kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья).

В процессе перехода на новые образовательные стандарты обозначились новые педагогические ориентиры, урок же остаётся ключевой формой организации образовательного процесса. В отличии от урока традиционного, который отвечал требованиям конца 20-го и начала 21-го веков, современный урок - это, прежде всего, компетентностно – ориентированный.

Целеполагание.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

1) предвосхищаемый результат деятельности;

2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели.

По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя.

Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

· Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

·Конкретные.

·Понятные.

·Осознанные.

·Описывающие желаемый результат.

·Реальные.

·Побудительные (побуждать к действию).

·Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать» или «понять».

Возможны следующие группы целей:

·личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;

·предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;

·креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;

·когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;

·организационно-деятельностные цели –овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе.

Примеры постановки цели могут выглядеть так:

1) изучить материал темы;

2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте;

3) усвоить основные понятия и законы темы;

4) подготовить доклад по одной из проблем (указать);

5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу;

6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);

7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений;

8)углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);

9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;

10) проявить и развить свои способности (назвать их);

Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта – наиболее эффективный способ целеполагания.

Приемы мотивации.

1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что преподаватель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Обращение к опыту учащихся - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится в дальнейшей профессиональной деятельности. Так, практически все разделы электротехники и электроники можно «привязать» к дисциплине «Электрооборудование».

3. Прием третий: создание проблемной ситуации.

Этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, студент осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

4. Прием четвертый: ролевой подход.

Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

5. Прием пятый: деловая игра.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого студента вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

6. Прием шестой: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение

7. Прием седьмой: игры и конкурсы.

Всем нам известно как трудно удержать внимание аудитории в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы предлагаются игровые и конкурсные ситуации.

8. Прием восьмой: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Эти способы контроля знаний вызывают живой интерес учащихся, желание их выполнить в отличии от привычных контрольных, самостоятельных работ, которые вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

При проектировании урока преподавателем, планируется прежде всего деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Преподаватель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Эффективным является решение компетентностно- ориентированных задания (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.

Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, проектная деятельность, коллективная и индивидуальная формы работы.

Урок, подготовленный с учётом предполагаемых аспектов, будет отвечать современным требованиям образовательного процесса.

 

Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации [Текст]: методическое пособие для образ. учрежд., реализ. программы нач. и средн. проф. Образ./В.Ф. Дмитриева, Л.И.Васильев.- М.:ИЦ «Академия», 2010.-176 с.-[Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].

  2. Физика в школе [Текст] : научно-методический журнал.-1934, май-.-М.:Школьная пресса, 2006 -.-8 раз в год.

  3. Образовательная система «школа 2100» -качественное образование для всех:Сборник материалов [Текст]/под науч. ред.Д.И.Фельдштейна.-М.:Баласс, 2006.

  4. Образовательная система «школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов. [Текст]/под науч. ред. А.А.Леонтьева.-М.:Баласс, изд. Дом РАО, 2006.

  5. Образование. Карьера. Общество [Текст] / учредитель ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». – 2005 -.- Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2007 – . – Ежеквар. – [http://www.krirpo.ru].

Интернет-ресурсы:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана. -

 

 

Просмотр содержимого документа
«Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). »

Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья).


В процессе перехода на новые образовательные стандарты обозначились новые педагогические ориентиры, урок же остаётся ключевой формой организации образовательного процесса. В отличии от урока традиционного, который отвечал требованиям конца 20-го и начала 21-го веков, современный урок - это, прежде всего, компетентностно – ориентированный.

Целеполагание.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели.

По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя.

Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Цели должны быть:

· Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

·Конкретные.

·Понятные.

·Осознанные.

·Описывающие желаемый результат.

·Реальные.

·Побудительные (побуждать к действию).

·Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать» или «понять».

Возможны следующие группы целей:

·личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;

·предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;

·креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;

·когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;

·организационно-деятельностные цели –овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе.

Примеры постановки цели могут выглядеть так:

1) изучить материал темы;

2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте;

3) усвоить основные понятия и законы темы;

4) подготовить доклад по одной из проблем (указать);

5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу;

6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);

7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений;

8)углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);

9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;

10) проявить и развить свои способности (назвать их);

Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта – наиболее эффективный способ целеполагания.

Приемы мотивации.

1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что преподаватель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Обращение к опыту учащихся - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится в дальнейшей профессиональной деятельности. Так, практически все разделы электротехники и электроники можно «привязать» к дисциплине «Электрооборудование».

3. Прием третий: создание проблемной ситуации.

Этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, студент осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

4. Прием четвертый: ролевой подход.

Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

5. Прием пятый: деловая игра.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого студента вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

6. Прием шестой: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение

7. Прием седьмой: игры и конкурсы.

Всем нам известно как трудно удержать внимание аудитории в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы предлагаются игровые и конкурсные ситуации.

8. Прием восьмой: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Эти способы контроля знаний вызывают живой интерес учащихся, желание их выполнить в отличии от привычных контрольных, самостоятельных работ, которые вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

При проектировании урока преподавателем, планируется прежде всего деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Преподаватель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Эффективным является решение компетентностно- ориентированных задания (КОЗ) или ситуационных заданий. КОЗ позволяют представить как полученные знания и умения можно применить в практической деятельности, в новой ситуации.

Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, проектная деятельность, коллективная и индивидуальная формы работы.

Урок, подготовленный с учётом предполагаемых аспектов, будет отвечать современным требованиям образовательного процесса.


Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации [Текст]: методическое пособие для образ. учрежд., реализ. программы нач. и средн. проф. Образ./В.Ф. Дмитриева, Л.И.Васильев.- М.:ИЦ «Академия», 2010.-176 с.-[Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].

  2. Физика в школе [Текст] : научно-методический журнал.-1934, май-.-М.:Школьная пресса, 2006 -.-8 раз в год.

  3. Образовательная система «школа 2100» -качественное образование для всех:Сборник материалов [Текст]/под науч. ред.Д.И.Фельдштейна.-М.:Баласс, 2006.

  4. Образовательная система «школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов. [Текст]/под науч. ред. А.А.Леонтьева.-М.:Баласс, изд. Дом РАО, 2006.

  5. Образование. Карьера. Общество [Текст] / учредитель ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». – 2005 -.- Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2007 – . – Ежеквар. – [http://www.krirpo.ru].

Интернет-ресурсы:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана. -




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья).

Автор: Колабина Галина Алексеевна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125090

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства