Просмотр содержимого документа
«Творческая самореализация младших школьников в проектно-исследовательской деятельности на факультативных занятиях"Учусь создавать проект" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Переяславка
района имени Лазо Хабаровского края
Творческая самореализация младших школьников в проектно - исследовательской деятельности на факультативных занятиях «Учусь создавать проект»
Стенькина Любовь Григорьевна
учитель начальных классов
п. Переяславка
2014год
Раздел I. Учебное исследование в начальной школе.
1.1. Актуальность выбора темы
1.2 Проектирование и исследование в современном образовании.
Раздел II. Программа проектно – исследовательского обучения в
школе.
Общая характеристика программы.
Основные разделы программы.
Тематическое планирование факультативного курса.
Учебно–методическое пособие.
Раздел III. Организация проектно-исследовательской деятельности.
«Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны»
Из концепции модернизации Российского образования
Раздел I. Учебное исследование в начальной школе.
Актуальность выбора темы.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.
Ни для кого секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Постоянно проявляемая исследовательская активность – это нормальное, естественное состояние ребёнка. Ведь он настроен на познание мира и хочет его познавать. И именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.
В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
К.Д. Ушинский выделял два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания, и «учение активное» посредством своего опыта. Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта (называемого ещё «исследовательским обучением») наблюдалось в периоды реальной демократизации образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность ребёнка к познавательной. Главная цель проектно-исследовательского образования – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
1.2. Проектирование и исследование в современном образовании.
В современной литературе по педагогике и педагогической психологии нередко приходится сталкиваться с понятиями «проектное обучение» и «исследовательское обучение». Есть ли между этими понятиями различие?
Проект (от лат.) - замысел, идея, образ, включающие описание, обоснование, расчёты, чертежи; разработанный план какого-то устройства.
Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Из чего вытекает, что проектирование и исследование - принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск чего-то нового, а на решение реальных, вставших перед ними проблем.
Современные учащиеся – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду. Современный человек должен уметь разбираться в этой информации, быть наблюдательным, уметь анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Но ребята зачастую не умеют превращать информацию в знания. А обилие информации не приводит к системности знаний. Наша главная задача- помочь ученикам освоить такие способы действия, которые будут необходимы в их дальнейшей жизни.
На смену человеку – исполнителю должен прийти человек – творец, человек – исследователь.
Для успешной социализации современного человека, первым условием выступает творчество. Что же является ведущей деятельностью в творчестве? Конечно – поиск! Таким образом, на передний план выступают вопросы изучения и разработки механизма творческой самореализации младшего школьника.
Главное для учителя заметить любые проявления в ученике творческой самореализации, развивать её и всячески поддерживать.
Всё вышесказанное легло в основу моей работы: «Творческая самореализация младших школьников в проектно-исследовательской деятельности».
Раздел 2. Программа проектно- исследовательского обучения в классе.
Общая характеристика программы.
Общество развивается ускоренными темпами. Эти изменения влияют и на ситуацию в сфере образования.
Возраст от 6 до 11 лет – очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается фундамент, без которого невозможно в дальнейшем сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать знания.
Значение знаний, умений, навыков, способов действий, получаемых человеком в начальной школе, трудно переоценить. Установлено, что более 80% из того, что накоплено в начальной школе, ученик будет помнить и использовать всю жизнь. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого–педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности и подготовить своих учеников к жизни.
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе в современной российской школе находит всё большее применение.
Моя задача как учителя, предложить детям такие задания, которые включат их в самостоятельный творческий и исследовательский поиск.
К технологии проектно-исследовательской деятельности я обратилась в 2011 году, когда в очередной раз взяла первоклассников и стала работать по развивающей системе Л.В. Занкова.
1 шаг: изучила педагогическую и методическую литературу по данной теме, познакомилась с передовым опытом педагогов-новаторов других школ.
2 шаг: Разработала рабочую программу по факультативному курсу «Учусь создавать проект» на 2011-2015гг. (Протокол МО №1 от 28.08. 11г)
Определила цели и задачи:
Цель программы:
Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его проектно-исследовательских способностей.
Задачи программы:
1.Научить ребёнка видеть мини – проблемы.
2. Правильно находить источники информации.
3.Формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
1.2. Основные разделы программы.
Программа проектно-исследовательской деятельности состоит их трёх разделов.
