kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательский проект ученика 3 класса о происхождении и истории басен и их роли в литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект»

А лматинская область Илийский район

Средняя школа №40









Тема проекта: Басни во все времена

Секция: русская литература




Научный руководитель: Исмаилова Нургуль Ахметхановна, доцент, доктор PhD факультета филологии и международных языков

Руководитель: Асенканова Айнур, учитель русского языка и литературы

Исполнитель: Алтайбек Коркем,

ученица 2 класса








2019 – 2020 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………...........…………………………………………......

3

І.

Литературный обзор..........................................................................

4

1.1

1.2

Что такое басня?...................................................................................

У истоков басенного жанра……….......……………………………

4

4

ІІ

Исследовательская часть..................................................................

10

2.1

Лента времени «Басни во все времена».............................................

10

2.2

Анкетирование.....................................................................................

11

Заключение .....................…………………………………………………

Список использованной литературы.........................................………

Приложения.................................................................................................

13

14

15



















Введение

Актуальность темы. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Попробуем в этом разобраться.

Цель исследования: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи исследования:

  1. Выяснить, что такое басня;

  2. Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают;

  3. Обобщить материал по теме исследования и построить итоговую ленту времени «Басни во все времена».

Объектом исследования является басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

Гипотеза исследования: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Методы исследования: изучение и анализ информационных источников, анкетирование одноклассников, сравнительный анализ.

Практическая значимость исследования: Фактический материал, выводы и результаты исследовательского проекта могут быть использованы как дополнительный (иллюстративный) материал при изучении литературы, биологии, внеклассных мероприятий.


Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Что такое басня?

Басня – иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными (рис.1). Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ [1].

Рисунок-1. Басня И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение, или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана [2].

«Басня – иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными» [3].

1.2 У истоков басенного жанра

Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) – Эзоп (рис.2). Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше.

Рисунок-2. Баснописец Эзоп

Жан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века (рис.2). Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.

Рисунок-3. Жан де Лафонтен

В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».

В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.

Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей (рис.4). Его называли «русским Лафонтеном».

Рисунок-4. Жан де Лафонтен

Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.

Рисунок-5. Александр Ефимович Измайлов 


Но самыми известными стали басни Хемницера и Крылова. Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.

Рисунок-5. Иван Иванович Хемницер

Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов. (рис.6). Иван Андреевич Крылов был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.

Рисунок-5. Иван Андреевич Крылов

Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро. Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен. С середины XIX века басенное творчество стало угасать.

С середины XIX века басенное творчество стало угасать.

А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков (рис.6). Наибольшую известность С.В.Михалкову принесли его произведения для детей («Дядя Степа», «А что у Вас?» и др.), но в советское время огромной популярностью пользовалось его басенное творчество. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».

Рисунок-6. Сергей Владимирович Михалков

В ходе нашего исследования мы выяснили, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но мы решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.

Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор (рис.7).

Рисунок-7. Владимир Шебзухов

Печатался в журналах «Поэзия», «Золотая строка московии» (где главным редактором был С.В. Михалков), «Золотая Строфа», а так же в многочисленных сборниках по российским регионам.

Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других (рис.8).

Рисунок-8. Владимир Иванович Холменко

Название книги – «От Эзопа до наших дней», подчеркивает преемственность творчества Владимира Холменко с богатейшим наследием лучших зарубежных и российских мастеров жанра, начиная от его создателя – легендарного Эзопа.

ІІ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Лента времени «Басни во все времена»

В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена. Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.

В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.

Мы долго думали, каким образом удобнее всего представить наши факты об известных баснописцах прошлого и настоящего.

Обобщая факты, полученные в ходе нашего исследования, вместе с учителем мы решили построить ленту времени «Басни во все времена», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили (рис.8).

Рисунок-9. Лента времени «Басни во все времена»

2.2 Анкетирование

Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, мы провели опрос среди детей и взрослых.
Вопросы:
1. Любите ли вы читать басни?

2. Каких баснописцев Вы знаете?

3. Какие басни Вы знаете?

4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?

Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые (рис10).


Рисунок-10. Диаграмма -1

В диаграмме-2 (рис.11) опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов .

Рисунок-11. Диаграмма -2


А самые популярные басни как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки» (рис.12).

Рисунок-12. Диаграмма -3

Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются (рис.13).

Рисунок-13. Диаграмма -4

Результаты опроса помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.

Заключение

В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена.

Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.

В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.

Мы долго думали, каким образом удобнее всего представить наши факты об известных баснописцах прошлого и настоящего. Обобщая факты, полученные в ходе нашего исследования, вместе с учителем мы создали ленту времени «Басни во все времена», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили.

Все поставленные задачи нашего исследования были решены.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, мы пришли к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

Работая над нашим исследованием и прочитав басни разных авторов, мы решили не останавливаться на этой теме. И в следующей нашей работе нам захотелось выявить сходства и различия басенных сюжетов в произведениях разных писателей и поэтов.







Список использованной литературы

  1. Лучшие басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014.

  2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981.

  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999.

  4. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.

  5. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.





8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Исследовательский проект

Автор: Асенканова Айнур Омирбековна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Презентация исследовательского проекта "Была ли альтернатива Ливонской войне?" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-issliedovatiel-skogho-proiekta-byla-li-al-tiernativa-livonskoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "191310"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427292039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Информационно -исследовательский проект "Дети блокады Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionno_issliedovatiel_skii_proiekt_dieti_blokady_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "365780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480873418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Внеурочное занятие. Создание коллективного исследовательского проекта на тему: "Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли". "
    ["seo_title"] => string(166) "vnieurochnoie-zaniatiie-sozdaniie-kolliektivnogho-issliedovatiel-skogho-proiekta-na-tiemu-vliianiie-uslovii-okruzhaiushchiei-sriedy-na-prorashchivaniie-siemian-fasoli"
    ["file_id"] => string(6) "124310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414680380"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Исследовательский проект "Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "124003"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414608822"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Познавательно- исследовательский проект " Домашние животные""
    ["seo_title"] => string(56) "poznavatelno_issledovatelskii_proekt_domashnie_zhivotnye"
    ["file_id"] => string(6) "475468"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1533113217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства