Нетрадиционные формы традиционного контроля / Уроки контроля знаний учащихся в старших классах
Нетрадиционные формы традиционного контроля / Уроки контроля знаний учащихся в старших классах
Новые подходы к изучению литературы в современной средней школе дали учителю возможность более интересно, разнообразно проводить тематическое оценивание по этому предмету. В методике наработана определенная система контроля и оценивания знаний учащихся по литературе. Это разноуровневые задания, изложения, письменные ответы на вопросы, сочинения-рассуждения, сочинения-характеристики героя художественного произведения, тестирование. Это также (в зависимости от возраста обучаемого) и составление различных видов планов (характеристики главного героя, характеристики группы героев, сравнительные характеристики и т.п.), чтение наизусть с мотивацией выбора, элементами художественного анализа, составление отзыва о самостоятельно прочитанном литературном произведении, компаративный анализ произведений. Это и формы устного тематического контроля: устная характеристика героя, диспут, семинар, дискуссия.
Однако эти виды контроля достаточно традиционны. А если в старших классах попробовать их разнообразить? Оценить уровень знаний учащихся, мобилизуя их творческий потенциал, при этом делая работу интересной и увлекательной. Возможно? Да.
Предлагаю в комбинированной контрольной работе задания «Восстановите логическую цепочку: автор – произведение - персонаж», «Восстановите пары: автор – название произведения», «Восстановите пары: писатель – национальная литература»:
Восстановите логическую цепочку «автор – произведение - персонаж»:
М. Рид «Волшебная лавка» Сэр Генри
А. Конан-Дойл «Очень старый Трипетта9
человек с крыльями»
Г. Уэллс «Лягушонок» Абен-Абус
Г. Маркес «Всадник без головы» Сью
В. Ирвинг «Легенда об арабском ангел
астрологе»
Э. По «Последний лист» Кассий Колхаун
О. Генри «Собака Баскервилей» Джип.
Восстановите пары: автор – название произведения
Китайская поэзия «Элегия, написанная на сельском кладбище»
Лирика трубадуров «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Ф. Петрарка «Перчатка»
Ф. Рабле «Скупой»
Мольер «Бедный студент»
Ф. Шиллер Воспевание Прекрасной Дамы
Лирика вагантов Ли Бо, Ду Фу
Т. Грей Сонеты.
Восстановите пары: автор – название произведения:
Э. Т. А. Гофман «Мальчик Мотл»
Г. Гейне «Кавалер Глюк»
А. Мицкевич «Песня о Соколе»
О. де Бальзак «Лорелей»
О. Уайльд «Белый Клык»
М. Горький «Гобсек»
Джек Лондон «Крымские сонеты»
Шолом-Алейхем «Соловей и роза».
Восстановите пары: писатель – национальная литература:
Э. Т. А. Гофман русская
Г. Гейне английская
А. Мицкевич немецкая
О. де Бальзак польская
О. Уайльд французская
М. Горький еврейская
Джек Лондон немецкая
Шолом-Алейхем английская.
Восстановите логическую цепочку «автор – произведение – национальная литература»:
И. В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Дж. Н. Г. Байрон, Э. По, Ф.Шиллер, Ж.-Б. Мольер, В. Гюго.
«Собор Парижской Богоматери», «Золотой жук», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Тартюф», «На озере», «Вильгельм Телль», «Мазепа».
Немецкая, французская, английская литературы.
Оказывается, что возможность творить в полном смысле этого слова допустима не только в проведении традиционных сочинений старшеклассников.
Итак, другие формы контроля. Эти формы творческих работ легче провести в процессе изучения зарубежной литературы. Например, не просто компаративный анализ, а литературный перевод стихотворения. (Программа по литературе для 9 класса дает такую возможность при изучении поэзии В. Шекспира.)
