kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностно ориентированные задания по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностно ориентированные задания – это задания, целью которых является формирование определенных компетенций, необходимых учащимся для восприятия, понимания и анализа художественного текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно ориентированные задания по литературе»










Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации

Тема:

«КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»











Автор: Сарафанова Л.Г.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «С(К)СОШ № 15»

г.Чусового Пермского края.











г.Чусовой

2015

«ФГОС второго поколения – несомненно, прогрессивное нововведение, прежде всего потому, что возвращает учителя в школу, органы образования, родителей и детей от нынешней практики подготовки ЕГЭ – механического заучивания неосознанных, непонятых, не постигнутых, а потому очень недолго остающихся в памяти ученика нужных ему знаний – к осознанному, интересному, увлекательному обучению, интеллектуальному и духовному развитию…» - утверждает М.Н.Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор1.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

В разделе «Результаты изучения учебного предмета» (см. «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. Стандарты 2 поколения. Проект». М., Просвещение. 2011, с.6-8) перечислены личностные, метапредметные, предметные результаты обучения. Среди последних одно из важных- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценку, понимать авторскую позицию.

Достичь данных результатов помогают, в частности, компетентностно-ориентированные задания. Они предполагают применение или получение знаний, а также реализацию творческих или исследовательских способностей школьников в практикоориентированной ситуации.

Учащимся предлагается псевдожизненная или псевдопрофессиональная ситуация: экскурсовод в музее, режиссер или актер в театре, издатель, журналист, сценарист, художник, создатель учебного фильма. Из данной ситуации вытекает задание: провести экскурсию в музее И.С.Тургенева, создать публикацию, нарисовать афишу к спектаклю, озвучить изображение на слайде, создать киносценарий и т.д.

Компетентностно ориентированные задания – это задания, целью которых является формирование определенных компетенций, необходимых учащимся для восприятия, понимания и анализа художественного текста.

Нами предлагаются следующие варианты таких заданий.

5 класс.

Задание: докажите, что данное произведение – басня. Дается текст собственного сочинения «Кот и крот», таблица-подсказка «Признаки басни как жанра». Дети должны заполнить правую часть таблицы.

Кот и крот

Весною раз трудяга-крот

Решил забраться в огород.

Прослышал он, что здесь земля

Особо рыхлая была,

Что здесь обилье червяков.

И он не пожалел трудов,

Чтоб ход прорыть к соседу.

Копал усердно он и вот –

Управился к обеду.

Взрыхлил все грядки, словно бы

Проехал мотоблок.

Хоть счас засей из овощем –

И будет огород.

Вдруг издали услышал крот

Мотора громкий шум:

На дачу прибыл кот Воркот –

Его старинный кум.

Вот из машины вылез кот,

Вальяжный, но пустой.

Приехал под руку с кумой –

Невестой молодой.

Тут кошка Муся говорит:

- Ну, вскопаны ли грядки?

А пораженный кот глядит:

Земля рыхла, в порядке!

- Вот! – гордо заявил хвастун. –

- Прими мою работу!

И трудолюбье оцени

И о тебе заботу!

Тут Крот, понявши, что

Сосед его труды присвоил,

Не выдержал и крикнул вслед:

- Ах, что ж это такое?!

Я рыл, копал, пот проливал,

Сосед, тебе не стыдно?

Мне, знаешь, как обидно!

Тут Муся вмиг смекнула:

Ее жених ленив и лжив,

Хоть важен и красив.

Свою любовь и красоту

Решила подарить Кроту.

_____

Ведь трудолюбие и честность

Ценнее лености и лжи.

За них награду повсеместно

Тебе вручают от души.


Признаки басни

«Кот и крот»

  1. Аллегоричность (герои басни чаще всего – животные, птицы, насекомые, рыбы)

1.Герои: кот Воркот, кошка Муся, Крот.

  1. Мораль (нравственный вывод)

2. Ведь трудолюбие и честность

Ценнее лености и лжи.

За них награду повсеместно

Тебе вручают от души.


10-11 класс

Задание: составить пирамиду-отзыв о стихотворении «Письмо» Н.А.Надеждиной (урок внеклассного чтения).

Слово учителя: Надежда Августиновна Надеждина – детская писательница, поэтесса, переводчик.

Надеждину арестовали в 1950 году. Это был жестокий безжалостный удар, уготованный ей судьбой. Обвинения стандартные: «троцкистка, антисталинистка, враг народа. Особым совещанием при МГБ СССР была приговорена к 10 годам заключения по обвинению в «контрреволюционной агитации». Ее выслали в лагерь в Потьму, где она отбывала срок в Дубровлаге. Была освобождена в 1955 году досрочно, отсидев «только» 6 лет.

В 1956 году она был реабилитирована, вернулась в Москву.

Об этих годах вспоминать Надежда Августиновна не любила, ничего не рассказывала даже друзьям. И все же подробности ее жизни дошли до нас – в стихах, лагерный цикл которых автор назвала «Стихи без бумаги». «В лагере бумаги не было, - пишет она, выйдя на волю. – Стихи – единственное, что могла без записи сохранить память на долгие годы. Стихи нельзя было отнять и уничтожить при обыске потому, что они внутри тебя…»

Стихотворение «Письмо»

Нам, у кого на спине номера,

Кровь чью в болотах сосёт мошкара.

Нам, кто, как клячи, впрягаясь в подводу,

В лютый мороз на себе возит воду,

Нам, по инструкции разрешено

Два раза в год написать письмо.

Что ж ты не пишешь письма, седая?

Трудно живется, не доедаешь...

Дети пришлют сахарку, сухарей.

Или, прости, у тебя нет детей?

- Как же не быть? Дочка есть и сынок.

Только письмо моё детям не впрок.

С лагеря я им послала привет,

И вот такой написали ответ:

"Мама, нам ваше письмо, словно гром.

Петю уже вызывали в партком.

Столько расстройства, столько заботы...

Митю, наверное, снимут с работы.

А от соседей такой позор,

Что и не высунешь носа на двор.

Если дела так и дальше пойдут -

Лизочке не поступить в институт".

- Матери доля известно какая:

Каждая счастья детям желает.

Сердце моё изболелось в тревоге:

Я им, родным, поперек дороги.

В ссылку старушка одна уезжала,

Просьбу исполнить мою обещала:

Детям черкнуть адресок я дала,

Что от простуды-де... я померла...

Что ж мне на это тебе сказать,

Мертвой себя объявившая мать?

Жестки слова мои пусть, но правы:

Те, для кого умерла ты, - мертвы!


Вопросы

Ответы

  1. О чем произведение? (одно слово)

  1. Лагерь.

  1. Его особенности, отличия (два слова)

2.Повествование стихами.

  1. Место и время действии (три слова)

3.Россия, годы репрессиий

  1. Главное событие (4 слова)

4.Мать объявила, что умерла

  1. Главные герои, их особенности (5 слов)

5.Дети заключенной отказались от переписки с матерью.

  1. Ваши чувства в ходе чтения (6 слов).

6.Восхищение подвигом матери, осуждение струсивших детей.

  1. Попытайтесь дополнить первую строку (7 слов)

7.Номер на спине заключенного подобен номеру-татуировке в фашистском концлагере.

  1. Ваше личное мнение о стихотворении (8 слов)

8.Стихи, позволяющие узнать правду о сталинских лагерях, заставляющие думать.


7 класс

Задание: докажите, что произведение «Василий Шибанов» А.К.Толстого относится к жанру исторической баллады.


Признаки жанра (историческая баллада)

Примеры из текста (заполняют ученики)

  1. Историческая основа (эпоха, исторические лица, реалии)

1.Отражена эпоха царя Ивана Грозного. Упоминаются исторические лица: князь Курбский, опричники А.И.Вяземский, Г.Л.Малюта, А.Д.Басманов. Встречаются реалии: воевода, боярин, стремянный, смирная одежда, опричнина, царский жезл, дьяк, гонец, грамота, ересь, заплечные мастера и др.

  1. Легендарная основа сюжета

2.Сюжет основан на легенде о том, как Иван Грозный расправился со стремянным князя Курбского Васькой Шибановым, привезшим царю язвительное письмо от своего господина.

3.Быстрое, напряженное развитие действия

3.Василий Шибанов доставляет Ивану Грозному грамоту от князя Курбского, царь вонзает в ногу гонца острый конец своего жезла и затем отправляет в застенок.

4.Финал, вызывающий катарсис.

Примечание: мистическое в исторической балладе может отсутствовать.

4.В застенках В.Шибанов после пыток умирает несломленным.


7 класс.

Задание: составить синквэйн, характеризующий героиню поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

1 строчка. Княгиня Е.И.Трубецкая.

2 строчка. Сильная духом, самоотверженная.

3 строчка. Прощается, едет, настаивает.

4 строчка. Княгиня Е.И.Трубецкая следует за мужем-декабристом в Сибирь.

5 строчка. Верная жена.


7 класс.

Задание: Составить кластеры, помогающие понять отношение к русскому народу представителей власти и поэта (по стихотворению Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»).

Кластер № 1.



Кластер № 2


10 класс

Задание: прочитать отрывок из статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и заполнить таблицу.


Литературные произведения, героев которых критик причисляет к типу Обломова

Главные черты обломовского характера

Причины «обломовщины»

«Евгений Онегин»

«Герой нашего времени»

«Кто виноват?»

«Рудин»

«Лишний человек»

«Гамлет Щигровского уезда»


Инертность

Апатия

Лень

Отсутствие цели в жизни

Неспособность найти себе приличную деятельность

Скука

Отвращение к делу

Стремление к покою

Внешнее положение (барин)

Образ умственного и нравственного развития

Воспитание

Окружающие обстоятельства


Примечание: учащимся выдается распечатка нужного отрывка из статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?»


На наш взгляд, подобные компетентностно - ориентированные задания доступны для выполнения учащимися с ОВЗ, но в то же время их нельзя отнести к примитивным, они способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей и кругозора.

1 «Директор школы», 2015, № 5, с.70.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Компетентностно ориентированные задания по литературе

Автор: Сарафанова Людмила Григорьевна

Дата: 04.07.2017

Номер свидетельства: 423697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Роль компетентностно-ориентированных заданий в формировании универсальных учебных действий "
    ["seo_title"] => string(99) "rol-kompietientnostno-oriientirovannykh-zadanii-v-formirovanii-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "126626"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415201409"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ"
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka_kompietientnostno_oriientirovannykh_zadanii"
    ["file_id"] => string(6) "359015"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479185367"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Компетентностно-ориентированный подход на уроках украинского языка и литературы (творческая работа)"
    ["seo_title"] => string(80) "kompietientnostno_oriientirovannyi_podkhod_na_urokakh_ukrainskogho_iazyka_i_liti"
    ["file_id"] => string(6) "367109"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481140442"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Роль компетентностно-ориентированных задач в формировании математической грамотности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_kompietientnostno_oriientirovannykh_zadach_v_formirovanii_matiematichieskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "420280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496495945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства