Просмотр содержимого документа
«Материал для школьного этапа олимпиады по литературе 5 класс»
Угличский муниципальный район
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
Всероссийской олимпиады школьников 2024–2025 учебного года
по литературе
Составитель: Докторова С.И.
Задания
Класс (комплект)
5
Время проведения
60 мин
Максимальное количество баллов за все задания
59 баллов
Краткая инструкция для участника олимпиады
Задания необходимо выполнять аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 1 (2 балла).
Слушая сказки Арины Родионовны, А.С. Пушкин записал их сюжеты, а позже на их основе создал собственные сказки. Прочитайте отрывок из записей Александра Сергеевича. Подумайте, какое произведение создал поэт, опираясь на сюжет народной сказки. Запишите название этой сказки.
Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»
Задание 2 (12 баллов)
Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.
а) сабля и ранец б) ячменное семечко в цветочном горшке в) разбитое корыто г) говорящее чудесное зеркало
Задание 3 (8 баллов).
Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему ?
сеинен вючтет шпирнив дорира
Задание 4 (8 баллов).
В названиях этих произведений некоторые слова заменены антонимами. Например: ''Жара – розовые щечки'' означает ''Мороз – Красный нос''. Запиши, как произведения называются на самом деле.
1) ''Найденная луна''
2) ''Прекрасный лебедь''
3) ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке''
4) ''Знайка на Солнце''
Задание 5 (8 баллов).
Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибки в предложенных фрагментах:
1) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.
2) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Варварой Прекрасной.
3) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял лягушку да со всего размаху ударил ее о сырую землю.
4) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец - на вершине старой берёзы.
Задание 6 (6 баллов).
Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности. Назовите их.
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки на нее воют,
- А достать не могут.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри!
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Рассеялись пары, и засверкали горы…
Задание 7 (15 баллов).
Вы, конечно, помните волшебную ступу Бабы Яги – её незаменимое средство передвижения. Представьте ситуацию, что вы или ваш друг, гуляя по парку, обнаружили отдыхающую на лавочке бабу Ягу, рядом – ступу. И вот вы решили испытать «лётные» качества знаменитой ступы бабы Яги …
Расскажите о различных ваших приключениях в небольшом сочинении – сказке.