать; образное мышление, познавательные интересы, текстовую грамотность, творческие способности; пополнение словаря и развитие речи.
Воспитывать положительные нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому; привитие любви к чтению художественной литературы; привитие интереса к творчеству писателя.
Оборудование: Слайды, выставка из книг И.С.Тургенева
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1. Опрос домашнего задания по плану:
«Заблудился совершенно» («пошёл… наудалую»)
Бежин луг.
В ночном: а) костёр среди ночи; б) пять деревенских мальчиков (портретная характеристика); в) рассказы мальчиков.
Наступило утро:
рассвет;
мальчики возвращаются с табуном.
Примечание: о смерти Павлуши.
К пункту «рассказы мальчиков» предлагается следующая таблица, которая поможет учащимся определить активность или пассивность мальчиков (ученики составили таблицу дома). Версия учителя демонстрируется по интерактивной доске.
Слайд 2. «Былички», рассказанные мальчиками
Что
случилось?
Кто рассказал?
С кем случилось?
Когда?
1
Рассказ о домовом
Ильюша
С ним и его товарищами на рольне
2
Рассказ о русалке
Костя
Со слободским плотником Гаврилой
3
Рассказ про оборотня (барашек)
Ильюша
С псарём Ермилой
«Намеднись» на Варнавицах
4
Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче
Ильюша
С дедушкой Трофимовичем
5
Рассказ о гаданье в родительскую субботу
Ильюша
С бабкой Ульяной
В прошлом году в родительскую субботу
6
Рассказ о небесном предвиденье
Павлуша
С крестьянами деревни Шаламово
7
Рассказ о Тришке (антихристе)
Ильюша
Не быличка
8
Рассказ о Тришке
Павлуша
С бочаром Василой и крестьянами Шаламово
9
Рассказ о голосе из бучила
Костя
С ним самим
Вчера вечером
10
Рассказ о мужике и лешем
Ильюша
С мужиком из его деревни
«На днях»
11
Рассказ о водяном
Ильюша
С дурочкой Акулиной
12
Рассказ о мальчике Васе
Костя
С мальчиками из деревни
13
Рассказ о голосе из речки Снежить
Павлуша
С ним самим
Только что
Слайд 3. Анализ образов мальчиков:
План характеристики
1. Портрет мальчика (демонстрируются иллюстрации к рассказу).
2. Его роль среди товарищей.
3. История, которую рассказал герой.
4. Поведение мальчика.
5. Характер героя.
6. Отношение к нему автора и ваше.
Беседа:
а) самые активные – Павлуша и Ильюша (сравнительная характеристика мальчиков);
б) заправляет разговором - Федя (Почему?);
в) самый пассивный – Ваня (Почему?);
Вопрос: Какой герой понравился тебе больше всего? Чем понравился? (Ответы учащихся).
Какую роль играет природа? (Природа. Литературный приём).
Рассказ в целом пессимистичен или есть нотки оптимизма?
Есть ли надежда на то, что жизнь этих ребят изменится?
Найти абзац «…Утро зачиналось…»
Ученики отвечают и делают вывод.
Тема: крепостничество, идея: наступят лучшие времена.
Учитель подводит итоги: коротко о романах Тургенева, о том, что тема крепостничества, освобождения крепостных крестьян поднимается и в романах Тургенева.
Домашнее задание: Прочитать рассказы из «Записок охотника».