kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение зарубежной литературы на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на тему «Изучение зарубежной литературы на уроках литературы», посвящена одним из важнейших задач преподавания литературного чтения в школах с нерусским языком обучения. В данном исследовании раскрыты актуальные и в наше время проблемы преподавания, технологии проведения уроков литературного чтения, используемых на уроках в национальных классах

В введении раскрыта актуальность и цели работы. В основной части работы рассматриваются уроки литературного чтения, жизнь и творчество, произведения зарубежных писателей и поэтов на уроках литературного чтения, в заключении даётся рекомендации, прилагается презентация по зарубежной литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение зарубежной литературы на уроках литературы»

Тема: изучение зарубежной литературы на уроках литературы.


Аннотация


Квалификационная работа на тему «Изучение зарубежной литературы на уроках литературы», посвящена одним из важнейших задач преподавания литературного чтения в школах с нерусским языком обучения. В данном исследовании раскрыты актуальные и в наше время проблемы преподавания, технологии проведения уроков литературного чтения, используемых на уроках в национальных классах

В введении раскрыта актуальность и цели работы. В основной части работы рассматриваются уроки литературного чтения, жизнь и творчество, произведения зарубежных писателей и поэтов на уроках литературного чтения, в заключении даётся рекомендации, прилагается презентация по зарубежной литературы.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

















СОДЕРЖАНИЕ



1. Введение.

2. Основная часть.

2. 1. Уроки литературного чтения.

2. 2. Произведения зарубежных писателей и поэтов на уроках литературного чтения.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Приложение.




















Введение


Узбекистан сегодня входит в современное мировое сообщество не только в качестве партнера в рыночно- экономических отношениях, но и как участник планетарного диалога цивилизаций, носитель самобытной культуры. В современной ситуации деятельность школьных учебных заведений необходимо направить на создание условий, способствующих формированию социально-активной, гармонично развитой личности выпускника. Фундаментом достижения поставленной цели является организация процесса обучения в школе.

Новая демократическая концепция образования опирается на основные принципы государственной политики в области образования, один из которых – принцип приоритета общечеловеческих ценностей в сочетании с национально-культурной основой образования. В соответствии с этим принципом национально-исторические и культурные традиции, опыт духовно – нравственного развития узбекского народа и представителей других народов органично включены в систему обучения и воспитания.

Духовная жизнь современного человека неразрывно связана с природой и с «миром вещей», который он сам для себя создал. Духовно-эстетическая значимость предметной среды в современных условиях оказывает огромное влияние на формирование художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом.

Творческий настрой на уроке во многом зависит от учителя, его умения заинтересовать учащихся, донести до них учебный материал в занимательной, доступной форме. Желательно при подготовке к уроку учитывать уровень знаний учащихся, их способность. Цельные тексты обязательно надо сначала прочитать, а потом уже работать с ними. Это нужно для того, чтобы совершенствовать навыки выразительного чтения, осознанно усваивать прочитанное, уметь из большого материала найти именно то, что требуется по условиям задания.

Урок - первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам постигать знания. На уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Сегодня много говорится об инновации школьного образования, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Учебный день - это творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть современный урок? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной?

 Большое значение на современных уроках зарубежной литературы сейчас приобретают необычные, творческие, уроки, это: уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, выдающееся, классифицируется как нестандартный. Выявить такую неординарность становится для многих учителей важнейшей задачей.

Актуальность работы обусловлена значимостью гуманитарного образования и уроков литературы через ознакомление учащихся с культурой зарубежных народов от древних времен до нашего времени.

Целью работы является разработка вариантов уроков зарубежной литературы в рамках одной темы:

1) рассмотреть теоретические основы содержания курса литературы;

2) рассмотреть урок, как основную форму организации учебного процесса;

3) рассмотреть метод и технологию урока литературы;

4) определить методику проведения современного урока зарубежной литературы, формы и виды уроков литературы.