Ребята со второго класса изучают английский язык, а к девятому обладают определенным объёмом знаний. Пробуем применить их на уроках мировой литературы. Ребята уже знакомы с понятием «подстрочник». Опираясь на эти знания, ученики стараются сделать свой литературный перевод 66 сонета В. Шекспира. Творят, пробуют и … достигают положительных результатов. (Некоторые из них представлены в файле)
Следующая проверка компетенции ученика в предмете. Что предложить ученикам в этот раз? Такое знакомое занятие – разгадывание кроссвордов. А если наоборот? Предложить составить их? Даю ключевые слова, которые должны быть центральными в кроссворде. Предлагаю выполнить работу индивидуально или в парах. Конечно, учителю при проведении такой работы скучать не приходится. Надо ответить на вопросы ребят по компоновке работы, помочь сформулировать вопрос, отобрать нужный материал. Финал урока – и работы учеников готовы.
8 - 9 класс
Выполните одно из творческих заданий:
• Составьте литературную викторину «Третий лишний» (6 -12 вариантов).
• Составьте литературный кроссворд (8 – 12 слов) на тему «Герои и события…».
Результат работы учащихся: (литературная викторина «Третий лишний»)
• Определи лишний персонаж:
• Гобсек, Дервиль, мальчик Мотл;
• Белый Клык, Красавчик Смит, Гобсек;
• Анастези де Ресто, Серый Бобр, Дервиль;
• Серый Бобр, Эля, Мотл;
• Лип-Лип, Кичи, кавалер Глюк;
• Соловей, студент, Уж;
• Графиня де Ресто, роза, студент;
• Белый Клык, Кичи, Гобсек;
• Мальчик Мотл, Серый Бобр, старик Лурье;
• Таманго, Сокол, Айше;
• Сокол, Волчица, Уж;
• Карл Моор, Амалия, Айше;
• Кунигунда, Франц Моор, Кандид.
Крымчак Алена, Вахтангишвили Ирина, 8 класс
• Найди автора и его произведение:
• Петрарка, «Книга песен», «Соловей и роза»;
• Шолом-Алейхем, «Кавалер Глюк», «Мальчик Мотл»;
• П. Мериме, «Таманго», «Белый Клык»;
• О. Уайльд, «Соловей и роза», «Гобсек»;
• Гофман, «Белый Клык», «Кавалер Глюк»;
• О. де Бальзак, «Гобсек», «Гаргантюа и Пантагрюэль»;
• Такубоку, танка, «Гобсек»;
• Ф. Шиллер, «Кандид, или Оптимизм», «Разбойники»;
• Дж. Лондон, «Белый Клык», «Скупой»;
• А. Мицкевич, «Крымские сонеты», «Книга песен»;
• Ф. Рабле, «Скупой», «Гаргантюа и Пантагрюэль»;
• Г. Гейне, «Лорелей», «Кавалер Глюк»;
• Вольтер, «Книга песен», «Кандид, или Оптимизм»;
• Ф. Шиллер, «Лорелей», «Перчатка».
Летучая Виктория, Грибанская Ольга, Богомолов Павел, 8 класс
• Определи представителей одной национальной литературы:
• О. Уайльд, М. Горький, Дж. Лондон;
• П. Мериме, О. де Бальзак, Гофман;
• Г. Гейне, Гофман, Дж. Лондон;
• И. Такубоку, М. Горький, А. Пушкин;
• А. Пушкин, Басе, Сайге;
• И. Такубоку, Ф. Шиллер, Басе;
• Ли Бо, Ду Фу, И. Такубоку;
• Вольтер, Ж.-Б. Мольер, Ф. Рабле;
• Ф. Шиллер, Гофман, А. Мицкевич.
Качанова Анастасия, Мальцева Юлия, Палько Артем, 8 класс
• Хорошо ли ты знаешь героев романа Дж. Лондона «Белый Клык»? Определи лишний персонаж:
• Кичи, Одноглазый, Лип-Лип;
• Генри, Билл, Серый Бобр;
• Серый Бобр, Лип-Лип, Красавчик Смит;
• Мит-Са, Красавчик Смит, Клу-Куч;
• Кичи, Лип-Лип, Белый Клык;
• Серый Бобр, Язык Лосося, Красавчик Смит;
• Лип-Лип, Одноглазый, Белый Клык
• Чероки, Лип-Лип, Белый Клык;
• Скот, Мэтт, Серый Бобр.
Ратушная Яна, 8 класс
9 класс
Выполните одно из творческих заданий:
• Составьте литературную викторину «Третий лишний» (6 -12 вариантов).
• Составьте литературный кроссворд (8 – 12 слов) на тему «Герои и события…».
Некоторые из кроссвордов - результат контрольной работы - представлены в файле.
10 – 11 класс
• Составьте кроссворд «Эта занимательная зарубежная литература. Ее герои и события» (по произведениям, прочитанным на занятиях спецкурса). /20 – 25 слов/
Некоторые из кроссвордов - результат контрольной работы - представлены в файле.
И кроссворды, и тесты, и работа «В подражание Блоку (Есенину, Цветаевой, Маяковскому и др.)». И как одно из предложенных заданий эта работа находит своих авторов. Учащиеся сами определяют, в чьем стиле попробуют себя. И пусть это пока только подражание известным поэтам. А вдруг это начало творчества будущего поэта?
Вот, что из этого получилось.
Результат работы учащихся представлен в файле.
И еще об одном опыте работы – соединении разных видов искусств в одном устном ответе учащегося. Тема рассуждения – «Символы Серебряного века». Устные ответы учащиеся иллюстрируют своими зарисовками, набросками. Ученики представили поэзию начала ХХ века в символах, некоторые из которых представлены в данной работе.
Или творческое задание ученикам 9 класса:
• Составьте диалог современного читателя с классиками античной литературы о ценности земной жизни, счастье человека, его деяниях. Покажите в диалоге ваши знания эпохи античности.
Такие нетрадиционные формы контроля уместны один-два раза в учебном году. И лучшее время для них – финал семестра, учебного года. Попробуйте соединить, казалось бы, несоединимое и увидите: такая контрольная работа интересна не только учителю, но и ученикам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы традиционного контроля / Уроки контроля знаний учащихся в старших классах »
Нетрадиционные формы традиционного контроля
Из опыта работы учителя
русского языка, литературы
и зарубежной литературы
Кучеренко Наталии Сергеевны
учителя-методиста СОШ № 73
г. Днепропетровска
Новые подходы к изучению литературы в современной средней школе дали учителю возможность более интересно, разнообразно проводить тематическое оценивание по этому предмету. В методике наработана определенная система контроля и оценивания знаний учащихся по литературе. Это разноуровневые задания, изложения, письменные ответы на вопросы, сочинения-рассуждения, сочинения-характеристики героя художественного произведения, тестирование. Это также (в зависимости от возраста обучаемого) и составление различных видов планов (характеристики главного героя, характеристики группы героев, сравнительные характеристики и т.п.), чтение наизусть с мотивацией выбора, элементами художественного анализа, составление отзыва о самостоятельно прочитанном литературном произведении, компаративный анализ произведений. Это и формы устного тематического контроля: устная характеристика героя, диспут, семинар, дискуссия.
Однако эти виды контроля достаточно традиционны. А если в старших классах попробовать их разнообразить? Оценить уровень знаний учащихся, мобилизуя их творческий потенциал, при этом делая работу интересной и увлекательной. Возможно? Да.
Предлагаю в комбинированной контрольной работе задания «Восстановите логическую цепочку: автор – произведение - персонаж», «Восстановите пары: автор – название произведения», «Восстановите пары: писатель – национальная литература»:
Восстановите логическую цепочку «автор – произведение - персонаж»:
М. Рид «Волшебная лавка» Сэр Генри
А. Конан-Дойл «Очень старый Трипетта
человек с крыльями»
Г. Уэллс «Лягушонок» Абен-Абус
Г. Маркес «Всадник без головы» Сью
В. Ирвинг «Легенда об арабском ангел
астрологе»
Э. По «Последний лист» Кассий Колхаун
О. Генри «Собака Баскервилей» Джип.
Восстановите пары: автор – название произведения
Китайская поэзия «Элегия, написанная на сельском кладбище»
Лирика трубадуров «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Ф. Петрарка «Перчатка»
Ф. Рабле «Скупой»
Мольер «Бедный студент»
Ф. Шиллер Воспевание Прекрасной Дамы
Лирика вагантов Ли Бо, Ду Фу
Т. Грей Сонеты.
Восстановите пары: автор – название произведения:
Э. Т. А. Гофман «Мальчик Мотл»
Г. Гейне «Кавалер Глюк»
А. Мицкевич «Песня о Соколе»
О. де Бальзак «Лорелей»
О. Уайльд «Белый Клык»
М. Горький «Гобсек»
Джек Лондон «Крымские сонеты»
Шолом-Алейхем «Соловей и роза».
Восстановите пары: писатель – национальная литература:
Э. Т. А. Гофман русская
Г. Гейне английская
А. Мицкевич немецкая
О. де Бальзак польская
О. Уайльд французская
М. Горький еврейская
Джек Лондон немецкая
Шолом-Алейхем английская.
Восстановите логическую цепочку «автор – произведение – национальная литература»:
И. В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Дж. Н. Г. Байрон, Э. По, Ф.Шиллер, Ж.-Б. Мольер, В. Гюго.
«Собор Парижской Богоматери», «Золотой жук», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Тартюф», «На озере», «Вильгельм Телль», «Мазепа».
Немецкая, французская, английская литературы.
Оказывается, что возможность творить в полном смысле этого слова допустима не только в проведении традиционных сочинений старшеклассников.
Итак, другие формы контроля. Эти формы творческих работ легче провести в процессе изучения зарубежной литературы. Например, не просто компаративный анализ, а литературный перевод стихотворения. (Программа по литературе для 9 класса дает такую возможность при изучении поэзии В. Шекспира.)
Ребята со второго класса изучают английский язык, а к девятому обладают определенным объёмом знаний. Пробуем применить их на уроках мировой литературы. Ребята уже знакомы с понятием «подстрочник». Опираясь на эти знания, ученики стараются сделать свой литературный перевод 66 сонета В. Шекспира. Творят, пробуют и … достигают положительных результатов.
Вот некоторые из них:
Устав от этого всего, успокоенья, смерть зову.
Не смотри на достоинство бедным рожденное быть.
Не смотри на веселье, никчемность и бедноту,
И чистую веру, о которой стремятся забыть.
И честь, что позорным обманом досталась,
Невинность, опозоренная грубо, к несчастью,
Безупречность, что злыми людьми прославлялась,
И силу, покалеченную несправедливой властью.
И искусство, лишенное свыше наречья.
Глупость, что владеет мастерством врача,
Правду, что глупостью зовут беспечно.
И добро, заключенное в вечный плен зла.
Устав от всего, я б ушел от этого вновь.
Убежать, умереть и оставить одну любовь.
Перевод Качановой Анастасии, Бурлаки Дарьи
Уставший от всего, ищу покоя в смерти,
Не в силах больше видеть грязный мир,
Где сволочь правит, а достойный существует,
Где верить в Веру нету больше сил.
Где раздаются бездарям награды,
Где истина есть глупость, а ложь – нет,
Где девственность становится развратом,
Где сильным править властью воли нет.
Где рот искусству затыкают грубо,
Где глупость надзирает за умом,
Где честного все посчитают глупым,
Где Зло, увы, командует Добром.
Ищу я смерть, но все же не уйду –
Я не хочу бросать тебя одну.
Перевод Гордиенко Анатолия, Чудина Станислава
Устал я от мира жестокости,
Где справедливость не присутствует,
Мира нечестности и неопределенности,
Где человек счастья не почувствует.
Мир, где царствует террор,
Где правду называют тупостью,
Мир, де каждого коснется позор,
Который я назвал бы глупостью.
Мир, где силачом обижен слабак,
Умного обманет неразумный остряк,
Правосудие правду не защитит,
А человек красоту разгромит.
Уставший от всего, я бы убежал,
Но в моих мечтах лишь земля – утопия,
И поэтому я не сбежал.
Перевод Микулин Игорь, Чаплинский Максим
Следующая проверка компетенции ученика в предмете. Что предложить ученикам в этот раз? Такое знакомое занятие – разгадывание кроссвордов. А если наоборот? Предложить составить их? Даю ключевые слова, которые должны быть центральными в кроссворде. Предлагаю выполнить работу индивидуально или в парах. Конечно, учителю при проведении такой работы скучать не приходится. Надо ответить на вопросы ребят по компоновке работы, помочь сформулировать вопрос, отобрать нужный материал. Финал урока – и работы учеников готовы.
8 - 9 класс
Выполните одно из творческих заданий:
Составьте литературный кроссворд (8 – 12 слов) на тему «Герои и события…».
Составьте кроссворд «Эта занимательная зарубежная литература. Ее герои и события» (по произведениям, прочитанным на занятиях спецкурса). /20 – 25 слов/
* * *
По горизонтали:
Автор романа «Евгения Гранде».
4. То, что господин Гранде любил больше всего на свете. («Евгения Гранде»)
6. Представителями какой литературы являются Бальзак и Флобер?
7. Прозвище мальчика, которого встретил Оливер по дороге в Лондон. (Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»)
8. Служанка, жившая в доме Гранде.
9. «Приключения Оливера Твиста» - это роман … .
11. Семейство, в котором оказался раненый Оливер. (Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»)
12. Город, в который направлялся Оливер, сбежав от семьи Саусбери. (Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»)
14. Первая жена Шарля Бовари. ( Г. Флобер. «Госпожа Бовари»)
1
2
3
4
5
19
20
6
21
7
22
8
23
9
10
11
12
13
15
14
17
16
18
16. Причина, по которой Пьетро возненавидел Ванину. (Стендаль. «Ванина Ванини»)
18. Место, в которое отдал отец Эмму, когда ей исполнилось 13 лет. ( Г. Флобер. «Госпожа Бовари»)
19. Имя мужа Эммы Бовари. ( Г. Флобер. «Госпожа Бовари»)
21. Мир, в котором жила Эмма Бовари. ( Г. Флобер. «Госпожа Бовари»)
22. Профессия Шарля Бовари. ( Г. Флобер. «Госпожа Бовари»)
Тема «Развитие мировой литературы на рубеже Х1Х – ХХ веков»
9
4
7
10
6
12
1
2
8
11
3
5
По горизонтали:
Эпоха бурного расцвета искусства на рубеже ХIХ – ХХ веков.
Писатель, который активно воздействовал на литературу рубежа ХIХ – ХХ веков. Его творчество называют воплощением «совести и правды». Издание «Знание» связано с продолжением его традиций.
Форма повествования, получившая распространение на рубеже ХIХ – ХХ веков.
5. Один из представителей импрессионистов.
7. Московский кадетский корпус, Александровское училище, 46-й пехотный Днепровский полк… Жизнь какого русского писателя долгое время была связана с армией?
8. Рассказ А. И. Куприна, написанный в 1894 году и ставший первым рассказом военного быта.
По вертикали:
Направление в искусстве рубежа ХIХ – ХХ веков, основной принцип которого - отражение не объективной реальности, а мига жизни, мгновенного впечатления.
6. Автор произведений «Листопад», «Суходол», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи».
9. Наиболее значительное крупное произведение эмигрантского периода жизни А. И. Куприна.
10. Псевдоним известного русского писателя А. М. Пешкова.
11. Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении, недоговоренности.
12. Журнал антивоенного характера, который был организован М. Горьким.
И кроссворды, и тесты, и работа «В подражание Блоку (Есенину, Цветаевой, Маяковскому и др.)». И как одно из предложенных заданий эта работа находит своих авторов. Учащиеся сами определяют, в чьем стиле попробуют себя. И пусть это пока только подражание известным поэтам. А вдруг это начало творчества будущего поэта?
Вот, что из этого получилось.
В подражание Блоку…
***
Когда от обязательств я свободна,
В покрове ночи или дня,
Сижу, читаю книги Блока
И отмечаю для себя:
«Здесь много страсти,
Здесь – историй,
Там не хватает бытия,
А вот и этих, где много тока,
Что весь пронизывает меня».
Ну что, как творчество вам Блока?
Вот если спросите меня,
Отвечу я легко и просто:
«Не для других, а для себя»…
Нещадим Ирина
***
Шел я ночью по бульвару,
А за мною тень.
Я просил: «Отстань, не надо,
Убирайся, сгинь!»
А она мне отвечала:
«Не гони меня,
Я ведь сон твой и мечтанья,
Я душа твоя».
Взявшись за руки,
Мы скрылись в сумраке ночи,
А потом о жизни вечной
Разговор вели.
Обнимая, говорила тень мне о любви,
Обещала быть опорой и в лихие дни.
Птицей белою кружилась над моим челом,
В душу раненую лилась сладостным вином.
А как только день в окошко -
Постучала к нам,
Тень-подруга понемножку, сгорбившись,
К дверям подобралась
И исчезла, испарившись в миг,
Не оставив поцелуя на губах моих.
Иванова Юлия
Черные птицы
Я рисую кривые ресницы,
Я спасаю измятый уют,
Надо мной кружат черные птицы,
И в глубины сознанья зовут.
Я смеюсь в переполненном зале,
И сгораю в пожаре зари.
Ну, а после – рыдаю ночами,
Где горят моих звезд фонари.
Я не помню счастливой страницы,
Так туманно и холодно мне,
Надо мной кружат чёрные птицы,
Утопая в кривой тишине…
Панасенко Алиса
Фантазия
Я хочу быть безумной, вольной,
Я хочу потеряться во тьме,
Я бежать буду по миру сонной
И счастливою петь в кутерьме.
Я кричать буду, плача от счастья,
Вырву сердце, оденусь в шелка,
Прокляну все мирские ненастья
И душа моя будет легка!...
Панасенко Алиса
***
В разбитом хрустале – разбитые мечты,
В порезанных руках – любовь слепая.
На фоне темноты лишь алые цветы,
Что каплями стекают на пол, тая.
В изломанной душе – жестокая борьба,
В опущенных плечах – тоска немая.
В заплаканных глазах безумная мольба,
А на губах улыбка неземная.
Сомова Ольга
***
К сборнику «Вольные мысли»
Неужели в этом мире,
Мире грязи, фальши, пыли,
Чувства все мы позабыли,
Те, что раньше нас кормили,
И поили, и учили,
Помогали жить на свете,
Видеть солнце в ярком цвете,
Птиц, летящих в синем небе,
Поле, лес, родник и ели,
Те свирели и капели,
Что тянули нас до цели.
Смех, улыбки и душа
Помогала нам тогда.
А сейчас, в просторных мыслях,
Мы сидим, закрывшись листьем,
Листьем пошлости и гнили,
И от этого убили
Все, что мы благословили –
Веру в будущее наше
И надежду жить покраше.
Ганжур Алексей
И еще об одном опыте работы – соединении разных видов искусств в одном устном ответе учащегося. Тема рассуждения – «Символы Серебряного века». Устные ответы учащиеся иллюстрируют своими зарисовками, набросками.
Ученики представили поэзию начала ХХ века в символах, некоторые из которых представлены в данной работе.
Или творческое задание ученикам 9 класса:
Составьте диалог современного читателя с классиками античной литературы о ценности земной жизни, счастье человека, его деяниях. Покажите в диалоге ваши знания эпохи античности.
Такие нетрадиционные формы контроля уместны один-два раза в учебном году. И лучшее время для них – финал семестра, учебного года. Попробуйте соединить, казалось бы, несоединимое и увидите: такая контрольная работа интересна не только учителю, но и ученикам.