Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья).
В процессе перехода на новые образовательные стандарты обозначились новые педагогические ориентиры, урок же остаётся ключевой формой организации образовательного процесса. В отличии от урока традиционного, который отвечал требованиям конца 20-го и начала 21-го веков, современный урок - это, прежде всего, компетентностно – ориентированный.
Целеполагание.
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели.
По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
Постановка собственной цели учителя.
Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:
· Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
·Конкретные.
·Понятные.
·Осознанные.
·Описывающие желаемый результат.
·Реальные.
·Побудительные (побуждать к действию).
·Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать» или «понять».
Возможны следующие группы целей:
·личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;
·предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;
·креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;
·когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;
·организационно-деятельностные цели –овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе.
Примеры постановки цели могут выглядеть так:
1) изучить материал темы;
2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте;
3) усвоить основные понятия и законы темы;
4) подготовить доклад по одной из проблем (указать);
5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу;
6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений;
8)углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;
10) проявить и развить свои способности (назвать их);
Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта – наиболее эффективный способ целеполагания.
Приемы мотивации.
1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что преподаватель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
Обращение к опыту учащихся - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.
2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится в дальнейшей профессиональной деятельности. Так, практически все разделы электротехники и электроники можно «привязать» к дисциплине «Электрооборудование».
3. Прием третий: создание проблемной ситуации.
Этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, студент осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.
4. Прием четвертый: ролевой подход.
Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.
5. Прием пятый: деловая игра.
Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого студента вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.
Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.
6. Прием шестой: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение
7. Прием седьмой: игры и конкурсы.
Всем нам известно как трудно удержать внимание аудитории в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы предлагаются игровые и конкурсные ситуации.
8. Прием восьмой: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Эти способы контроля знаний вызывают живой интерес учащихся, желание их выполнить в отличии от привычных контрольных, самостоятельных работ, которые вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.
При проектировании урока преподавателем, планируется прежде всего деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Преподаватель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Эффективным является решение компетентностно- ориентированных задания (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.
Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, проектная деятельность, коллективная и индивидуальная формы работы.
Урок, подготовленный с учётом предполагаемых аспектов, будет отвечать современным требованиям образовательного процесса.
Основные источники:
-
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации [Текст]: методическое пособие для образ. учрежд., реализ. программы нач. и средн. проф. Образ./В.Ф. Дмитриева, Л.И.Васильев.- М.:ИЦ «Академия», 2010.-176 с.-[Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].
-
Физика в школе [Текст] : научно-методический журнал.-1934, май-.-М.:Школьная пресса, 2006 -.-8 раз в год.
-
Образовательная система «школа 2100» -качественное образование для всех:Сборник материалов [Текст]/под науч. ред.Д.И.Фельдштейна.-М.:Баласс, 2006.
-
Образовательная система «школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов. [Текст]/под науч. ред. А.А.Леонтьева.-М.:Баласс, изд. Дом РАО, 2006.
-
Образование. Карьера. Общество [Текст] / учредитель ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». – 2005 -.- Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2007 – . – Ежеквар. – [http://www.krirpo.ru].
Интернет-ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана. -