Сущность литературы, как учебного предмета – это формирование, воспитание ученика, направление его деятельности и развития. Этот учебный предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи по ней, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников. Учитель должен строить урок на основе глубокого осмысления основных психолого-педагогических характеристик учащихся, специфических черт их литературного развития и эффективного использования этих базовых закономерностей.

Цели развития речи подчиняется и работа по литературному чтению, материал которого в виде отрывков из литературных произведений отбирается не по хронологическому принципу, а в тесной связи с языковым материалом урока и с учетом воспитательной ценности материала.

Основная часть

2. 1. Уроки литературного чтения

Уроки литературы являются неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

Знание русского языка способствует лучшему усвоению других учебных предметов, является фундаментом общего образования учащихся. Без владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.

Растет также и живой интерес учащихся к слову. Ученики ежедневно по радио, телевидению, в школе, со страниц газет и журналов узнают о возрастающем значении языка в современном мире, о языке как показателе общей культуры человека.

Урок – это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебными программами. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения урока во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация.

Творческий настрой на уроке во многом зависит от учителя, его умения заинтересовать учащихся, донести до них учебный материал в занимательной, доступной форме. Желательно при подготовке к уроку учитывать уровень знаний учащихся, их способность к самостоятельному анализу предложенного для наблюдения материала.

Успех урока во многом зависит от того, выполнены ли последовательно все задания, предложенные учащимся. Цельные тексты обязательно надо прочитать, а потом уже работать с ними. В данном случае преследуется несколько целей: усвоение прочитанного, умение из большего материала найти именно то, что требуется по условиям задания.

В учебниках по русскому языку в приложении представлены материалы для внеклассного чтения: биографии поэтов и писателей, которые указаны в тематическом планировании, а также краткое содержание их произведений с интересными иллюстрациями, словарь литературоведческих терминов.

Творческая деятельность педагога в рамках учебника возможна и допустима, если она обеспечивает конечные цели преподавания языка, изложенные в Программе и Государственном стандарте.

2. Произведения зарубежных писателей и поэтов на уроках литературного чтения.

Начиная с 5 класса в учебник русского языка внесены произведения не только русских, но и зарубежных писателей и поэтов. Их произведения несут с собой не только образовательное, но и воспитательное значение.

Великий Андерсен.

Вы в детстве слышали, наверное, сказки о Дюймовочке, о гадком утёнке, о приключениях стойкого оловянного солдатика. Вы стали постарше и сами прочитали об истории пастушки и трубочиста, о штопальной игле. А сказку «Снежная королева» вы не только читали, но и видели в кино или в театре.

Взрослые тоже любят Андерсена. Есть над чем им задуматься, посмеяться, погрустить в сказках «Тень», «Новое платье короля». Сколько в них выдумки и знания жизни, любви к людям и остроумный сатиры, поэзии и глубины!

А жизнь сказочника была нелёгкой, полной тревог нужды и лишений. Он был сыном бедняка, но гордился своим происхождением своей близостью к народу. Он говорил: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».

Датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик", «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Снежная королева» и других.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен, был бедным башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер была прачкой из бедной семьи.

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген: мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»

В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Андерсен пишет больое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году – прославившие его «Сказки»

Сказка «Дюймовочка» впервые была опубликована в Дании в 1835 году в составе второго тома «Сказок, рассказанных для детей». Как и большинство сказок Андерсена, эта сказка выдумана лично автором, а не заимствована «у народа»

Шарль Перро.

Шарль Перро – великий французский писатель. Но это не единственное его достоинство. Он был важным правительственным чиновником. С ним советовался сам король.

Его апартаменты были в Лувре, Версале (дворец королей Франции).

Только в Париже у него было 8 домов, собственный замок в Розье.

Сказки Шарль Перро выдумал не сам. Одни он помнил с детства, другие узнал в течении жизни. Сказки он стал писать, когда ему было 65 лет. Но он не просто записал сказки, он сам оказался отличным рассказчиком.

На русском языке сказки Перро вышли в Москве 240 лет назад под названиями «Сказка о девочке в красненькой шапочке», «Сказка о спящей в лесу красавице», «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах». (показ слайдов).

Братья Гримм.

Гримм Якоб (4 января 1785, Ханау, земля Гессен).
Гримм Вильгельм (24 февраля 1786, Ханау, земля Гессен ).

По происхождению братья Гримм принадлежали к среднему классу общества. Отец их был сначала адвокатом в Ганау, а потом поступил на службу по юридической части к князю Ганаускому. Братья Гримм родились в Ганау: Якоб – 4 января 1785 года, Вильгельм – 24 февраля 1786 года. От самой ранней юности они были связаны теснейшими узами дружбы, которая не прекращалась до гробовой доски.

Родиной семьи Гриммов была земля Гессен. Прадед и дед братьев были священниками кальвинисткой церкви на земле Гессен. Отец, Филипп Вильгельм (1751-1796), предпочёл юридическую карьеру. Начав как адвокат, затем становится «княжеским городским и земским писарем» в Ханау. В 1783 году женился на Доротее Циммер, происходившей из семьи юристов. Кроме Вильгельма и Якоба в семье было ещё три младших брата (Карл, Фердинанд, Людвиг Эмиль) и сестра Лотта.

С ранних лет начались первые совместные уроки Якоба и Вильгельма. Взявшись за руки, они шли в сопровождении служанки к учителю французского языка. Недалеко от них жила сестра отца – бездетная вдова. Именно тетя Шлеммер обучила детей азбуке, читала с ними катехизис и познакомила их с основами счета.

10 января 1796 года отец братьев умер в возрасте 45 лет, оставив 40-летнюю вдову с шестью детьми на руках. Семья была вынуждена переехать из казенного особняка в более скромное апартаменты. В том же году умерла и сестра отца. Смерть отца и тётки сильно подействовали на Якоба и Вильгельма. Будто взрослые, делили они теперь с матерью заботы о младших братьях и сестрёнке.

Якоб Гримм – учёный, писатель и библиотекарь.

Учился в Марбургском университете, на юридическом факультете.

С 1806 года работает в библиотеке в городе Кесселе. Библиотечная работа никогда не мешала, а, наоборот, способствовала творческой работе Якоба и его брата Вильгельма и часто являлась их единственным и основным заработком.

В 1813 году переезжает в Геттинген и начинает , вместе с братом, преподавательскую деятельность.

По своему внутреннему складу Якоб Гримм был прирожденным исследователем, меньше подходил для преподавательской деятельности, чем его эмоциональный брат Вильгельм.

Вильгельм Гримм.

В детстве переболел скарлатиной, позже астмой.

С трудом смог поступить в начальную школу. Вслед за братом в 1803 году поступил на юридический факультет Марсбурского университета.

На нехоженых дорогах научных поисков.

Первые литературные и научные выступления братьев Гримм относятся к 1811 году, когда Якоб опубликовал работу «О старонемецком мейстерзанге», а Вильгельм напечатал перевод «Древнедатских героических песен, баллад и сказок».

Братья Гримм начали собирать сказки в 1806 году. Их единственным источником были устные сказки и предания, которых оказалось не так уж мало.

Эти сказки знаем мы с пелёнок.

Бременские музыканты.

Белоснежка.

Храбрый портняжка.

Горшочек каши.

Король – лягушонок.

Соломинка, уголь и боб.

Дружба кошки и мышки.

ДЖЕК ЛОНДОН.

«… Главные его достоинства: простота, ясность, дикая своеобразная поэзия, мужественная красота изложения и какая-то особенная, собственная увлекательность сюжета»

А.И.Куприн

«Джек Лондон – писатель который хорошо видел, глубоко чувствовал творческую силу воли и умел изображать волевых людей.»

М.Горький

Джек Лондон (настоящее имя Джон Гриффин) родился в 1876 году 12 января в Сан- Франциско, штат Калифорния. Его семья была бедной, поэтому Джеку пришлось оставить учебу в школе, чтобы зарабатывать деньги.

Он много пережил с самого детства. Он сменил много работ: продавал газеты, работал на фабрике. Он ненавидел такую работу, которая изнуряла людей и заставляла их страдать физически и нравственно.

В 1897 году он отправился на Аляску в поисках золота, а вместо этого он нашел там идеи своих рассказов.

Он больше всего известен по его книге «Зов предков», истории приключений собаки на морозном севере. Его труды были очень популярны, и он стал богатым и знаменитым в возрасте 30 лет.

Джек Лондон был силен и талантлив. Он прожил жизнь с приключениями и трудностями, поэтому, он знал то, о чем писал. В романе «Мартин Иден» он описывает свою биографию. Какую тяжёлую жизнь он прожил!

Молодой Джек не имел возможности ходить в школу, поэтому он занимался самостоятельно, читая, в основном ночью.

Когда на Аляске было найдено золото, Джек Лондон присоединился к золотой лихорадке. Он возвратился домой без золота, но с богатыми впечатлениями о людях, с которыми он встретился и подружился. Они стали прототипами его героев.

Американский романист и автор рассказов знал жизнь на Аляске очень хорошо, потому что испытал все на себе. Именно поэтому настолько интересно читать его романы «Зов предков», «Белый клык».

Его герои – умные люди. Они физически сильны и выносливы. Они пытаются найти выход из самых трудных ситуаций. Они борются и выживают.

Самый первый рассказ «Любовь к жизни» поражает воображение. Поражает сила воли больного человека, который оказался один на один, с глазу на глаз с волком. И человек, и волк были больны и слабы. И каждый из них ждал, когда другой станет более слабым, чтобы съесть его. Человек победил. Читая рассказ, восхищаешься храбростью и силой духа героя.

Рассказ «Бурый волк» не менее интересен. Он о собаке и ее преданности людям.

За неполных 20 лет литературной деятельности Джек Лондон создал свыше 200 рассказов, 20 романов и 3 пьесы.

22 ноября 1916 года Джек Лондон скончался.

Афоризмы Джека Лондона.

Жизнь достигает своих вершин в те минуты, когда все силы устремляются на осуществление поставленных перед ней целей» («Белый клык» 1906 г.)

«Милосердие – не кость, брошенная собаке. Это кость, разделенная с собакой» («Белый клык» 1906 год)

Лучше пусть буду я пеплом и пылью! Пусть лучше иссякнет моё пламя в ослепительной вспышке, чем плесень задушит его! (показ слайдов)

Джанни Родари.

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья (северная Италия).

Три года Родари учился в семинарии. После этого Джанни Родари в достаточно юном возрасте (17 лет) начал свою карьеру преподавателя в младших классах.

Уже в 1948 году талантливого юношу пригласили работать в редакции газеты под названием «Унита», где впоследствии началась его карьера журналиста.

В 1950 году его назначили главным редактором детского журнала в Риме.

В 1951 году был опубликован первый стихотворный сборник, в котором главное место заняло произведение, известное по всему миру «Приключение Чиполлино».

В 1959 году Родари впервые посетил СССР, после этого визита поездки в страну советов стали регулярными.

Родари писателя открыл миру Самуил Яковлевич Маршак, который и перевел все «сливки» Родари для детей. Его произведения стали включать в школьные учебники.

Он вообще был рад общению с нашей страной, был в восторге от Домов пионеров и пионерских лагерей. «Для меня, жителя относительно небольшой страны, с резко очерченным пейзажем, было важно приехать к вам и вдохнуть в легкие иной более безбрежный воздух».

В 1970 году Джанни Родари был удостоен престижной премии имени Ганса Христиана Андерсена.

В 1975 году Родари с успехом сдал экзамен, получив достойное звание профессионального журналиста.

Герберт Уэллс, посетивший Россию в 1920 г., писал: «В этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке... сотни людей работают над переводами, книги, переведенные ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу».

В советское время изучению зарубежной литературы придавалось большое значение. Так, программа старших классов 1927 г. была построена по эпохам стиля. Каждая тема, с VIII класса, охватывала какой-либо важный этап в развитии литературы. Надо отдать должное той последовательности, с которой Наркомпрос включал западных классиков в школьную программу тех лет.

В последующие годы увеличение программного материала не давало возможности для восстановления иностранной литературы в прежнем объеме. Количественное сокращение материала породило превратное представление о месте и значении мировой литературы в системе среднего образования вообще.

Таким образом, важнейшим направлением преподавания западноевропейской литературы в школе должно быть изучение ее памятников в непосредственной связи с русской литературой, так как последняя развивалась не изолированно от мирового литературного процесса, а была его органической частью.

Русская литература включается в европейский литературный процесс примерно с середины XVIII в., а уже в XIX в. невозможно представить русскую и европейскую литературы изолированными друг от друга. Стоит отметить, что и сами русские классики это хорошо понимали.

В одном из недавно опубликованных писем К. И. Чуковского В. А. Каверину есть важное наблюдение: «Не забудем, что Достоевский великолепно знал два иностранных языка, Тургенев - три, Герцен - четыре, Толстой - пять, и все литературы на этих языках они проштудировали в подлинниках». И не без основания К. И. Чуковский делает отсюда вывод: «Все они потому и великие писатели, что были приобщены ко всемирной культуре».

В связи с вышесказанным следует подчеркнуть некоторые особенности изучения творчества зарубежных писателей в школе.

При скупом отборе имен очень важно концентрированно, насыщенно использовать отведенное программой время и рассматривать в первую очередь такие вопросы, которые не могут быть поставлены на материале только русской литературы. Ведь задача состоит не в том, чтобы школьники получили лишнюю информацию, запомнили ещё пять имен и узнали содержание еще пяти произведений.

Эти имена призваны помочь приобщить учащихся к мировому историко-литературному процессу, заставить почувствовать какие-то широкие закономерности, так, чтобы все узнанное на уроках о русской литературе вписывалось в этот процесс. Изучение зарубежных авторов должно быть поставлено так, чтобы каждому - и учителю и ученику - становилось очевидно, что без этих пяти имен будет обедненное представление школьников о литературе вообще. В итоге этих уроков будет усвоено новое понятие «мировая литература».

Поэтому сама структура урока по творчеству западного писателя должна принципиально отличаться от привычной схемы урока по русской литературе. Урок следует нацеливать на решение той главной задачи, которая сформулирована выше, - приобщение к понятию о мировой литературе.

Теперь обращусь к содержательной части урока. Что изучать?

Надо отметить, что зарубежная литература интересна учащимся, однако, это, прежде всего, даже у самых активных и любознательных учеников сведения о современной зарубежной литературе весьма отрывочные и во многом случайные. Многие читали С. Лема, Р. Толкиена, Р. Желязны, К. Саймака, но могли не слышать о Б. Брехте. Также нужно учитывать то, что с особым интересом ребята читают произведения, где затрагиваются судьбы их сверстников.

Так, изучение литературы в 5 классе завершаю уроком-викториной по роману Марка Твена «Том Сойер». Урок предполагает подготовку. Разбиваю класс на 4 группы, причём стараюсь это делать по списку. Далее предлагаю в каждой группе выбрать капитана, так как им предстоит выступить за команду в конкурсе знатока орфографии (предлагаю написать сложные наименования из романа). За 2 недели до урока предлагаю каждой группе выбрать из произведения отрывок для инсценировки. Как правило, урок проходит не гладко. Так как ученики только учатся работать в группах. Поэтому я предлагаю им самим оценить конкурс инсценировок и высказать свою точку зрения: что понравилось и почему, чьё выступление было более интересным. Но самым главным всё-таки является разговор об их сверстнике Томе Сойере, его приключениях, о добре и зле, о любви, дружбе, благородстве.

Помимо предлагаемых произведений провожу урок по рассказу Д. Лондона «Там, где расходятся пути». Не всегда ученики могут ответить на вопрос: прав ли Хичкок, спасая девушку из племени и тем самым подвергая своих друзей опасности. Вопрос этот выношу заранее для обдумывания. Как правило, класс делится на две группы, тех, кто осуждает Хичкока, и тех, кто считает его поступок правильным. Помогаю предварительно каждой группе сформулировать свои «за» и «против» поступка Хичкока и сформулировать свои вопросы каждой группе. В ходе обсуждения стараюсь привеcти их к единому решению. Помогаю ребятам выяснить, что спор и дискуссия не одно и то же. Дискуссия - это процесс, изменяющийся под воздействием новой информации. Следует обязательно выполнять правила дискуссии.

Произведения зарубежной литературы, и прежде всего «Фауст», позволяют полнее раскрыть понятие условности в искусстве. Школьники, больше всего уделявшие внимание произведениям реалистическим, привыкли высоко оценивать убедительность мотивировки (например, социальными условиями, психологическими ситуациями и т. д.), обычно имели дело с последовательным изображением хода событий, а значит, с более или менее точным изображением хода времени и соотношением исторического времени с событиями в жизни героя. В «Фаусте» они встретятся с условным временем и условным местом действия; иными будут здесь и мотивировки (в сравнении с мотивировками в литературе XIX в.), в известной мере условны здесь характеры и обстоятельства.

Зарубежный раздел программы ведет нас к истокам «вечных образов» - Гамлету, Фаусту, а если вспомнить пройденное в VI классе, то и к Дон Кихоту.

Заключение

В 11 классе изучаем литературу XX в. Научный и педагогический подход к изучению многогранной литературы разных стран мира должен проявиться в том, что она будет подана учащимся как пример творчества, не имеющего полных аналогий в русской литературе.

При самом небольшом количестве информации это поможет учащимся приобщиться к художественному миру других народов, понять, что художественное сознание не стандартно, что существуют разные пути эстетического освоения действительности. С другой стороны, учащиеся должны почувствовать и общие черты всех замечательных произведений мировой литературы: гуманистическую направленность, образность, стремление охватить проблемы своего времени.

На мой взгляд, целесообразнее после изучения литературы Серебряного века познакомиться с творчеством Ф.Кафки, Ремарка и Хемингуэя. При изучении новеллы Ф.Кафки «Превращение» предлагаю 4 группам 4 различные точки зрения на «превращение» Грегора Замзы: Д. Затонского, А.В.Карельского, В.Набокова и Дэниела Берта. Предлагаю выбрать каждой группе формулировку, с которой они согласны, аргументировать свой ответ. В результате обсуждения мы приходим к тому, что возможны все 4 варианта прочтения, так как символ-метафора – всегда многозначен и предполагает множество истолкований.

Само собой разумеется, что знакомство с творчеством нескольких западноевропейских писателей на уроке не решает задачи приобщения школьников к сокровищам мировой литературы. Поэтому очень важно, чтобы эти уроки дополнялись целой серией мероприятий, прежде всего, по организации внеклассного чтения. Нужно, чтобы и в оформлении школьного кабинета литературы было присутствие мировых классиков.

Полезной формой приобщения к мировой литературе является проведение вечеров, связанных с очередными юбилейными датами.

Многое написано об огромных достоинствах проектного метода, при котором ученик сам добывает информацию, отбирает наиболее значимое, ставит цели и т.д. При этом учитель становится организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. На протяжении изучения зарубежной литературы предлагаю такую форму проекта, как обложка к книге. Обложки могут создаваться как индивидуально, так и в парах. Обычно это заключительные уроки, на которых ученики учатся защищать свою работу. Многие обложки использую в рукописных книгах. Так вместе с учениками работали над рукописной книгой «По страницам любимых книг», где немалую долю занимали произведения зарубежной литературы. Помимо

Книги Родари искрятся весельем и фантазией, и в тоже время в них отражена реальная жизнь. Оказавшись на загадочной Планете Новогодних Ёлок или в Стране Лжецов, читатель все равно чувствует, что он в Италии - удивительной стране, где живут неунывающие красивые люди с солнцем в сердце.

Список использованной литературы


1. Айзерман, Л. С. Уроки литературы сегодня / Л. С. Айзерман. – М. : Просвещение, 1974. – 268 с.

2. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учеб. пособие / В. И. Андреев. –Казань : Центр инновационных технологий, 2005. – 500 с.

3. Андреев, В. И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

4. Андреев, О. А. Техника быстрого чтения / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. – Минск : Университетское, 1987. – 204 с.

5. Антонова, С. М. Когнитивная аксиома человека говорящего / С. М. Антонова // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании : сб. материалов Х Международной конф. по риторике. – М. : Флинта : Наука, 2006. – 496 с.

6. Аристотель. Риторика / Аристотель // Античные риторики / под ред. А. А. Тахо- Годи. – М. : МГУ, 1978.



18



Просмотр содержимого презентации
«Изучение зарубежной литературы на уроках литературы»

Изучение зарубежной литературы на уроках литературы

Изучение зарубежной литературы на уроках литературы

Сказка «Дюймовочка» впервые была опубликована в Дании в 1835 в составе второго тома «Сказок, рассказанных для детей». Как и большинство сказок Андерсена, эта сказка выдумана лично автором, а не заимствована «у народа».
  • Сказка «Дюймовочка» впервые была опубликована в Дании в 1835 в составе второго тома «Сказок, рассказанных для детей». Как и большинство сказок Андерсена, эта сказка выдумана лично автором, а не заимствована «у народа».
Жанр -детская литература, сказка.   Тема -детская сказка, в которой рассказывается про приключения девочки размером с дюйм. Идея -донести человеку, что ты такой, каким тебя создала природа и ты обязательно найдешь место где тебя примут как родного.
  • Жанр -детская литература, сказка.  
  • Тема -детская сказка, в которой рассказывается про приключения девочки размером с дюйм.
  • Идея -донести человеку, что ты такой, каким тебя создала природа и ты обязательно найдешь место где тебя примут как родного.
Характеристика главных героев

Характеристика главных героев

  • Дюймовочка - типичная сказочная девочка, придуманная Андерсеном. Основные характеристики персонажа: - Ей тяжело живется в большом реальном мире, она постоянно от кого-то зависима и своё счастье она может найти только в сказочном мире эльфов. - Она добра, всегда стремится прийти на помощь к близким, оказавшимся в беде. Пример : ласточка, замерзающая осенью. - Она кроткая, смиряется во всех ситуациях. Пример : Женитьба с жабой. - Никогда не думает ничего плохого ни о ком. Пример : майский жук.
Характеристика главных героев

Характеристика главных героев

  • Полевая мышь – это в меру положительный герой данной сказки:
  • « Но приютила она ее не просто так, а чтобы Дюймовочка отрабатывала свой хлеб.
Характеристика главных героев

Характеристика главных героев

  • Крот – жадный, старый и слепой старик, у которого все амбары забиты до полна, но он считает каждое зернышко. Он хочет себе в жены такую девушку, которая будет есть мало, но при этом работать много.
Характеристика главных героев

Характеристика главных героев

  • Ласточка - добрая и отзывчивая птичка, которой помогла Дюймовочка: спасла от холода и голода зимой.
Характеристика второстепенных героев

Характеристика второстепенных героев

  • Жаба, ее сын, жук и эльф –это второстепенные герои данной сказки. Их появление в жизни Дюймовочки в той или иной степени повлияло на ее будущую судьбу.
Главные герои сказки

Главные герои сказки "Дюймовочка" в порядке их появления в тесте

Старая женщина, "мать" Дюймовочки.

