Визитная карточка
В октябрьском районе г. Улан-Удэ расположен поселок Южный. Поселок является отдаленным от центра города. В этом поселке и находится наша малокомплектная школа №15. В поселке нет клуба, нет Детского Дома Творчества. Больше половины учащихся школы относятся к той или иной социальной категории. Посещать занятия Городских Домов Творчества могут позволить лишь единицы.
Формулировка проблемы
Работая в школе, я столкнулась с проблемой нежелания учащихся работать с дополнительной литературой, многие учащиеся не умеют анализировать, выделять главное, выстраивать логические и причинно-следственные связи. Малый процент учащихся посещает школьную библиотеку. Аналогичная картина наблюдается и с библиотеками города. При подготовке рефератов и сообщений, многие учащиеся используют метод «перекачки» информации с использованием Интернет- ресурсов. Учащиеся старших классов проявляют малое желание заниматься научно-исследовательской работой. Вследствие этого, анализ школьных олимпиад показывает невысокий кругозор учащихся, особенно в старших классах.
Как повысить интерес к обучению ребенка? Как научить работать его с различными источниками литературы и информации? Как научить учащихся самим приобретать новые знания тесной связи с реальной жизнью, сформировать у них специальные умения и навыки? А главное научить применять эти умения в практической жизни. Эта проблема, на мой взгляд, актуальна и важна. Тем более важна и актуальна, она становится в наши дни, когда начинается переход от классно-поурочной системы к дистанционному обучению и исследовательской деятельности.
Цель проекта: сформировать умения учащихся самостоятельно приобретать знания умения и навыки, используя игровую форму.
Задачи:
- Образовательная- сформировать информационно-учебные умения, расширить и углубить знания об экосистеме озера Байкал.
- Развивающая –развитие способностей анализировать, сравнивать, прогнозировать, самостоятельно приобретать знания, развивать познавательный интерес.
- Воспитательная- воспитание бережного, ответственного отношения к своей Родине, формирование коммуникативных умений, развитие творческих способностей.
Участниками проекта являются все желающие учащиеся школы.
Реализация проекта предполагает сотрудничество с учителями школы, с родителями, школьной библиотекой и детско-юношеской библиотекой имени Бато Жабая, Улан-Удэнской птицефабрикой и Музеями города.
Роль руководителя проекта, учителей и родителей заключается в оказании помощи в поисках нужной информации, при этом сами являются источником информации. Руководитель проекта координирует весь процесс, стимулирует деятельность учащихся, поддерживает непрерывную обратную связь.
Механизм реализации проекта.
На базе нашей школы «создать» заочный институт Байкаловедения, где учащиеся школы становятся «студентами».
Почему именно Байкаловедения?
Во-первых, «студенты» являются разновозрастными, и объект изучения является общей точкой соприкосновения. Во-вторых, участие в проекте поможет детям расширить знания об экосистеме озера Байкал. Участие в проекте поможет раскрыть универсальную ценность экосистемы и сформировать экологическую ответственность. Важным фактором является и то, что многие дети никогда не были на Байкале.
При созданном так называемом «институте» работают кафедры:
- кафедра «Истории»
- кафедра «Биологии»
- кафедра «Географии»
- кафедра «Экологии»
- кафедра «Художественной Академии»
- кафедра «Театрального искусства»
- кафедра «Литературы»
- кафедра «Экспериментальной науки»
- кафедра «Экспертизы»
«Преподавателями» каждой кафедры являются сильные учащиеся старших классов. «Деканами» факультетов являются учителя нашей школы, которые могут оказать помощь в консультации. Руководитель проекта выполняет функцию «ректора».
«Студенты» вправе сами выбирать кафедру по интересам и менять в ходе «обучения». Осветить работу каждой кафедры и привлечь внимание остальных потенциальных «студентов» помогают журналисты и фотографы (из числа учащихся школы). Кроме этого, они вносят дух соперничества и конкурентоспособности.Обучение в «институте» проводится в свободное, внеурочное время. Срок обучения в «институте» 3 месяца. После каждого месяца обучения «студенты» сдают экзамены в виде творческих отчетов, формы которых выбирают сами. На творческий отчет приглашаются все желающие учащиеся школы и родители. Дипломные работы «студенты» защищают на Байкальском фестивале по окончанию обучения. Лучшие «студенты» будут награждены дипломами и поездкой на Байкал во время летних каникул. Предполагается, что там ребята не только отдохнут, но и продолжат исследовательскую работу. Реализовать поездку на Байкал планируется при оказании помощи родителей и Улан-Удэнской птицефабрики, которая имеет базу отдыха в селе Максимиха.
Формы и методы реализации
- Коллективная деятельность
- Самостоятельная деятельность
- Групповая деятельность
- Проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Беседа
- Экскурсии
- Классные часы
- Диагностика
Критерии оценки качества проекта
Оценка качества выполнения проекта оценивается группой экспертов, которая состоит из членов администрации школы, родителей и жителей поселка. Кроме этого кафедра «Экспертизы» оценивает работу каждой кафедры во время промежуточных «экзаменов». В состав кафедры входят: члены администрации школы, родители, учителя, учащиеся.
Этапы проекта
- Провести входную диагностику знаний о Байкале учащихся с 1-11 кл.( в форме олимпиады, викторины)
- Организовать работу на кафедрах, ознакомить с целями и задачами
- Собрать информацию об озере Байкал (фото, видео, научные публикации, книги и тд.)
- Провести промежуточные экзамены по итогам работы(2)
- Провести итоговый Байкальский фестиваль с привлечением жителей поселка, родителей, гостей
- Провести мониторинг знаний и умений
Подготовительный этап
- Организовать для всех учащихся в школе просмотр видеофильма о Байкале
- Провести входную диагностику знаний учащихся
- Сформировать «факультеты», ознакомить учащихся с целью и задачами как всего проекта, так и каждой кафедры
- Объявить набор заочного «института» Байкаловедения
Основной этап
Участники проекта по желанию распределяются по кафедрам и знакомятся с целью и задачами. Преподаватели кафедры (учащиеся старших классов) помогают в поиске информации, подсказывают пути поиска и учат каким образом можно оформить конечный результат.
Кафедра «Истории» -задача этой кафедры собрать материал о истории возникновения озера, его названия, истории заселения, легенды и т.д
Разработать дидактический материал ( викторины, тесты, беседы, презентации). «Студенты» посещают Музей города, библиотеки и т.д
Кафедра «Биологии» - задача собрать информацию об особенностях биоразнообразие озера. Выпустить планшеты. Собрать фотографии представителей флоры и фауны, собрать видеотеку, создать презентации, сообщения, рефераты и т.д. Разработать дидактический материал. Организуются экскурсии Музей Природы. Предполагается сотрудничество с клубом «ЭКОС»
Кафедра «Географии» -задача этой кафедры собрать информацию о геологии, географии Байкальского региона. Выпустить планшеты, карты, разработать дидактический материал, создать презентации и т.д
Кафедра «Экологии» -задача этой кафедры собрать информацию о современных экологических проблемах Байкальского региона и о мерах предотвращения ухудшения экологической ситуации. Подобрать соответствующие статьи, журналы, выпустить буклеты и листовки для учащихся и жителей поселка. «Студенты» этой кафедры сотрудничают со «студентами» кафедры «Художественной Академии», поставляя материал для рисунков экологических «страшилок».Организуют агитационную работу среди жителей поселка по очистке территории, организовывают трудовые десанты.
Кафедра «Художественной Академии» -задача этой кафедры организовать выставку рисунков и плакатов флоры, фауны, природы Байкала. «Студенты» научатся как правильно оформить свои работы. «Студенты» этой кафедры сотрудничают со «студентами» кафедры :биологии, географии, экологии.
«Студенты» посещают Музей Природы, Музей Культуры и Искусств и т.д.
Также задача этой кафедры эстетично оформить актовый зал в дни Байкальского фестиваля и разместить все творческие работы.
Кафедра «Театрального искусства» - задача данной кафедры организовать концерт и украсить им дни Байкальского фестиваля. Учащиеся 11 класса, посещающие ансамбль «Багульник» помогут поставить танцы. Кроме этого в программу должны войти стихи о природе родного края, инсценировки мини спектаклей, мини- сказок, конкурсы и т.д. «Студенты» сотрудничают с кафедрой биологии, экологии, истории, литературы.
Кафедра «Литературы» - задача данной кафедры привлечь ребят, которые любят сочинять стихи, сказки, рассказы. «Студенты» данной кафедры должны эстетично оформить свои работы. Лучшие работы войдут в праздничный концерт Байкальского фестиваля.
Кафедра «Экспериментальной науки» -задача данной кафедры вовлечь ребят научно-исследовательской деятельностью. «Студенты» с методами экспериментальной науки, проведут ряд лабораторных работ по курсам: экологии, биологии, охране природы. Научатся правильно оформлять свои работы.
«Журналисты» и «Фотографы»-задача этих групп ребят отслеживать работу каждой кафедры, создавать дух соперничества и повышать стимул работы через выпуск репортажей о наиболее активных творческих «студентов» каждой кафедры. Сотрудничают со всеми «студентами» и «преподавателями».
Заключительный этап
Заключительным этапом проекта является Байкальский фестиваль знаний, который проводится неделю. Это защита дипломных работ «студентов».
Дипломные работы могут быть в любой форме форме:
- Докладов
- Презентаций
- Проектов
- Планшетов
- Сборников стихов
- Спектакля
- Художественных номеров
В дни Байкальского фестиваля проводятся научная конференция, организуются выставки книг, рисунков, плакатов, поделок, фотовыставка.
По окончанию Байкальского фестиваля проводится диагностика знаний учащихся.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня знаний о природе Байкальского региона учащихся школы
- Формирование умений учащихся работать с разнообразной художественной и научной литературой, выступать перед широкой аудиторией
- Повышение роли библиотеки в процессе обучения
- Формирование интереса к Музеям города
- Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность, повысить число желающих участвовать в городских научно-практических конференциях
- Выявление талантливых и творчески одаренных учащихся
- Привлечение внимания и повышение ответственности о экологических проблемах учащихся и жителей поселка
- Агитационный материал
- Накопление методического и демонстрационного материала
- Участие в городских научно-практических конференциях
- Возникновение потребности создания новых кружков в школе, учитывая интересы учащихся
- Развитие творческих способностей учащихся
- Формирование коммуникативных умений и организационной культуры
Предполагаемые риски
На подготовительном этапе может не реализоваться набор «студентов», какой либо кафедры, то возможно объединение или уменьшение их количества. Главное суметь грамотно создать мотивацию. Срок обучения в «институте» может увеличиться. Есть риск, что не все учащиеся старших классов смогут реализовать себя в роли преподавателей кафедры, хотя это огромный стимул для их самообразования. Этим и отличается данный проект от обычных школьных кружков, где обучают настоящие учителя. Но поскольку, «преподаватели» должны только направлять и консультировать, конечно,им будет оказываться помощь. При работе кафедры «Экспериментальной науки» все практические работы будут проводиться в моем присутствии с соблюдением правил техники безопасности. Проект предусматривает работу учащихся не только в рамках школы, но и за ее пределами (посещение Музеев, библиотек города). Так как дети участвующие в проекте со всех классов, то организация экскурсий будет осуществляться с назначением ответственных лиц, включая родителей и учителей. Это же касается и организации поездки на Байкал.
Заключение
Данный проект может и не представляет большой ценности в большом масштабе, но для учащихся нашей школы, я думаю, он будет интересен и практически значимым. Я постаралась творчески решить проблему, учитывая интересы и способности детей. Обучаясь самостоятельно, я обучаю других-это главная идея всего проекта. Реализация проекта, я надеюсь, заставит задуматься и учащихся, и учителей, и родителей.