kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов на уроках литературы в 5 классе, как средство формирования УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках литературы в 5 классе, как средство формирования УУД»

Метод проектов на уроках литературы в 5 классе,

как средство формирования УУД


Сегодня задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения – ФГОС. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. Формирование универсальных учебных действий, особенно познавательных и регулятивных, немыслимо без использования новых информационных технологий. Использование ИКТ на уроках литературы в основной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Формирование коммуникационной компетентности способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.

Разработанный в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт. [М.А.Ступницкая, стр. 7]

Рассмотрим формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий через использование метода ученического проекта на уроке литературы в 5 классе по тексту стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» с использованием информационно-коммуникационной технологии при обучении созданию презентации как проектного продукта.

Побудительным стимулом к деятельности обучающихся станет поиск проблемы. На этапе проблематизации читаем стихотворение «Бородино», находим слова, в понимании лексического значения которых ребята затрудняются. На данном этапе работаем над формированием умения увидеть проблему. Ребята сами обратят внимание на то, что в тексте большое количество устаревших слов, значение которых незнакомо современному читателю.

Это и станет проблемой – первым этапом работы над проектом.

Далее ребята попытаются обсудить, что нужно сделать, чтобы решить возникшую проблему. На этапе целеполагания определяем, каким может быть исходный продукт: лексическое значение слов и иллюстрации предметов, которые они называют.

Здесь возникает вопрос: зачем нам это нужно? И ответ: чтобы сформировать представление об эпохе, описанной в стихотворении автором, подготовить материал будущим пятиклассникам. Цель создания проекта: наглядно познакомить со значением устаревших слов, использованных автором в стихотворении.

Пришло время спланировать шаги, направленные на реализацию целей проекта. Уместно задать ученикам следующие вопросы:

  • Что необходимо сделать, чтобы достичь целей проекта?

  • Когда ты это будешь делать?

  • Что у тебя есть для выполнения этой работы?

  • Чего у тебя не хватает? Чего ты делать не умеешь?

Задавая эти вопросы мы учим обучающихся планировать собственную деятельность. Ребята понимают, что им необходимо выписать лексическое значение устаревших слов, подобрать к ним картинки, фото.

Проектный продукт: мультимедийная презентация «Иллюстрированный словарь устаревших слов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даёт ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся. [М.А.Ступницкая, стр. 14] В возрасте 5-6 классов при работе по созданию проекта требуется постоянная стимулирующая и обучающая помощь педагога, не подменяющая самостоятельной работы ребёнка.

Работу над проектом предлагаю провести по группам по 4-5 человек. Время работы – 3-4 дня (краткосрочный проект). Работа в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, формированию умению общаться и взаимодействовать с другими детьми. [А.Г.Асмолова, стр.62] Учителем предлагается на данном этапе соревнование команд, что способствует усилению мотивации и интереса к выполняемой деятельности. Роли в группе можно распределить следующим образом: художник-оформитель, эрудит – тот, кто много знает, следопыты – собиратели информации. Одни выписывают устаревшие слова, другие работают со словарём, третьи подбирают иллюстрации, четвёртые оформляют проектный продукт.

Заказывая подготовить иллюстрированный словарь, учитель получает практико-ориентированный проект, ценность которого заключается в реальности использования продукта на практике.

Таким образом, при подготовке проектного продукта у обучающихся формируются следующие познавательные и регулятивные универсальные учебные действия: первоначальные представления об умениях добывать информацию, распознавать проблему и преобразовывать её в цель; оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределять их, оценивать результаты своей работы, сравнивать с другими.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Метод проектов на уроках литературы в 5 классе, как средство формирования УУД

Автор: Зайцева Ирина Николаевна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_univiersal_nyie_uchiebnyie_dieistviia_kak_sriedstvo_obiespiechieniia_mat"
    ["file_id"] => string(6) "398784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081178"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок литературы на тему: "С Илимом связаны судьбой…"  (Родной край в стихотворениях поэтов XX века) "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-litieratury-na-tiemu-s-ilimom-sviazany-sud-boi-rodnoi-krai-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "184598"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072998"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства