kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Необходимость обучения нравственности на уроках гуманитарного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимосвязь нравственности и литературы естественна и органична, поскольку объединена этическими критериями и ситуациями поиска человеком высших смыслов. Сегодня задача состоит в том, чтобы определить, как усилить воспитательное воздействие художественного произведения на школьников, каковы пути формирования  личности учащихся на уроках и во внеклассной работе, какие методы изучения  произведения могут обеспечить уроку литературы нравственную  роль в жизни подрастающего поколения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Необходимость обучения нравственности на уроках гуманитарного цикла»

Необходимость обучения нравственности на уроках гуманитарного цикла

Бекова Лязиза Саратовна,
преподаватель русского языка и литературы Талдыкорганского колледжа сервиса и технологий

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.


Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.


Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.


Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.


Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие литературы на моральное становление личности так велико и разносторонне.


Взаимосвязь нравственности и литературы естественна и органична, поскольку объединена этическими критериями и ситуациями поиска человеком высших смыслов. Сегодня задача состоит в том, чтобы определить, как усилить воспитательное воздействие художественного произведения на школьников, каковы пути формирования личности учащихся на уроках и во внеклассной работе, какие методы изучения произведения могут обеспечить уроку литературы нравственную роль в жизни подрастающего поколения.


К сожалению, встречается ещё такое преподавание литературы, при котором система чтения, живое размышление над прочитанным, оценочные суждения и нравственные выводы учащихся подменяются усвоением готовых формулировок, заимствованных из учебников и специальных текстов. Вот почему так важно организовать чтение произведения, чтобы анализ был не только обучающим, но и этически впечатляющим, формирующим высокие духовные запросы и художественный вкус, пробуждающим потребность видеть нравственные смыслы в общении с литературой.


Основная задача литературы заключается в том, чтобы не с помощью традиционного анализа произведения рассматривать жизненные ситуации и проблемы героев, а с точки зрения их этических, мировоззренческих основ, открыть возможность быть «со-творцами» художественного произведения, что явится ориентиром в формировании собственных критериев нравственности.


Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель – подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателей, осмысляя его подход к миру и человеку. Таким образом, осуществляется процесс самопознания, через познание других.

Несмотря на многочисленные споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, что главное назначение словесника – быть источником нравственного влияния.


Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается совместным творческим трудом.


Остановимся на некоторых формах обучения, применяемых мною на уроках литературы.


1.Предлагая различные виды работы на уроках литературы, обязательно в его начале использую в качестве эпиграфа высказывания писателя или его героя. Цель не столько удивить ученика, а настроить его на идейную волну урока, пробудить в нем душевные переживания.


2.Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературы.


А).Наблюдение над словом содержит эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа.


Б). На уроке анализируем с ребятами разные художественные способы - описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям.


В).Большое значение имеет внимательное прочтение, ведь именно оно учит детей видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств, отражающийся в их мимике, жестах, действиях, интонации.


О каком бы из средств создания художественного образа не шла речь, мысль о том, что чувство воспитывается только чувством, считаю основной в работе с детьми.

Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.


Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы учащийся понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.


Если учащийся научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.


На уроках я использую следующие приемы обучения

Это логические схемы, которые воздействуют на сознание и воспитание учащихся., формируют самостоятельность.


Опорные схемы - это сигналы фраз. Путем рассуждения необходимо определить связи и зависимости героя, сделать выводы. Эти рассуждения или как говорят «движение мысли», фиксируются в виде схем. Например схема по творчеству Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», образ Раскольникова. Вы все читали это произведение и знакомы с Р Раскольниковым. Воспринимающий остро страдания других, болезненно реагирующий на любую человеческую боль, Раскольников для своего решения ищет в душе нравственное оправдание. И здесь путем рассуждения мы приходим к выводу, что Достоевский, изображая своего героя, утверждает неразрывность подлинной человечности с истинной совестливостью. И роман, и его герой убеждают, что осуществление своих притязаний за счет других людей бесчеловечно, движение к цели за счет ущемления интересов рядом идущих - безнравственно. Бесчеловечно и безнравственно не только потому, что за преступления расплачиваются другие, бесчеловечно потому, что преступление ведет к разрушению личности самого переступившего.


Логические цепочки - дают возможность установить связи и взаимосвязи между явлениями, дает целостное осмысление произведения, помогают учащимся понять нравственное и общественное значение в данном случае М. А. Булгакова; вовлечь их в поисковую работу, формировать навыки самостоятельного анализа произведений автора; заставит задуматься над проблемой добра и зла, верности и предательств, правды и лжи.


Эйдос - конспекты - это короткое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов художественного произведения. Например, по творчеству В.Распутина составляем такие конспекты. Автор произведения говорит о совести, о душе человека, о нравственности.


Г).Выразительное чтение и анализ прочитанного, считаю одним из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя его чувства, владение интонацией текста помогает ребенку понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. Ведь даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: «Мне его жалко», « Я понял, почему он так делал».


3.Рисование иллюстраций к прочитанному тексту должно, на мой взгляд, быть обязательным, ведь ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоционально отношение к нему. И совсем не важно, пятиклассник это или десятиклассник. У данного вида работы есть психологическое обоснование: ребенок через краски выдает свои положительные или отрицательные эмоции.


Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.


Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Необходимость обучения нравственности на уроках гуманитарного цикла

Автор: Бекова Лязиза Саратовна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 312938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Анализ работы МО  учителей  гуманитарного цикла  за 2013-2014 уч.год "
    ["seo_title"] => string(73) "analiz-raboty-mo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2013-2014-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "103341"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402580618"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-vospitaniie-podrostkov-sriedstvami-kraieviedieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218949"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433955195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Реализация межпредметной связи на уроках "Самопознания" "
    ["seo_title"] => string(63) "riealizatsiia-miezhpriedmietnoi-sviazi-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "158762"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421781081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства