kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение басен И.А.Крылова.

Целесообразно первый урок посвятить изучению статьи учебника о баснописце (в форме пересказа). Далее необходимо раскрыть значение басни как одного из эпических жанров литературы, познакомить с историей басни, рождение которой относится к 6 в. до н.э. Басню связывают с  именем Эзопа, которого легенды рисуют юродивым  народным мудрецом в обличии  хромого раба, безвинно сброшенного со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывающиеся многими баснописцами - от Федры и Бабрия до Ж.Лафонтена и И.А. Крылова.

На этом уроке нужно познакомить учащихся с терминами: басня, мораль, аллегория, закрепить теоретические знания о сюжете, идее художественного произведения, авторской позиции, композиции, которые в дальнейшей работе помогут понять, что  баснописец Крылов видел возможность улучшения жизни народа в нравственном воспитании общества.         

2,3 уроки посвящены выразительному чтению и  анализу басен. Выразительное чтение будет способствовать четкому представлению школьников о  ее  композиционных частях. У  учащихся   сложится эмоциональная оценка произведения. Для анализа  басни ученикам можно предложить схему-алгоритм. Лучше использовать коллективную форму работы, обсуждая, находя ответы. Ученики работают устно, но основные выводы записывают по предложенным пунктам.

 

ОБРАЗЕЦ  АНАЛИЗА  БАСНИ «ВОЛК И ЯГНЕНОК».

Басня написана Крыловым в 1809 г. в Петербурге. Первые из своих знаменитых басен Крылов читал в доме президента Академии художеств, директора Ассигнационного банка Оленина. В 1809 г. вышла книга «Басни Ивана Крылова». Басня «Волк и Ягненок» вошла в этот сборник.

  1. Сюжет басни.

Завязка:

             «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться».

Кульминация заключается в диалоге Волка и Ягненка:

             «…Но я с тобой за их разведаюсь грехи».

Развязка:

             «Сказал и в темный лес ягненка поволок».

Для характеристики персонажей можно обратиться к вопросам. Учитель предлагает ученикам составить таблицу, ответив на вопросы и выполнив задания:

  1. Подберите синонимы, характеризующие Волка и Ягненка.
  2. Какова истинная цель героев?
  3. Что раздражает и злит Волка?
  4. Кто побеждает  в споре?
  5. Почему  Волк позволяет себе бесцеремонное поведение?

                 

 ВОЛК                                                           ЯГНЕНОК

  1. Сильный, злобный, жестокий,                 1. Маленький, беззащитный,

непорядочный, бессовестный,                     наивный, честный, открытый,

лживый, изворотливый.                               испуганный, смышленый и т.д

  1. Хочет съесть ягненка, потому                  2. Доказывает правоту, Надеется

что голоден.                                                  на понимание.

  1. Правдивость ягненка, его на-

ивные и искренние оправдания,

      честность.

     4. Сбрасывает маску «законности»,               4. Побеждает только в словесно

      открывая истинную цель.                                споре.

      5. На его стороне власть и грубая сила,

     он уверен в безнаказанности.

4.Персонажи Волк и Ягненок не случайно автором написаны с большой буквы. Крылов использует аллегорию-иносказание, подразумевая под этими героями людей.

Волк- это образ человека, «сильного мира сего», имеющего все права и привилегии в обществе. Ягненок- это представитель народа, бесправный крепостной крестьянин, который  всегда виноват. Закон на стороне богатых.

5.Мораль басни:

                   У сильного всегда бессильный виноват:

                   Тому в истории мы тьму примеров слышим,

                   Но мы истории не пишем;

                   А вот о том  как в баснях говорят.

Это поучительный вывод, который помещен в начале басни.

6.Авторская позиция выражена в морали, которая  является основной мыслью (идеей произведения). Крылов с негодованием говорит о том, что в России народ бесправен, беззащитен, забит, унижен, но сочувствие и симпатии автора на его стороне. Власть и закон не защищают обездоленных людей, давая все права и привилегии богатым и  могущественным.

6.Речь автора проста и понятна, приближена к разговорной. Крылов использует просторечия: наглец, рыло, питье, голову сорву и т.д. Интонация постоянно меняется: мораль произносим с горечью и осуждением, фразы  Волка вначале лицемерно, слащаво, притворно, обиженно, а затем грубо, искренне злобно:

«Молчи! Устал я слушать».

В речи Ягненка звучит испуг, наивность, робость и надежда на справедливость.

Работу над басней лучше завершить вопросом: чем басни отличаются от сказок о животных.

Басни «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом» ученики анализируют самостоятельно в группах, руководствуясь схемой-алгоритмом. Одну из басен учащиеся заучивают наизусть, готовят иллюстрации к понравившимся басням, составляют кроссворды.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение »

Изучение басен И.А.Крылова.

Целесообразно первый урок посвятить изучению статьи учебника о баснописце (в форме пересказа). Далее необходимо раскрыть значение басни как одного из эпических жанров литературы, познакомить с историей басни, рождение которой относится к 6 в. до н.э. Басню связывают с именем Эзопа, которого легенды рисуют юродивым народным мудрецом в обличии хромого раба, безвинно сброшенного со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывающиеся многими баснописцами - от Федры и Бабрия до Ж.Лафонтена и И.А. Крылова.

На этом уроке нужно познакомить учащихся с терминами: басня, мораль, аллегория, закрепить теоретические знания о сюжете, идее художественного произведения, авторской позиции, композиции, которые в дальнейшей работе помогут понять, что баснописец Крылов видел возможность улучшения жизни народа в нравственном воспитании общества.

2,3 уроки посвящены выразительному чтению и анализу басен. Выразительное чтение будет способствовать четкому представлению школьников о ее композиционных частях. У учащихся сложится эмоциональная оценка произведения. Для анализа басни ученикам можно предложить схему-алгоритм. Лучше использовать коллективную форму работы, обсуждая, находя ответы. Ученики работают устно, но основные выводы записывают по предложенным пунктам.


ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА БАСНИ «ВОЛК И ЯГНЕНОК».

Басня написана Крыловым в 1809 г. в Петербурге. Первые из своих знаменитых басен Крылов читал в доме президента Академии художеств, директора Ассигнационного банка Оленина. В 1809 г. вышла книга «Басни Ивана Крылова». Басня «Волк и Ягненок» вошла в этот сборник.

  1. Сюжет басни.

Завязка:

«Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться».

Кульминация заключается в диалоге Волка и Ягненка:

«…Но я с тобой за их разведаюсь грехи».

Развязка:

«Сказал и в темный лес ягненка поволок».

Для характеристики персонажей можно обратиться к вопросам. Учитель предлагает ученикам составить таблицу, ответив на вопросы и выполнив задания:

  1. Подберите синонимы, характеризующие Волка и Ягненка.

  2. Какова истинная цель героев?

  3. Что раздражает и злит Волка?

  4. Кто побеждает в споре?

  5. Почему Волк позволяет себе бесцеремонное поведение?

ВОЛК ЯГНЕНОК

  1. Сильный, злобный, жестокий, 1. Маленький, беззащитный,

непорядочный, бессовестный, наивный, честный, открытый,

лживый, изворотливый. испуганный, смышленый и т.д

  1. Хочет съесть ягненка, потому 2. Доказывает правоту, Надеется

что голоден. на понимание.

  1. Правдивость ягненка, его на-

ивные и искренние оправдания,

честность.

4. Сбрасывает маску «законности», 4. Побеждает только в словесно

открывая истинную цель. споре.

5. На его стороне власть и грубая сила,

он уверен в безнаказанности.

4.Персонажи Волк и Ягненок не случайно автором написаны с большой буквы. Крылов использует аллегорию-иносказание, подразумевая под этими героями людей.

Волк- это образ человека, «сильного мира сего», имеющего все права и привилегии в обществе. Ягненок- это представитель народа, бесправный крепостной крестьянин, который всегда виноват. Закон на стороне богатых.

5.Мораль басни:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Это поучительный вывод, который помещен в начале басни.

6.Авторская позиция выражена в морали, которая является основной мыслью (идеей произведения). Крылов с негодованием говорит о том, что в России народ бесправен, беззащитен, забит, унижен, но сочувствие и симпатии автора на его стороне. Власть и закон не защищают обездоленных людей, давая все права и привилегии богатым и могущественным.

6.Речь автора проста и понятна, приближена к разговорной. Крылов использует просторечия: наглец, рыло, питье, голову сорву и т.д. Интонация постоянно меняется: мораль произносим с горечью и осуждением, фразы Волка вначале лицемерно, слащаво, притворно, обиженно, а затем грубо, искренне злобно:

«Молчи! Устал я слушать».

В речи Ягненка звучит испуг, наивность, робость и надежда на справедливость.

Работу над басней лучше завершить вопросом: чем басни отличаются от сказок о животных.

Басни «Квартет», «Волк на псарне», «Свинья под дубом» ученики анализируют самостоятельно в группах, руководствуясь схемой-алгоритмом. Одну из басен учащиеся заучивают наизусть, готовят иллюстрации к понравившимся басням, составляют кроссворды.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Изучение

Автор: Репина Ольга Арликиновна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Использование разноуровневого электронного учебника при изучении тригонометрии в старшей школе. "
    ["seo_title"] => string(109) "ispol-zovaniie-raznourovnievogho-eliektronnogho-uchiebnika-pri-izuchienii-trighonomietrii-v-starshiei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "107119"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403169536"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Внеклассная работа - способ повышения интереса к изучению ИЯ "
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnaia-rabota-sposob-povyshieniia-intieriesa-k-izuchieniiu-iia"
    ["file_id"] => string(6) "115132"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411844692"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "методическая разработка для самостоятельного изучения  по теме "Лист" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-dlia-samostoiatiel-nogho-izuchieniia-po-tiemie-list-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118368"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413123094"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ на тему :" Значение изучения родного языка на современном этапе.""
    ["seo_title"] => string(71) "proekt_na_temu_znachenie_izucheniia_rodnogo_iazyka_na_sovremennom_etape"
    ["file_id"] => string(6) "530475"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575566367"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по теме "Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_metodika_izucheniia_slozheniia_i_vychitaniia_chisel_v_pre"
    ["file_id"] => string(6) "617231"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1668281577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства