kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта направлена на развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы посредством использования технологии интегрированного обучения. Методика использования интегрированного обучения реализует дидактические принципы: целостность, научность, интергация, сисстемность, доступность, продуктивность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся. »

Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся . (из опыта работы)     Автор опыта:  Сагачеева Э.Р.,  учитель русского  языка и литературы. с. Антипаюта -2015

Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих

способностей учащихся .

(из опыта работы)

Автор опыта: Сагачеева Э.Р.,

учитель русского

языка и литературы.

с. Антипаюта -2015

СЛОВО «ИНТЕГРАЦИЯ» ОБОЗНАЧАЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В ЦЕЛОЕ, КАЧЕСТВЕННО НОВОЕ.

СЛОВО «ИНТЕГРАЦИЯ» ОБОЗНАЧАЕТ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ,

ВОСПОЛНЕНИЕ,

ОРГАНИЗАЦИЮ

ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В

ЦЕЛОЕ, КАЧЕСТВЕННО

НОВОЕ.

ВСЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ, ДОЛЖНО ПРЕПОДАВАТЬСЯ В ТАКОЙ ЖЕ СВЯЗИ.  Я. А. Коменский

ВСЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ

ВО ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ,

ДОЛЖНО ПРЕПОДАВАТЬСЯ

В ТАКОЙ ЖЕ СВЯЗИ.

Я. А. Коменский

Противоречия Пути их решения 1. Между штампами в обучении и стремлением школьников естественным путем приблизиться к пониманию реального окружающего мира. 1. Использование интегрированного обучения. 2. Между авторитарной методикой преподавания и уникумом личности, стремлением ребенка быть понятым и услышанным. 2. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке, позволяющей выявить творческие задатки и способности личности. 3. Между необходимостью увеличивать объем информации, включаемой в образование, и возможностью организации для ее усвоения. 3. Систематизация материала через использование технологии интегрированного обучения, совершенствование методов и форм контроля знаний учащихся.

Противоречия

Пути их решения

1. Между штампами в обучении и стремлением школьников естественным путем приблизиться к пониманию реального окружающего мира.

1. Использование интегрированного обучения.

2. Между авторитарной методикой преподавания и уникумом личности, стремлением ребенка быть понятым и услышанным.

2. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке, позволяющей выявить творческие задатки и способности личности.

3. Между необходимостью увеличивать объем информации, включаемой в образование, и возможностью организации для ее усвоения.

3. Систематизация материала через использование технологии интегрированного обучения, совершенствование методов и форм контроля знаний учащихся.

Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания.   М. А. Рыбникова  

Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания.

  М. А. Рыбникова

 

Таким образом, цель педагогической деятельности можно сформулировать следующим образом: развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы посредством использования технологии интегрированного обучения. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач: - Провести входную диагностику уровня - Провести входную диагностику уровня сформированности творческой активности учащихся . сформированности творческой активности учащихся .  Вызвать необходимость использования  Вызвать необходимость использования межпредметных связей в целях межпредметных связей в целях  развития творческого мышления.  Модернизация макроструктуры урока при  Модернизация макроструктуры урока при использовании новых использовании новых  подходов к изучению литературы. - Провести итоговую диагностику уровня сформированности творческой активности учащихся.

Таким образом, цель педагогической деятельности можно сформулировать следующим образом: развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы посредством использования технологии интегрированного обучения.

Для достижения указанной цели

необходимо решить ряд задач:

- Провести входную диагностику уровня

  • - Провести входную диагностику уровня

сформированности творческой активности учащихся .

  • сформированности творческой активности учащихся .
  • Вызвать необходимость использования
  • Вызвать необходимость использования

межпредметных связей в целях

  • межпредметных связей в целях

развития творческого мышления.

  • Модернизация макроструктуры урока при
  • Модернизация макроструктуры урока при

использовании новых

  • использовании новых

подходов к изучению литературы.

- Провести итоговую диагностику уровня сформированности творческой активности учащихся.

  • - Провести итоговую диагностику уровня сформированности творческой активности учащихся.
Новизна данного опыта продиктована следующими факторами: -изменившиеся ценности современного образования, -активизация процесса обучения, -ученик – главная фигура в классе, -деятельность учителя ориентирована на развитие творческих способностей учащихся, -максимальное включение опыта ребенка.  Считаю, что методика использования межпредметного  обучения реализует следующие дидактические принципы: ■ целостность, ■ научность, ■ интеграция, ■ системность, ■ доступность, ■ продуктивность .

Новизна данного опыта продиктована следующими факторами:

-изменившиеся ценности современного образования,

-активизация процесса обучения,

-ученик – главная фигура в классе,

-деятельность учителя ориентирована

на развитие творческих способностей учащихся,

-максимальное включение опыта ребенка.

Считаю, что методика использования межпредметного обучения реализует следующие дидактические принципы:

целостность,

научность,

интеграция,

системность,

доступность,

продуктивность .

Сущность опыта: учитель, организуя учебную деятельность учащихся, реализует проблему перехода от парадигмы знаний, когда учебная деятельность приобретает черты творческой деятельности и ученик, решая поставленные учителем задачи, активно ищет новые области реализации своих способностей, по-новому осмысливая и оценивая результаты своей деятельности. Продуктивность опыта в том, что на интегрированных уроках литературы школьники могут не только успешно овладеть системой знаний, практическими умениями, предусмотренными школьной программой, но и увидеть, осознать социальную значимость учебного материала и его место в целостной картине мира.

Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в совместную творческую работу, интегрированной проработке содержания учебного материала, выделении основополагающей идеи, обновлении педагогических воздействий. Для разработки интегрированного урока литературы требуется

материально-техническая база и время.

Адресная направленность - опыт может быть использован каждым учителем-предметником при освоении межпредметной интеграции на уроках литературы, при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества дополнительной литературы и материально-

технической базы кабинета.

Русский язык История  Литература  Изобразительное искусство Музыка

Русский язык

История

Литература

Изобразительное

искусство

Музыка

Литература и русский язык

Литература и русский язык

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит ; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит…  А. С. Пушкин «Зимнее утро».  - Пауза  - Длительная пауза  - Сравнение  М - Метафорический эпитет  - Повышение интонации  - Понижение интонации 10

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит ;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

А. С. Пушкин

«Зимнее утро».

- Пауза

- Длительная пауза

- Сравнение

М - Метафорический эпитет

- Повышение интонации

- Понижение интонации

10

● Речевая разминка. Прочитайте строки из стихотворения А. Н. Майкова про себя (на партах карточки с четверостишием поэта). Зима! Зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На черных деревах блестит …  /А. Н. Майков/ - Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу? Постарайтесь определить, какое оно? - Как вы понимаете выражение «звездится снег»? - Понятно ли вам, почему у слова иней эпитет лазурный? - Какая картина предстает перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать ее словами. - Какие слова и выражения в четверостишии помогают вам устно нарисовать картину? - Прочитайте текст выразительно вслух, стараясь передать отношение поэта к зимнему пейзажу.

Речевая разминка.

Прочитайте строки из стихотворения А. Н. Майкова про себя

(на партах карточки с четверостишием поэта).

Зима! Зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На черных деревах блестит

/А. Н. Майков/

- Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта

к зимнему пейзажу? Постарайтесь определить, какое оно?

- Как вы понимаете выражение «звездится снег»?

- Понятно ли вам, почему у слова иней эпитет лазурный?

- Какая картина предстает перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать ее словами.

- Какие слова и выражения в четверостишии

помогают вам устно нарисовать картину?

- Прочитайте текст выразительно вслух, стараясь

передать отношение поэта к зимнему пейзажу.

Литература и история

Литература и история

I

Время действия в романе.

1776 год – родился Онегин. 1812 год – Онегин вступает в свет. 1820 год, лето -приезд в деревню.

События в жизни Пушкина в это время.

II

III

Лицей –

(1811-1817г.г.)

Время создания главы.

1820 год, лето - знакомство с Ленским.

Настроение Пушкина в период создания главы.

1820 год, лето. Семья Лариных. Письмо Татьяны к Онегину.

IV

Жизнь в Петербурге -(1817-.г.)

1823 год, Кишинев - Одесса

1820 год, осень, начало зимы.

V

Ссылка на юг (Кишинев, Крым, Кавказ, Одесса). Ссылка в Михайловское.

1824 год,

Одесса.

Сомнения, стремление осмыслить возможности романтического бунта.

1821 год, 12 января (25) - именины Татьяны.

«Я жил тогда в Одессе пыльной» (см. «Путешествия Онегина»)

1824 год,

Одесса-Михайловское.

VI

1825 год,

Михайловское.

Преодоление романтического взгляда на жизнь и историю России.

1821 год, 14 января – дуэль, смерть Ленского, Онегин уезжает из деревни.

VII

До 7 декабря 1825 года – работа над «Борисом Годуновым» и ожидание политических перемен. Предощущение катастрофы.

1821 год, конец лета – Ольга выходит замуж. Зима 1821-22 года – отъезд Татьяны в Москву. 1822 год – Татьяна выходит замуж.

VIII

1826 год,

Михайловское – Москва.

1821-1824г.г. – путешествие Онегина. 1824 год, Петербург - встреча с Татьяной. 1825 год, март – последнее объяснение.

После 14 декабря 1825 года. «Пророк», «Арион».

1827-1828г.г., Москва-Петербург.

Поиск нравственных ценностей в последекабристском мире.

1829-1830г.г.,

Болдино.

7 лет, 4 месяца, 17 дней.

Время сватовства.

«Болдинская осень».

Литература и музыка На интегрированном уроке литературы, при изучении цикла «Времена года» М. М. Пришвина, обращаемся к творчеству П. И. Чайковского: ребята готовят сообщения о жизни и творчестве великого композитора, рассматривают портрет известного музыканта, прослушивают фрагменты из музыкального произведения «Времена года» П. И. Чайковского.

Литература и музыка

На интегрированном уроке литературы, при изучении цикла «Времена года» М. М. Пришвина, обращаемся к творчеству П. И. Чайковского: ребята готовят сообщения о жизни и творчестве великого композитора, рассматривают портрет известного музыканта, прослушивают фрагменты из музыкального произведения «Времена года» П. И. Чайковского.

Прослушав фрагменты из музыкального цикла «Времена года»   П. И. Чайковского, ребята составляют самостоятельно план-инструкцию    для написания собственной пейзажной зарисовки –  сочинения-миниатюры «А за окном зима…».  План-инструкция: 1. Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом. 2. Какова будет главная мысль вашей  пейзажной зарисовки. 3. Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя? 4. Какие художественно-выразительные  средства языка вы используете в своей работе?

Прослушав фрагменты из музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского, ребята составляют самостоятельно план-инструкцию для написания собственной пейзажной зарисовки – сочинения-миниатюры «А за окном зима…».

План-инструкция:

1. Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом.

2. Какова будет главная мысль вашей

пейзажной зарисовки.

3. Какие чувства вы хотите

вызвать ею у читателя?

4. Какие художественно-выразительные

средства языка вы используете

в своей работе?

Литература и изобразительное искусство Константин Федорович Юон (1875 - 1958) «ФЕВРАЛЬ» - Что изображено на картине? - Что такое пейзаж? - Какое время года запечатлел художник? Поясните свой ответ. - Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?  Как достигает художник такого восприятия?  Какими средствами пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как зима?

Литература и изобразительное искусство

Константин Федорович Юон

(1875 - 1958)

«ФЕВРАЛЬ»

- Что изображено на картине?

- Что такое пейзаж?

- Какое время года запечатлел художник? Поясните свой ответ.

- Какое настроение, какие чувства вызывает у вас

это живописное полотно?

  • Как достигает художник такого восприятия?
  • Какими средствами

пользуется для передачи своих чувств, своего отношения

к такому явлению природы, как зима?

Таким образом, итоги использования межпредметной интеграции на уроках литературы таковы:  ♦  повышение эффективности обучения (развитие творческих навыков школьников и навыков самостоятельной работы); ♦  расширение объёма предъявляемой учебной информации;   ♦  обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы); ♦  улучшение организации урока (совмещение  материала разных учебных дисциплин);  ♦  повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы; ♦  включение учащихся в коллективную творческую деятельность в парах, в группах;  ♦  повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Таким образом, итоги использования межпредметной интеграции на уроках литературы таковы:

повышение эффективности обучения (развитие творческих навыков школьников и навыков самостоятельной работы);

расширение объёма предъявляемой учебной информации;

обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

улучшение организации урока (совмещение

материала разных учебных дисциплин);

повышение качества контроля знаний

учащихся и разнообразие его формы;

включение учащихся в коллективную творческую деятельность в парах, в группах;

повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Возросло количество учеников, выполняющих необязательные творческие задания. В 5-м классе – 30%, в 6-м классе – 50%. Ребята с интересом стали представлять свои творческие работы на различные школьные и районные конкурсы.

Возросло количество учеников, выполняющих необязательные творческие задания. В 5-м классе – 30%, в 6-м классе – 50%. Ребята с интересом стали представлять свои творческие работы на различные школьные и районные конкурсы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.  1. Авлова Т.Г. Тайны словесного искусства. С-П., «Университетская  книга», 1996. 2. Белова Н.А. Реализация интеграции при изучении русского языка и  литературы в школе на текстовом материале. // «Русская  словесность», М., «Школа-Пресс», №8 2005. 3. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение  русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по  классам. 5-8 классы. М., 1998. 4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное  пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных  учреждений. М, 1995. 5. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных  условиях общеобразовательной школы. М.. «Педагогика», 1975. 6. Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Урок литературы. М.,  «Просвещение», 1983. 7. Интернет. 8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. 9. Келбакин В.Н. Межпредметная функция в подготовке будущих  учителей. Тбилиси, «Тбилис», 1994. 10. Ушинский К. Д. Сочинения. М., 1948. Межпредметные связи при изучении литературы в  школе. М., «Просвещение», 1990. 11. Ушинский К. Д. Сочинения. М., 1948.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Авлова Т.Г. Тайны словесного искусства. С-П., «Университетская

книга», 1996.

2. Белова Н.А. Реализация интеграции при изучении русского языка и

литературы в школе на текстовом материале. // «Русская

словесность», М., «Школа-Пресс», №8 2005.

3. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение

русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по

классам. 5-8 классы. М., 1998.

4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное

пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных

учреждений. М, 1995. 5. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных

условиях общеобразовательной школы. М.. «Педагогика», 1975.

6. Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Урок литературы. М.,

«Просвещение», 1983.

7. Интернет.

8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.

9. Келбакин В.Н. Межпредметная функция в подготовке будущих

учителей. Тбилиси, «Тбилис», 1994.

10. Ушинский К. Д. Сочинения. М., 1948.

Межпредметные связи при изучении литературы в

школе. М., «Просвещение», 1990.

11. Ушинский К. Д. Сочинения. М., 1948.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сагачеева Эльвира Рамазановна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Межпредметные связи на уроках географии (доклад) "
    ["seo_title"] => string(56) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-ghieoghrafii-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "152742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420900952"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Основы педагогической интеграции. "
    ["seo_title"] => string(40) "osnovy-piedaghoghichieskoi-intieghratsii"
    ["file_id"] => string(6) "127037"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415263112"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Педагогический проект по теме "Золотое сечение" в архитектуре и литературе" "
    ["seo_title"] => string(90) "piedaghoghichieskii-proiekt-po-tiemie-zolotoie-siechieniie-v-arkhitiekturie-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "118383"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413126575"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства