Метод проектов на уроках литературы в 5 классе, как средство формирования УУД
Метод проектов на уроках литературы в 5 классе, как средство формирования УУД
Разработанный в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках литературы в 5 классе, как средство формирования УУД»
Метод проектов на уроках литературы в 5 классе,
как средство формирования УУД
Сегодня задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения – ФГОС. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. Формирование универсальных учебных действий, особенно познавательных и регулятивных, немыслимо без использования новых информационных технологий. Использование ИКТ на уроках литературы в основной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Формирование коммуникационной компетентности способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.
Разработанный в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт. [М.А.Ступницкая, стр. 7]
Рассмотрим формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий через использование метода ученического проекта на уроке литературы в 5 классе по тексту стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» с использованием информационно-коммуникационной технологии при обучении созданию презентации как проектного продукта.
Побудительным стимулом к деятельности обучающихся станет поиск проблемы. На этапе проблематизации читаем стихотворение «Бородино», находим слова, в понимании лексического значения которых ребята затрудняются. На данном этапе работаем над формированием умения увидеть проблему. Ребята сами обратят внимание на то, что в тексте большое количество устаревших слов, значение которых незнакомо современному читателю.
Это и станет проблемой – первым этапом работы над проектом.
Далее ребята попытаются обсудить, что нужно сделать, чтобы решить возникшую проблему. На этапе целеполагания определяем, каким может быть исходный продукт: лексическое значение слов и иллюстрации предметов, которые они называют.
Здесь возникает вопрос: зачем нам это нужно? И ответ: чтобы сформировать представление об эпохе, описанной в стихотворении автором, подготовить материал будущим пятиклассникам. Цель создания проекта: наглядно познакомить со значением устаревших слов, использованных автором в стихотворении.
Пришло время спланировать шаги, направленные на реализацию целей проекта. Уместно задать ученикам следующие вопросы:
Что необходимо сделать, чтобы достичь целей проекта?
Когда ты это будешь делать?
Что у тебя есть для выполнения этой работы?
Чего у тебя не хватает? Чего ты делать не умеешь?
Задавая эти вопросы мы учим обучающихся планировать собственную деятельность. Ребята понимают, что им необходимо выписать лексическое значение устаревших слов, подобрать к ним картинки, фото.
Проектный продукт: мультимедийная презентация «Иллюстрированный словарь устаревших слов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даёт ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся. [М.А.Ступницкая, стр. 14] В возрасте 5-6 классов при работе по созданию проекта требуется постоянная стимулирующая и обучающая помощь педагога, не подменяющая самостоятельной работы ребёнка.
Работу над проектом предлагаю провести по группам по 4-5 человек. Время работы – 3-4 дня (краткосрочный проект). Работа в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, формированию умению общаться и взаимодействовать с другими детьми. [А.Г.Асмолова, стр.62] Учителем предлагается на данном этапе соревнование команд, что способствует усилению мотивации и интереса к выполняемой деятельности. Роли в группе можно распределить следующим образом: художник-оформитель, эрудит – тот, кто много знает, следопыты – собиратели информации. Одни выписывают устаревшие слова, другие работают со словарём, третьи подбирают иллюстрации, четвёртые оформляют проектный продукт.
Заказывая подготовить иллюстрированный словарь, учитель получает практико-ориентированный проект, ценность которого заключается в реальности использования продукта на практике.
Таким образом, при подготовке проектного продукта у обучающихся формируются следующие познавательные и регулятивные универсальные учебные действия: первоначальные представления об умениях добывать информацию, распознавать проблему и преобразовывать её в цель; оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределять их, оценивать результаты своей работы, сравнивать с другими.