Краеведение – часть регионального компонента учебного плана. Наряду с изучением математики, русского языка и других предметов в школьном расписании значатся «Литературное краеведение и искусство родного края», «Историческое краеведение», «Географическое краеведение». Назначение краеведческого курса «Литературное краеведение и искусство родного края» - изучение творчества писателей родного края, национальных традиций и особенностей. Методическое обеспечение данного курса оставляет желать лучшего. Педагог продумывает и подбирает различные формы и методы обучения. Практика показывает, исследовательская деятельность – одна из эффективных форм изучения краеведческого курса, которая предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
- развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (искусства, природы, общества и т. п.);
- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Организация исследовательской деятельности проходит на разных уровнях и в различных формах:
- урок
- элективный курс
- профильное обучение
- групповая
- индивидуальная
Логическим продолжением урока или серии уроков по теме становится внеурочная деятельность: викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, научно-практические конференции, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.
Основной метод, используемый нами в исследовательской деятельности, аналитико-систематизирующий, предусматривающий наблюдение, фиксацию, анализ, систематизацию изучаемого материала.
В 2002 учебном году в нашей школе был открыт профильный класс со специализацией по отечественной культуре и истории. Тогда – то и было положено начало исследовательской работе. В своей работе мы опирались на учебное пособие «Фольклор и литература Зауралья». Изучая предложенный авторами пособия материал, сами собой определились темы исследовательских работ, образовались творческие группы. В результате плодотворной работы на межрегиональной научно – практической конференции «Культура, медицина, образование» ребята представили работы по следующим темам: « Частушка в с. Брылино», « Свадебный обряд в с. Брылино», «Похоронный обряд в с. Брылино». Работы ребят были опубликованы в журнале «Профильное образование» (приложение к журналу «Гармония и здоровье» г. Курган).
В 2006 году уже с новым набором 5- классников мы возобновили исследовательскую деятельность. После изучения раздела «Устное поэтическое творчество Зауралья» обратились к изучению народных примет, пословиц и поговорок жителей нашего села. Особой темой стала - «Жизнь и творчество А. Л. Окуловских». Ребята с интересом слушали сказки, рассказы, притчи Анатолия Лукича, выявляя особенности стиля, языка его произведений. Итог работы подведён на школьной конференции.
Более поздние исследования посвящены изучению особенностей примет, пословиц, престольных праздников и ремёсел. Важное место в исследовательской работе отводится изучению родословных.
С 2008 наши школьники принимают участие в региональном конкурсе исследовательских работ. Если ученик начинает заниматься исследовательской работой с 5-ого класса, то к 9-ому классу его работы отличаются самостоятельностью, ученик умеет ставить задачи исследования, выдвигать гипотезу, выбирать оптимальные методы исследования.
Анализируя опыт работы в данном направлении, можно сказать, что формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов. На первом этапе (5класс) развиваются умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формируются первоначальные представления о деятельности исследователя. Этому способствует создание проблемных ситуаций, чтение- анализ, коллективное моделирование; индивидуальное составление схем, экскурсии.
Второй этап (6-7 классы) – направлен на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. На данном этапе используются такие методы, как: учебная дискуссия, мини-исследования, мини-доклады, творческие сообщения.
На третьем этапе (8-9 классы) усложняются и увеличиваются исследовательские задачи, большая доля работы выполняется учеником самостоятельно. На данном этапе эффективны такие методы, как: уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование.
На четвёртом этапе (10-11 классы) старшеклассники, используя накопленный опыт, занимаются индивидуальным исследованием.
Сельские классы малочисленны, поэтому групповая работа легко сочетается с индивидуальной, т. е. учащийся, будучи членом одной из групп, в то же время работает и самостоятельно. И в этом тоже есть свои плюсы: индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно согласно его индивидуальным возможностям.
Нынешние школьники — это завтрашний день села. Научить любить своё село, гордиться своей малой родиной - задача учителя. Исследовательская деятельность, как показывает практика, для этого благодатная почва. Такие занятия для учащихся ещё и переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, владеют навыками самостоятельной работы, уверенно чувствуют себя на уроках, свободно выражают свою точку зрения, являются активистами школьной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследование в курсе краеведения »
Исследованиев курсе краеведения
Краеведение – часть регионального компонента учебного плана. Наряду с изучением математики, русского языка и других предметов в школьном расписании значатся «Литературное краеведение и искусство родного края», «Историческое краеведение», «Географическое краеведение». Назначение краеведческого курса «Литературное краеведение и искусство родного края» - изучение творчества писателей родного края, национальных традиций и особенностей. Методическое обеспечение данного курса оставляет желать лучшего. Педагог продумывает и подбирает различные формы и методы обучения. Практика показывает, исследовательская деятельность – одна из эффективных форм изучения краеведческого курса, которая предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
- развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (искусства, природы, общества и т. п.);
- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Организация исследовательской деятельности проходит на разных уровнях и в различных формах:
- урок
- элективный курс
- профильное обучение
- групповая
- индивидуальная
Логическим продолжением урока или серии уроков по теме становится внеурочная деятельность: викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, научно-практические конференции, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.
Основной метод, используемый нами в исследовательской деятельности, аналитико-систематизирующий, предусматривающий наблюдение, фиксацию, анализ, систематизацию изучаемого материала.
В 2002 учебном году в нашей школе был открыт профильный класс со специализацией по отечественной культуре и истории. Тогда – то и было положено начало исследовательской работе. В своей работе мы опирались на учебное пособие «Фольклор и литература Зауралья». Изучая предложенный авторами пособия материал, сами собой определились темы исследовательских работ, образовались творческие группы. В результате плодотворной работы на межрегиональной научно – практической конференции «Культура, медицина, образование» ребята представили работы по следующим темам: « Частушка в с. Брылино», « Свадебный обряд в с. Брылино», «Похоронный обряд в с. Брылино». Работы ребят были опубликованы в журнале «Профильное образование» (приложение к журналу «Гармония и здоровье» г. Курган).
В 2006 году уже с новым набором 5- классников мы возобновили исследовательскую деятельность. После изучения раздела «Устное поэтическое творчество Зауралья» обратились к изучению народных примет, пословиц и поговорок жителей нашего села. Особой темой стала - «Жизнь и творчество А. Л. Окуловских». Ребята с интересом слушали сказки, рассказы, притчи Анатолия Лукича, выявляя особенности стиля, языка его произведений. Итог работы подведён на школьной конференции.
Более поздние исследования посвящены изучению особенностей примет, пословиц, престольных праздников и ремёсел. Важное место в исследовательской работе отводится изучению родословных.
С 2008 наши школьники принимают участие в региональном конкурсе исследовательских работ. Если ученик начинает заниматься исследовательской работой с 5-ого класса, то к 9-ому классу его работы отличаются самостоятельностью, ученик умеет ставить задачи исследования, выдвигать гипотезу, выбирать оптимальные методы исследования.
Анализируя опыт работы в данном направлении, можно сказать, что формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов. На первом этапе (5класс) развиваются умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формируются первоначальные представления о деятельности исследователя. Этому способствует создание проблемных ситуаций, чтение- анализ, коллективное моделирование; индивидуальное составление схем, экскурсии.
Второй этап (6-7 классы) – направлен на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. На данном этапе используются такие методы, как: учебная дискуссия, мини-исследования, мини-доклады, творческие сообщения.
На третьем этапе (8-9 классы) усложняются и увеличиваются исследовательские задачи, большая доля работы выполняется учеником самостоятельно. На данном этапе эффективны такие методы, как: уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование.
На четвёртом этапе (10-11 классы) старшеклассники, используя накопленный опыт, занимаются индивидуальным исследованием.
Сельские классы малочисленны, поэтому групповая работа легко сочетается с индивидуальной, т. е. учащийся, будучи членом одной из групп, в то же время работает и самостоятельно. И в этом тоже есть свои плюсы: индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно согласно его индивидуальным возможностям.
Нынешние школьники — это завтрашний день села. Научить любить своё село, гордиться своей малой родиной - задача учителя. Исследовательская деятельность, как показывает практика, для этого благодатная почва. Такие занятия для учащихся ещё и переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, владеют навыками самостоятельной работы, уверенно чувствуют себя на уроках, свободно выражают свою точку зрения, являются активистами школьной жизни.