Колдунья, давшее волшебное зерно.

Дюймовочка

Жаба, искавшая жену своему сыну

Майский жук, искавший себе невесту

Мышь полевая, искавшая невесту соседу

Крот, старый ловелас, искавший себе супругу.

Ласточка. бедная птица, чуть не околевшая от холода

Король эльфов, единственный, кто все-таки нашел себе жену.

Какие пословицы подходят к сказке «Дюймовочка»? Жизнь дана на добрые дела.  Как аукнется, так и откликнется.  Всякому свое счастье. Ты пожалей и тебя пожалеют. Основных мыслей у сказки Ганса Христиана Андерсена

Какие пословицы подходят к сказке «Дюймовочка»?

Жизнь дана на добрые дела. Как аукнется, так и откликнется. Всякому свое счастье.

Ты пожалей и тебя пожалеют.

Основных мыслей у сказки Ганса Христиана Андерсена " Дюймовочка " несколько:

  • на чужом несчастье - счастья не построить;
  • не родись красивой, а родись счастливой;
  • надо верить в добро и в чудо и оно с тобой обязательно случиться, надо лишь приложить немножечко усилий.

Основная идея: взаимопомощь, сочувствие, умение терпеть, что вознаграждается счастьем.

Воспитательная ценность

Воспитательная ценность

  • Сказка учит быть добрым и отзывчивым. Но вместе с тем, сказка показывает, что не стоит идти на поводу у тех, кто пытается за других решать их судьбу. Главный урок этой сказки в том, что если ты помогаешь кому-нибудь просто потому что тому в трудную минуту необходима помощь, то и он когда-нибудь в такую же трудную минуту обязательно поможет тебе, подставит плечо, или крыло. То есть надо быть внимательным к другим людям и тогда они будут также внимательны с тобой.
http://fiction-books.ru/img/big/113a/5785b4e504d70f6a1198423a49f3.big.jpg обложка книги https://cf.pptonline.org/files/slide/l/Lp9721QV4BYoc6gvIiRXjumPFWeaHNEGZKT3tn/slide-4.jpg Дюймовочка https://bigslide.ru/images/27/26645/960/img8.jpg Иллюстрация книги https://1.bp.blogspot.com/-ST3bg2wQlK8/WyDktioBN I/AAAAAAAACA8/9a41sgeagj4rJrWF-XmhBkx2V6NULbIoQCLcBGAs/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA90.jpg

http://fiction-books.ru/img/big/113a/5785b4e504d70f6a1198423a49f3.big.jpg обложка книги

https://cf.pptonline.org/files/slide/l/Lp9721QV4BYoc6gvIiRXjumPFWeaHNEGZKT3tn/slide-4.jpg Дюймовочка

https://bigslide.ru/images/27/26645/960/img8.jpg Иллюстрация книги

https://1.bp.blogspot.com/-ST3bg2wQlK8/WyDktioBN

I/AAAAAAAACA8/9a41sgeagj4rJrWF-XmhBkx2V6NULbIoQCLcBGAs/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA90.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Изучение зарубежной литературы на уроках литературы

Автор: Жумаев Шухрат Бобоназарович

Дата: 29.04.2020

Номер свидетельства: 548363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Нетрадиционные формы традиционного контроля / Уроки контроля знаний учащихся в старших классах "
    ["seo_title"] => string(108) "nietraditsionnyie-formy-traditsionnogho-kontrolia-uroki-kontrolia-znanii-uchashchikhsia-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "219742"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434356745"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "программа прикладного курса по литературе "
    ["seo_title"] => string(45) "proghramma-prikladnogho-kursa-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "123643"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414520702"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "конспект урока   литературы "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratury-2"
    ["file_id"] => string(6) "128922"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415608433"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства