Коммуникативные учебные умения на уроках литературы
Коммуникативные учебные умения на уроках литературы
Усиление коммуникативно - деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные учебные умения на уроках литературы»
М.Б. Симонова
МБОУ СОШ № 3 ст. Фастовецкой,
Тихорецкого района
Коммуникативные учебные умения на уроках литературы
Главной целью современного образования является достижение учащимися уровня, достаточного для обеспечения его самореализации.
Что такое грамотность? Грамотность – это уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности через восприятие и текстовую передачу лингвистической информации. Результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности.
Усиление коммуникативно - деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными показателями функциональной грамотности являются коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речи, уметь строить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватное восприятие устной и письменной речи, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать правила речевого этикета), познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, приводить аргументы, уметь строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательства, извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии, способствующие формированию функциональной грамотности:
- уроки с изменёнными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачёт, мастерская, ученическая конференция;
- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут;
- уроки, имитирующие другие виды работ: экскурсия, гостиная, путешествие, пресс-конференция;
- уроки-игры: дидактические, ролевые, деловые;
- уроки комплексного анализа текста.
Готовясь к уроку, необходимо следовать определённой модели:
- разработка структуры коммуникативной ситуации;
- проектная разработка совместных действий учителя и ученика на уроке;
- участие в учебном диалоге;
- рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.
Под созданием коммуникативной ситуации понимается система условий, обладающих побудительной силой и требующих от субъекта активного участия. Это конкретный жизненный эпизод, содержанием которого являются:
- актуализация проблемы;
- переживание и осмысление условий и обстоятельств;
- принятие решения, поиск дополнительных материалов;
- построение собственного действия.
На уроках литературы возможны следующие формы и приёмы работы:
- многоаспектная работа с текстом, словарная работа;
- подготовка и защита проектов на литературную тему;
- подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
- соучастие в лекции учителя;
- создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений.
Образование и воспитание духовно развитой, ответственной личности возможно только в диалоге. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний.
Таким образом, диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.
Как ученик, так и учитель мучается поставленной на уроке проблемой. Для учителя она также остра, как и для ребенка. Учитель, как и дети, предлагает свои индивидуальные варианты решения проблемы, ставит свои вопросы, создает свои образы. Для ребят диалог - это ощущение и понимание равенства со своим собеседником. Равенство в диалоге - это не равенство в знании, это равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса.
Литература
Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова. - 2002, № 4.
2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М., 1986.
3. Борков, В.Ф. Культура диалога/ В.Ф. Борков. - Минск, 2002.
4. Диалог и коммуникация - философские проблемы: Материалы «круглого стола» /Вопросы философии, 1989, N 7.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}