В современных условиях развития общества преподавание литературы требует новых подходов, так как необходима переорентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "урок литературы в условиях фгос"»
В современных условиях развития общества преподавание литературы требует новых подходов, так как необходима переорентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств.
И отсюда и вытекают основные требования к уроку литературы в условиях введения ФГОС:
- урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
-урок должен быть проблемным и развивающим;
-главное –взаимодействие участников урока;
- вывод должны делать сами учащиеся;
-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- урок должен быть добрым.
Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов – это проблемно-диалогический урок, главной целью которого является активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора, развития нравственных качеств учащихся.
На мой взгляд, именно уроки литературы помогают учителю развивать в своих учениках самостоятельность мышления, чувство личной ответственности, нравственные качества личности. И, конечно, программа 5-6 класса литературы не может оставить юных читателей равнодушными. Я думаю, что всегда на уроках изучения «Муму» Тургенева есть дети, которые плачут, сострадая бедной собаке; читая «Кусаку» Леонида Андреева, «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери ребята учатся доброте и ответственности за свои поступки. С прозой обычно все понятно, несколько труднее с поэзией.
Большинство ребят 5-6 класса понимают, что поэзия – это красиво, но обычно дальше этого не идет. Понять идею произведения, его настроение для многих учащихся трудно. Еще труднее объяснить, как автор создает образы своего стихотворения, какие средства художественной выразительности он для этого использует.
На мой взгляд, это самое трудное в изучении лирики в 5-6 классе. Именно поэтому я считаю, что прежде чем начать урок, надо создать настроение, способствующее восприятию поэтического текста. А для этого лучше всего подходит музыка и определенный видеоряд.
Так, например, изучая стихи русских поэтов 19 века о Родине, я предлагала просмотреть отрывок из Фильма «Финист-Ясный Сокол» и прослушать песню М. Ножкина «Родина», а потом определить тему урока.
Если предложить учащимся прослушать музыку П.И.Чайковского из цикла «Осень» и просмотреть слайды с фотографиями осенних пейзажей, то определение темы урока также не вызовет затруднений.
Конечно, ни один урок литературы, посвященный лирике, не может обойтись без звучания поэтических текстов. И здесь может быть несколько вариантов: выразительное чтение текста учителем, учениками или актерское исполнение произведения. Я предпочитаю выразительное чтение учеников, конечно, это всегда подготовленные ребята, потому что знакомство с поэтическим текстом должно быть красивым.
Следующим этапом урока является актуализация знаний. Вот, например, фрагмент урока литературы в 6 классе:
- Как вы думаете, зачем поэт создает произведение?
-Д ля того, чтобы передать свои чувства, мысли, настроение.
- А с помощью чего он это делает?
- С помощью различных образов, картин,
средств художественной выразительности.
- Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности вы помните?
Следующий этап урока – исследование текста. Учащиеся повторили все необходимые для анализа поэтического текста в 6 классе понятия, и дальше следует групповая работа. Ее результаты ребята заносят в таблицу. Обычно на такую работу отводится минут 10 -15.
Хочется обратить внимание на словарную работу, которая обязательно должна проводиться при изучении любых текстов. Слова, которые дети не знают, обычно объясняются теми ребятами, которые готовили выразительное чтение произведения, а если о значении слова можно догадаться по контексту, ребята сами объясняют его значение.
Одним из самых сложных этапов групповой работы является оценка. Методика преподавания предлагает нам несколько вариантов: самооценка группы, взаимооценка, оценка учителем. Я предлагаю немного другой путь.
Ребята обмениваются своими листочками с результатами, изучают их, а я им предлагаю несколько осенних пейзажей русских художников. Задача: выбрать пейзаж для иллюстрации поэтического текста, доказать, что именно он подходит больше. Конечно, если дети, работая в группах, правильно охарактеризовали настроение стихотворения, нашли ключевые слова, то выбрать картину будет несложно.
Домашнее задание после такого урока может быть разным, но обязательно творческим: стихотворение, несколько предложений-описаний с использованием средств художественной выразительности, а может быть просто ассоциативный ряд, посвященный теме урока.
На мой взгляд, современный урок литературы должен обращаться к чувствам и мыслям учащихся, и для этого необходимо использовать возможности русской классической музыки, изобразительного искусства, кинематографа. Главное, чтоб на уроке царила атмосфера творчества, добра и понимания.