самостоятельная исследовательская работа.
Основное содержание: проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
тренинг исследовательских способностей;
Овладение специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска в умении:
видеть проблему;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал, готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения.
Тематическое планирование факультативного курса (см. прил.1)
Учебные пособия:
В написание рабочей программы факультативного курса «Учусь создавать проект» вошли мною изученные научные труды следующих авторов:
1.Модели основной образовательной программы/ Работаем по новым стандартам/Начальная школа, Москва «Просвещение» 2011
2.Развитие исследовательских умений младших школьников/под. Редакцией Н.Б.Шумаковой, Москва «Просвещение»2011
3. Методика исследовательского обучения младших школьников/А.И. Савенков, изд. Дом ФЁДОРОВ»2010
4. Проектные задачи в начальной школе/ А.Б. Воронцова, Москва «Просвещение»2011
5 «Учусь создавать проект». Методическое пособие 1-4 класс /Р.И. Сизова, Р.Ф,
Селимова, Москва Издательство РОСТ
Все эти методические пособия помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию.
Раздел 3. Организация проектно-исследовательской деятельности.
Путей развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка
существует много, но собственная
исследовательская практика - одна из самых эффективных.
1.1 Методологическое обоснование опыта.
Передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника (тьютора), сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Цель педагогической деятельности: сформировать и развить исследовательское поведение учащихся на первом этапе обучения.
Реализацию цели начала с подготовительного этапа. В начале учебного года провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с программой развивающего обучения Л.В.Занкова, познакомила с Концепцией модернизации российского образования, с программой проектно-исследовательской деятельности. Провела анкетирование, с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. (см. прил 2).
Оказалось, что 100% родителейразделяют мнение о развитии творческих способностей у учащихся и выступают «за апробирование проектно-исследовательской деятельности». Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования творческих навыков учащихся и готовы к сотрудничеству с учителем. Познакомила с факультативным курсом «Учусь создавать проект», который представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 7-11 лет.
Курс включает 136 часов по 1 занятию в неделю.
Продумала формы сотрудничества. Определила ряд задач: на каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать поставленные задачи:
- помощь ученику сориентироваться в выборе,
- увлечь его разными видами деятельности,
- дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Виды деятельности:
Эксперименты, наблюдения, работа в паре, группе, индивидуально, развитие логического рассуждения, использование метода анализа, экскурсии.
Определила:
1. Круг вспомогательных материалов для обеспечения работы: фонд библиотеки, Интернет ресурсы, хрестоматии, энциклопедии, дидактические материалы и т.д.
Долю самостоятельности ученика в работе. В чём он может проявить свою инициативу.
Критерии, которые позволят мне и ученику оценить успехи. (Наблюдение активности учащихся на уроке и внеурочных занятиях, беседа с учащимися и родителями, система поощрений, анализ работ учащихся, тестирование).
Как в процессе работы буду фиксировать динамику интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ).
Чем завершится для ученика проектно-исследовательская деятельность
( форма отчётности, форма поощрений).
Методика проведения учебных исследований
Каждое занятие – это открытие нового. Они помогают детям шагать по ступенькам создания собственного исследования в создании проекта, знакомят с проектно-исследовательской технологией, с алгоритмом построения проекта, расширяют кругозор и обогащают словарный запас детей новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определённой структуре, в которой имеются разные рубрики:
Рубрика «Минутка знакомства» позволяет будущим проектантам узнать о сверстнике, который уже создал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют моих ребят на начало своего исследования.
Практические занятия на факультативе переносят детей в мир исследований, опытов и знакомят с первыми шагами в науке, пытаясь размышлять, доказывать, открывать новое для себя.
Обязательно есть рубрика «Добрые советы», которая помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка и является ненавязчивой подсказкой.
Тесты и самоанализ помогают овладеть элементами рефлексии, которые способствуют формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
Обязательно есть рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию. Такое построение занятий позволяет ученикам создавать проекты с удовольствием, а мне, учителю, учить этому без принуждения и продуктивно.
1.5 Развитие умений видеть проблемы.
На уроках и на факультативных занятиях систематически работаю над формированием в детях способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Так, уроке литературного чтения (В.Ю. Свиридова, 1 класс), работали над рассказом «Рождение книги». Но прежде чем познакомиться с произведением, предложила прочитать (на доске) только первый абзац: «В те далёкие времена, когда ещё не было книг, человек хотел передать потомкам свой опыт и знания. Как он это делал?»… Задание детям: представить себя в роли этого человека, подумать, обсудить в паре (группе) как можно передать свой опыт и знания потомкам не имея книг.
