Конспект урока по факультативу краеведение (Казахстан) для 7 класса. В разработке имеются цель и задачи курса краеведения, определение "Краеведение", раскрыто направление исследований в краеведении. Показаны подразделения (территории) которые являются объектом изучения предмета краеведения в Казахстане. Так же рассказывается почему необходимо начинать изучение краеведения с "малой Родины"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что изучает предмет краеведение? »
ТЕМА УРОКА: «Что изучает предмет краеведение?».
Цель: сформировать представление о краеведении
Задачи:
Образовательная:
Изучить основные понятия краеведения как науки
Развивающая:
развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять различные понятия
Воспитательная:
повысить интерес к изучению малой Родины, формировать научное мировоззрение
Оборудование: физическая карта Казахстана,карта СКО, карта Есильского района, карта с.Александровка
Методические приемы:
Формы работы: индивидуальная
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы начинаем изучение нового для вас предмета «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки! Тема сегодняшнего урока: «Что изучает предмет краеведение?».
II. Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений:
Ребята, а как вы считаете, что такое краеведение?
По определению академика С.В.Колесника, краеведение— это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведение использует данные других наук, например геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических и т.д.
Под малой территорией подразумевается административный район, сельсовет, колхоз, небольшой город, сельское поселение и т. п. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае в комплексе, т. е. во всех их причинно-следственных связях.
Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственнее сказывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние, местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое или даже страноведческое. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района (область, группа областей), в состав которого входит исследуемый микрорайон.
Небольшую территорию, как объект краеведения, можно разделить на четыре ступени:
Усадьба;
Деревня (улица);
Район (область);
Область (край)
Изучение малых территорий не только не заслоняет знакомство с "большой историей", то есть с историей отечества, и даже всей человеческой цивилизации, а, наоборот, облегчает это знакомство через познание жизни нескольких поколений любой семьи, в том числе, и, прежде всего - своей.
Для каждого представляется возможность наиболее полно выявить взаимосвязь своей местности, так называемой "малой родины", с другими регионами отечества, и через личную сопричастность глубже осознать значение исторических событий любого масштаба, воспитать в себе чувство гражданственности и высокой нравственности.
Когда говорится о всестороннем изучении края, то, прежде всего, имеется в виду:
изучение природы и всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессы в жизни природы, некоторые из них частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.);
историческое прошлое и демография (этнография города и селения, топонимика и т. д.);
экономическая жизнь, связь между природной средой и хозяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хозяйственное строительство и т. д.;
культурная и духовная жизнь, и творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы).
Краеведение имеет две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается история общества, в природоведческом – история природы.
III. Закрепление изученного материала
Что будет являться объектом исследования в нашем предмете?
Ребята, а теперь скажите, что вы знаете о своем родном крае?