Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой
Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой
«География» имеет практически неограниченный интегративный потенциал, что позволяет ей служить фактором межпредметной интеграции в образовательном процессе. В данном случае содержание образовательного процесса способно наполниться особым географическим колоритом. В свою очередь, интеграция «Географии» с другим содержанием обогащает географическое знание, повышает мотивацию изучения. Содержание географического образования через содержание других предметных областей в глазах учащихся приобретает новый смысл, и тем самым проблема межпредметной интеграции вводится в рамки личностно-ориентированного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»
Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Неопределенность и невыраженность базовой системы ценностных ориентиров привел к разрушению духовных и нравственных качеств личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
А ведь духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Назрела необходимость создания принципиально нового документа, в котором в котором были бы сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структура и содержание программ воспитания и социализации гражданина России.
Таким документом стала Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии:
1.С Законом Российской Федерации «Об образовании»,
2. Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.
3. Концепция является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании, с целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы.
В Концепции под духовно-нравственным развитием гражданина России понимается процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г президент РФ, Д.А. Медведев, две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего общеобразовательную школу.
«Система образования, — подчеркивает Д.А. Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Именно в школе это наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе, и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.
Роль школьного курса географии в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения.
Значимость географии в системе современного образования.
В этих условиях возрастает роль школьной дисциплины “География”, которая на международном уровне признана, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов.
Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:
географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся;
изучение географии закладывает основы пространственного мышления;
изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;
география раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся: “я житель”, “я работник”, “я исследователь”, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;
возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли;
география вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а так же способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами;
география единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук, она охватывает всю систему “природа-человек-хозяйство” Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др;
география несет в себе огромный гуманистический потенциал. Эта наука изучает пространственный аспект человеческой деятельности, роль человека и всего человечества в географической оболочке. Поэтому уже на школьной скамье ученик через познание географии должен будет научиться понимать людей другой культуры, понимать свое место и роль в жизни окружающей его природы.
Развивая у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.
Одним из средств по формированию гуманистической направленности личности может стать интеграция географии с художественной литературой.
Итеграционный потенциал «географии».
Процессы интеграции и дифференциации соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее познавать закономерности и характерные особенности различных структур и систем. На современном этапе интеграция доминирует над дифференциацией и рассматривается как перспективное направление совершенствования современного образования.
Поскольку современные науки тесно связаны между собой, постольку и школьные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между учебными предметами является отражением связей между соответствующими науками, каждый из которых в своей области изучает единый существующий материальный мир.
Процесс интеграции рассматривается как взаимопроникновение содержания различных дисциплин с целью направленного формирования у обучающихся разносторонней, комплексной системы научных представлений о различных явлениях материального мира.
Интеграционные процессы в образовании сегодня являются преобладающими в силу ряда объективных причин. В условиях постиндустриального развития, когда формируется новый тип общественного устройства - информационное общество, интеграция знаний становится необходимым условием для овладения и эффективного использования новой информации, как учебной, так и научной.
Потребность современного рынка труда в широкообразованных специалистах, мобильных к изменению характера труда, освоению новых технологий, вызывает необходимость в создании новой системы подготовки молодого поколения, основанной на принципах интеграции знаний из разных предметных областей.
Актуальность межпредметной интеграции состоит в следующем:
• слабое проявление связей между учебными предметами не способствует осуществлению глобальной цели образования - обеспечению целостного развития личности, решить данную проблему в состоянии межпредметная интеграция;
• механизм интеграции (способность к синтезу информации) определяется объективными законами психологии и физиологии и заключен в самой природе человеческого мышления (И.П. Павлов);
• интегрированное содержание (слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности, интеллектуальных технологий) содержит в себе больше возможностей для развития умственных, креативных способностей учащихся;
• межпредметная интеграция способствует интенсификации географического образования (наполнению и обогащению географического знания, раскрытию многоплановости, многомерности природных и социальных процессов в географии).
Степень изученности проблемы. Идеи интеграции в образовании не новы. Основы интеграции знаний в педагогике заложены Я.А. Коменским, Дж. Локком, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским.
«География» имеет практически неограниченный интегративный потенциал, что позволяет ей служить фактором межпредметной интеграции в образовательном процессе. В данном случае содержание образовательного процесса способно наполниться особым географическим колоритом. В свою очередь, интеграция «Географии» с другим содержанием обогащает географическое знание, повышает мотивацию изучения. Содержание географического образования через содержание других предметных областей в глазах учащихся приобретает новый смысл, и тем самым проблема межпредметной интеграции вводится в рамки личностно-ориентированного образования.
Сущность интеграции географии с литературой.
Интеграции географии с литературой - позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное значение в формировании характера учеников.
Иногда знакомство с некоторыми художественными произведениями влияют на выбор будущей профессии: океанолог, полярник, геолог, минеролог, вулканолог, сейсмолог.
В последнее время отмечается падение интереса у ребят к художественной литературе. И большой пласт культуры остается вне интереса ребят. Поэтому я считаю важным знакомить ребят с художественными произведениями, хотя бы с точки зрения географии.
Однако не всякая информация способна побудить у них познавательный интерес. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он характеризуется тремя обязательными моментами:
1) положительные эмоции по отношению к деятельности;
2) наличие познавательной стороны этих эмоций;
3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Из вышеизложенного следует, что любая деятельность по усвоению и трансформации учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.