Развитие творческих способностей через проектную исследовательскую деятельность, как средство реализации ФГОС
Развитие творческих способностей через проектную исследовательскую деятельность, как средство реализации ФГОС
Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса учащегося к творчеству, где важная роль отводится урокам технологии. Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков. Этому мы и стараемся их обучить на уроках технологии.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.
Что такое творческая деятельность? Какие задачи мы ставим перед собой и детьми? Это воспитание нестандартного и оригинального мышления, способность к генерации новых идей. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
Приобщить учащихся к творческой работе;
Прививать интерес к творчеству, поиску;
Развивать навыки созидания, самореализации.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу при котором приобретается приобретения опыт творчества.
Организация исследовательской деятельности учащихся по технологии проходит на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах.
Прежде всего, это урочная деятельность. В качестве творческих заданий учащимся предлагается подготовка сообщений, написание рефератов, защита презентационных материалов.Самое главное для исследовательской деятельности - создание условий для включения учащегося в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов. В исследовательской деятельности могут принимать участие не только сильные дети, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным. По мере взросления цели исследования ставяться перед учащимися более сложные. Здесь подход к исследовательской деятельности становится творческим. Прежде всего, это задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на муниципальный уровень. В 10-11 классах работы учащихся отличаются большей самостоятельностью и носят личностно- ориентированный характер.
Проект является основной формой исследовательской деятельности учащихся, он связывает теорию и практику, что имеет очень большое значение в образовании личности.
Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт учащегося, его собственный путь искания, преодоления затруднений, является одним из эффективных средств организации исследовательской деятельности на уроках технологии. Можно выполнять и мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть. Например, при изученного раздела
«Проектирование и изготовления изделий с вышивкой, аппликацией, биссероплетением и т. д. » учащиеся, выполняют мини - проекты на понравившиеся им при изучении темы. В основном большинство таких проектов выполняется в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения мы оцениваем усвоение учащимися определенного учебного материала. Важным стимулом для развития личности учащегося, является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.
Основная форма исследовательской деятельности - проект, органически связывающий теорию и практику, что имеет большое значение для профессионального самоопределения учащихся. Так, учащиеся нашей школы решили взять на себя заботу об охране и благоустройству местого родника. Был сделан химический анализ воды, проведен рейд по очистке берега вокруг родника от мусора. Ребята выступили с предложением о проведении акции «Живи, родник!», в рамках которой, был проведен конкурс рисунков на лучший проект по благоустройству родника. По результатам конкурса был выбран наиболее приемлемый рисунок. По нему был составлен проект оформления и благоустройства родника. Также был сделан экономический расчет стоимости применяемых материалов и работ по благоустройству. С проектом благоустройства родника учащиеся обратились в местные органы самоуправления. Нам было обещано оказание всестороннего содействия инициативе школьников.Итогом работы стала защита данного исследования на XII Поволжской научной конференции школьников на секции «Экология», где работа была удостоена диплома 3 степени. Показателем эффективности такой работы являются также призовые места на муниципальных олимпиадах.
Навыки, полученные в работе над проектами, помогают уверенно чувствовать себя научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе - это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей через проектную исследовательскую деятельность, как средство реализации ФГОС »
Развитие творческих способностей через проектную исследовательскую деятельность, как средство реализации ФГОС
Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса учащегося к творчеству, где важная роль отводится урокам технологии. Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков. Этому мы и стараемся их обучить на уроках технологии.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.
Что такое творческая деятельность?Какие задачи мы ставим перед собой и детьми? Это воспитание нестандартного и оригинального мышления, способность к генерации новых идей. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
Приобщить учащихся к творческой работе;
Прививать интерес к творчеству, поиску;
Развивать навыки созидания, самореализации.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу при котором приобретается приобретения опыт творчества.
Организация исследовательской деятельности учащихся по технологии проходит на разных уровнях образовательного процесса и в различных организационных формах.
Прежде всего, это урочная деятельность. В качестве творческих заданий учащимся предлагается подготовка сообщений, написание рефератов, защита презентационных материалов.Самое главное для исследовательской деятельности - создание условий для включения учащегося в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов. В исследовательской деятельности могут принимать участие не только сильные дети, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным. По мере взросления цели исследования ставяться перед учащимися более сложные. Здесь подход к исследовательской деятельности становится творческим. Прежде всего, это задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на муниципальный уровень. В 10-11 классах работы учащихся отличаются большей самостоятельностью и носят личностно- ориентированный характер.
Проект является основной формой исследовательской деятельности учащихся, он связывает теорию и практику, что имеет очень большое значение в образовании личности.
Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт учащегося, его собственный путь искания, преодоления затруднений, является одним из эффективных средств организации исследовательской деятельности на уроках технологии. Можно выполнять и мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть. Например, при изученного раздела
«Проектирование и изготовления изделий с вышивкой, аппликацией, биссероплетением и т. д. » учащиеся, выполняют мини - проекты на понравившиеся им при изучении темы. В основном большинство таких проектов выполняется в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения мы оцениваем усвоение учащимися определенного учебного материала. Важным стимулом для развития личности учащегося, является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.
Основная форма исследовательской деятельности - проект, органически связывающий теорию и практику, что имеет большое значение для профессионального самоопределения учащихся. Так, учащиеся нашей школы решили взять на себя заботу об охране и благоустройству местого родника. Был сделан химический анализ воды, проведен рейд по очистке берега вокруг родника от мусора. Ребята выступили с предложением о проведении акции «Живи, родник!», в рамках которой, был проведен конкурс рисунков на лучший проект по благоустройству родника. По результатам конкурса был выбран наиболее приемлемый рисунок. По нему был составлен проект оформления и благоустройства родника. Также был сделан экономический расчет стоимости применяемых материалов и работ по благоустройству. С проектом благоустройства родника учащиеся обратились в местные органы самоуправления. Нам было обещано оказание всестороннего содействия инициативе школьников.Итогом работы стала защита данного исследования на XII Поволжской научной конференции школьников на секции «Экология», где работа была удостоена диплома 3 степени. Показателем эффективности такой работы являются также призовые места на муниципальных олимпиадах.
Навыки, полученные в работе над проектами, помогают уверенно чувствовать себя научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе - это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.