Работая над заданием, дети активно включились в исследовательскую деятельность. Учились рассуждать, объяснять, работать в паре, доказывать, слушать и слышать друг друга.
Или другое задание: во время знакомства со стихотворением И. Бунина «Листопад» подвела детей к тому, что сказка и поэзия притаились во всём, что нас окружает. Надо лишь научиться их видеть. Перед детьми поставила проблему: придумать как можно больше сюжетов на тему «Осенний лес». Активно включившись в мини- исследовательскую деятельность, мои ученики делали зарисовки осеннего леса, из предложенных небольших сборников стихотворений подбирали эпитеты к своим рисункам, сочиняли свои. Итогом этой работы стало создание небольшой презентации, которую дети на этом же уроке посмотрели и оценили свой труд. (см. прил.5).
На уроках технологии не даю детям подробный анализ в выполнении изделий. При работе с темой «Конструируем из бумаги», рассмотрев предложенные автором работы, вовлекаю детей в активный исследовательский поиск. Ребята знакомятся с общим планом действий. Во время таких занятий дети имеют полную свободу перемещения по классу. Каждый выбирает то изделие, которое ему больше понравилось. Вооружившись всем необходимым, дети начинают действовать самостоятельно – включаются в собственный исследовательский поиск. Работая самостоятельно, ребята изучают всё, что связано с выбранными ими изделиями, мысленно готовят информацию, для защиты своего проекта. В конце урока дети дружно участвуют в защите своих проектов. Часть работ прослушиваются индивидуально в процессе работы, коллективно заслушиваем 2-3 самые удачные работы. На таких занятиях дети ориентированы на собственные наблюдения и эксперименты, учатся самостоятельно решать проблемы исследования.
1.6 Развитие умений выдвигать гипотезы, уметь предвидеть события, предполагать.
С первого класса начинаю знакомить детей с новыми понятиями из мира проектов. Одно из таких понятий - «гипотеза и предположение». Гипотеза – это предположение для объяснения каких-нибудь явлений. Предположение-догадка, предварительное соображение или план.
Гипотеза нужна для решения любой задачи. На уроке окружающего мира дети получают задание, подумать, проанализировать и дать обоснованный ответ на вопрос: «как головастик превращается в лягушку?» Работая в группах, дети начинают выдвигать разные гипотезы. Доказывая свою точку предположения, дети учатся употреблять слова из мира проектов:
-может быть;
-предположим;
-допустим;
-возможно; -что, если …
Рассматривая все гипотезы, выбираем самые удачные. И только после таких обсуждений, обращаемся к научным источникам.
На занятиях ученики учатся задавать вопросы, находить на них ответы, подбирать литературу по заданной теме, умеют ориентироваться в словарях и в справочной литературе.
Конкурсы исследовательских и проектных работ.
Конкурс – особенно сложная, но при этом наиболее популярная форма отслеживания результатов детской исследовательской деятельности и проектирования.
В четвёртой четверти первого класса предложила родителям и детям включиться в проектно-исследовательскую работу по теме: «Наш классный уголок». К мини-конкурсу приступили не только родители и дети, но и бабушки и дедушки. Каждая семья по желанию выполнила собственный исследовательский проект. После презентации выбрали лучший вариант проекта. Совместно оформили классный уголок, а проектную работу отправили на Всероссийский интернет-конкурс «Символика класса», проводимым ФНМЦ им. Л.В. Занкова. Первая совместная работа принесла классу звание «Лауреаты конкурса». (см. прил.3). Во втором и третьем классе стали активными участниками Всероссийских конкурсов: «Вернисаж занковцев», проводимый ФНМЦ им.Л.В. Занкова. («см. прил.4)
Исследовательская работа по темам: «Лучший урок по теме ЗОЖ и профилактика простудных заболеваний», «Агрессивная среда природы» позволила стать участниками Всероссийских конкурсов в Единой образовательной сети «Дневник.ру» (см. прил. 5)
Защита итогов исследования и проектирования.
«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребёнок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал другим.
Сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы или творческого проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым.
Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Каждый выступающий понимает, что о выполненной работе надо не просто рассказать; её, как настоящее исследование надо защитить.
В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Защита проектных работ проходит не только на уровне школьной и районной конференции, но и представляется на родительских собраниях, на заключительном мероприятии класса в конце года в присутствии родителей и родственников.
Все, участники проектных работ получают свою «минуту славы». Ребятам за успешное завершение проектов вручаются награды в номинации: «Познавательный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Нужный проект», «Творческий проект», «Весёлый проект». Помимо личных призов, родители готовят общий приз всему классу.
В период с 2011 по 2014 г. мои ученики работали над созданием следующих проектов.
№п/п
Название проектных работ
Результат
Год защиты
«Откуда берутся снежинки.»
3 место
(школьный)
2013г.
«Символика олимпийских игр
участник
(школьный)
2013г.
«Спорт в моей жизни»
место
школьный
2013г.
«Наши пернатые друзья»
1 место
школьный
2013г.
«Какую пользу приносит мёд»
участник
2013г.
«Агрессивная окружающая среда»
место
школьный
2014г.
«Школьный ранец и наше здоровье»
1 место
школьный
2014г.
«Школьный ранец и наше здоровье
1 место
районный
2014г.
9.
«Светлой памяти прабабушки посвящаю
место
школьный
2014г.
10.
«Символика класса»
Всероссийский конкурс
(ФНМЦ им. Л. В. Занкова)
Лауреаты
2012г.
11.
«Вернисаж занковцев»
Всероссийский конкурс
(ФНМЦ им. Л. В. Занкова)
участники
2013г
12.
«Агрессивная среда природы»
Всероссийский конкурс
(Единая образовательная сеть. Дневник.)
участники
2012
13.
«Мы за здоровый образ жизни»
(Единая образовательная сеть. Дневник.)
участники
2013г
14.
«Здоровье на каждый день»
Всероссийский конкурс
(Единая образовательная сеть. Дневник.)
участники
2013г.
Творческий труд детей высоко оценён не только членами школьного и районного жюри, но и был признан на Всероссийском уровне.
Вывод:
Опыт показывает, что наличие презентации в цикле проектной деятельности несёт две явные важные функции:
С одной стороны, это демонстрация значимой для школьника аудитории результатов проделанной работы, проживание успеха ребёнком.
С другой стороны, участие в мероприятии одноклассников – зрителей, которые по ряду причин не приняли участие в работе над проектом, но после удачных, интересных выступлений своих товарищей будут мотивированы на участие в проектной деятельности в дальнейшем. Кроме этого, содержательный компонент презентации позволяет в ненавязчивой форме донести до школьников-зрителей знания о каком – либо явлении природы, культурном феномене и т.д. И это тоже есть значимая образовательная задача педагогического проектирования.
Тестирования и анкетирования учащихся в период с 2011 г. по 2014 г. наглядно показывают рост творческого потенциала у детей. Так, в 2011 г. по результатам проведённого тестирования «Творческий потенциал обучающихся» было выявлено, что только 16% детей обладали творческими способностями на высоком уровне; 28% - проявили творческие способности , но сомневались в правильности применения, а у 56% творческий потенциал оказался невелик. При повторном тестировании в 2014 г. низкий творческий потенциал остался только у 12% детей; сомневающихся в своих творческих способностях осталось 20% и количество детей, проявивших свои творческие способности на высоком уровне, выросло до 68%. ( см. прил.6)
Таким образом, значительные показатели творческого роста указывают нам на то, что проектно-исследовательскую работу необходимо применять не только в начальной школе, но и в среднем, и старшем звене школы.
Приложение по обобщению опыта – презентация.
Список литературы
1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках.//Начальная школа. -2005.-№6.
12.Современная модель образования. Ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. Проект Минобрнауки России //Вестник образования. – 2008г.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное образование.
14.Дубова М.В. Организация проектной деятельности //Практическое пособие учреждения: регионов. Начальная школа. Москва «Просвещение», 2011.
17. Н.Б. Шумакова. Развитие исследовательских умений младших школьников. Москва «Просвещение», 2011г.
18. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Программа «Учусь создавать проект» Москва Издательство РОСТ.
19. Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б. Воронцова, Москва «Просвещение», 2011
для учителя начальных классов, Москва, БАЛАСС, 2011
15. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения, под редакцией В.А. Горского, Москва, Просвещение,2010.