Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе для 8 класса»
Олимпиада по литературе для 8 класса (Максимум: 70 баллов)
Знание текста художественного произведения
1. Назовите имена героев, которых описывает А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» (3 б.).
1) «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали».
2) «Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времён Анна Иоановны, а в речи его сильно отзывался немецкий выговор».
3) «…Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым…»
2. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях: «Три мушкетёра» А. Дюма, «Зверобой» Ф. Купера, «Айвенго» В. Скотта, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Полтава» А.С. Пушкина. (5 б.)
II Историко-литературные задания
Кто автор этих произведений?
А) «Жалобная книга», «Хирургия» (1 б.) Б) «Детство», «Отрочество», «Юность» (1 б.)
2. Вспомните название самой ранней древнерусской летописи, охватившей период истории с библейских времён до XII в. (1 б.)
3. Представителями какого литературного направления являются В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин, ранний М.Ю. Лермонтов? (1б.). Основные черты этого направления. (3 б.)
4. Самый известный памятник древнерусской литературы, рассказавший о военной неудаче и одновременно о славе русского воинства, проникнутый языческими и христианскими мотивами, настолько совершенен, что заставил усомниться в своей подлинности. (2 б.)
5. Соотнесите место с автором. Напиши имена, фамилии авторов (полностью). (12 б.):
1. Михайловское
А. Толстой
Спасское - Лутовиново
Б. Цветаева
Ясная Поляна
В. Пушкин
Елабуга
Г. Есенин
Сростки
Д. Тургенев
Спас-Клепики
Е.Шукшин
III Теория литературы
Какие художественные средства использованы: В сто сорок солнц закат пылал. Омск говорит. Заледенелая мгла. Душа моя – поле безбрежное. Души сиреневая цветь. (5 б.)
Найдите лишнее: поэма, сонет, элегия. (1 б.) Объясните. (2 б.)
Дайте определение понятиям: анапест, дактиль, амфибрахий. Приведите примеры. (3 б. + 3 б.)
Какими темами, образами объединены стихотворения «Звезда полей», «Выхожу один я на дорогу», «Помню – долгий зимний вечер… »? Назовите авторов этих стихотворений. (6 б.)
Соотнесите род и жанры литературы (3 б.). Приведите свои примеры жанров. (3 б.)
эпос комедия; лирика послание; драма роман.
Напишите литературоведческую статью на тему «Гипербола». Приведите примеры. (5 б.)
IV Анализ художественного текста. Прочитайте стихотворение А.А. Ахматовой «Читатель» и ответьте на вопросы. 1) Какими предстают образы поэта и читателя? 2)Какую роль играют образы сцены и рампы? 3) Почему читатель – клад? 4) Как возникает контакт между поэтом и читателем? 5) Выпишите примеры художественных средств.