Цель: формирование у учащихся навыков исследовательского поведения как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Предполагаемые результаты:
предметные: формирование представления об исследовательской деятельности, создание исследовательского проекта, оформление его в виде презентации, обучение методам исследования (наблюдение, эксперимент), освоение доступных способов изучения природы, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
метапредметные: развитие исследовательских способностей (умение ставить перед собой цель, выдвигать гипотезу, планировать собственную деятельность, отбирать необходимую информацию, применять на практике школьные знания, проводить анализ результатов своей деятельности), осмысление правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться).
личностные: активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося), развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Необходимое оборудование: семена белой и красной фасоли, горшочки для посадки семян, грунт, салфетки, блюдца, линейка.
Предполагаемый продукт: создание каждой группой презентаций на основе опытов и наблюдений за проращиванием семян фасоли.
Ход работы.
1 этап.
Знакомство учащихся с темой проекта, совместное определение цели, выдвижение гипотезы.
Тема: «Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли».
Цель: определить, как различные условия окружающей среды влияют на проращивание семян фасоли.
Задачи:
выбор и создание условий для проведения эксперимента;
подбор и замачивание семян фасоли двух видов;
наблюдение за проращиванием семян в разных условиях;
определение того, как влажность температура и свет влияют на быстроту проращивания семян.
Гипотеза: семена фасоли прорастут лучше там, где достаточно тепла, влажности и света. Исключение одного из условий отрицательно повлияют на ход эксперимента.
На данном этапе происходит деление обучающихся (по желанию) на четыре группы по пять человек в каждой.
Замачивание семян фасоли (по десять штук каждого сорта), выбор условий для их проращивания определяется жеребьевкой:
подоконник, где достаточно света, тепла;
горячая батарея, где достаточно света, избыток тепла;
темный шкаф, где нет света, достаточно тепла;
холодильник, где нет света, нет тепла.
Каждая группа отвечает за свои условия проращивания семян, поддерживая необходимую влажность салфетки, в которой находятся семена.
2 этап.
Учащиеся работают в группах, ежедневно самостоятельно анализируют результаты наблюдений за семенами фасоли в конкретных условиях, выбирают лучшие семена для посадки, заполняют карточку исследователя. (см. Приложение.)
План анализа результатов эксперимента.
- Каковы условия для проращивания семян фасоли?
- Сколько требовалось влаги (много, мало)?
- Когда появился первый росточек красной фасоли?
- Когда появился первый росточек белой фасоли?
- Сколько проросло семян красной фасоли?
- Сколько проросло семян белой фасоли?
- Какова длина самого маленького ростка?
- Какова длина самого длинного ростка?
- Какой сорт фасоли пророс лучше всего?
3 этап (через 5 дней).
Подведение промежуточных итогов, работа в группах.
- В каких условиях проросло больше всего семян?
- Как на это влияли температура, свет, влага?
- Где же лучше всего проращивать семена? Почему?
- Эти условия пригодны только для фасоли или и других семян?
- Зависит ли быстрота появления ростка от сорта семян?
Результаты заносятся в таблицу.
Вывод: для проращивания семян большее значение имеет умеренное наличие тепла и влаги, свет и сорт фасоли не являются обязательным условием для проращивания семян.
Каждая группа выбирает лучшее семя того или другого сорта для посадки, после чего высаживает семена в грунт.
4 этап (через 10 дней).
Продолжение работы в группах. Ежедневное наблюдение за ростом посаженной фасоли, определение, из какого семени вырастет самое крепкое растение. Не забываем о поливе. Условия выращивания – подоконник.
Подведение итогов.
- Через сколько дней появился посаженный росток?
- Как он выглядит (крепкий/тоненький, яркий/бледный)?
- Что повлияло на всходы семян?
Результаты заносятся в таблицу.
Вывод:выдерживание семян в холоде позволяет получить всходы несколько позже, чем проращивание их в других условиях, но ростки сильнее и крепче.
- Почему? ( Ответ необходимо найти группам в различных источниках информации.)
Возможный ответ:
«От плохого семени не жди доброго племени» - гласит народная мудрость, что дает нам веское основание, заботясь о будущем урожае, готовить семена овощных культур к посеву. В последние годы все большее распространение у огородников получает предпосевная термическая обработка семян овощных культур. Она не только помогает искоренить внутреннюю инфекцию и значительно ускоряет прорастание семян, но и в значительной степени способствует изменению биологических особенностей растений. Но следует учитывать, что режимы термообработки семян сильно отличаются друг от друга в зависимости от вида культуры.
5 этап.
Создание каждой группой презентации по результатам исследовательской деятельности (форма отчета по выбору).
6 этап.
Защита работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие. Создание коллективного исследовательского проекта на тему: "Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли". »
Легаева О.П.
учитель начальных классов
МАОУ Лицей №88
г. Екатеринбург
Внеурочное занятие.
Создание коллективного исследовательского проекта.
Паспорт проекта
Название проекта: «Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли».
Руководитель: Легаева О.П.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир.
Цель: формирование у учащихся навыков исследовательского поведения как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Предполагаемые результаты:
предметные: формирование представления об исследовательской деятельности, создание исследовательского проекта, оформление его в виде презентации, обучение методам исследования (наблюдение, эксперимент), освоение доступных способов изучения природы, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
метапредметные: развитие исследовательских способностей (умение ставить перед собой цель, выдвигать гипотезу, планировать собственную деятельность, отбирать необходимую информацию, применять на практике школьные знания, проводить анализ результатов своей деятельности), осмысление правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться).
личностные: активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося), развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Необходимое оборудование: семена белой и красной фасоли, горшочки для посадки семян, грунт, салфетки, блюдца, линейка.
Предполагаемый продукт: создание каждой группой презентаций на основе опытов и наблюдений за проращиванием семян фасоли.
Ход работы.
1 этап.
Знакомство учащихся с темой проекта, совместное определение цели, выдвижение гипотезы.
Тема: «Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли».
Цель: определить, как различные условия окружающей среды влияют на проращивание семян фасоли.
Задачи:
выбор и создание условий для проведения эксперимента;
подбор и замачивание семян фасоли двух видов;
наблюдение за проращиванием семян в разных условиях;
определение того, как влажность температура и свет влияют на быстроту проращивания семян.
Гипотеза: семена фасоли прорастут лучше там, где достаточно тепла, влажности и света. Исключение одного из условий отрицательно повлияют на ход эксперимента.
На данном этапе происходит деление обучающихся (по желанию) на четыре группы по пять человек в каждой.
Замачивание семян фасоли (по десять штук каждого сорта), выбор условий для их проращивания определяется жеребьевкой:
подоконник, где достаточно света, тепла;
горячая батарея, где достаточно света, избыток тепла;
темный шкаф, где нет света, достаточно тепла;
холодильник, где нет света, нет тепла.
Каждая группа отвечает за свои условия проращивания семян, поддерживая необходимую влажность салфетки, в которой находятся семена.
2 этап.
Учащиеся работают в группах, ежедневно самостоятельно анализируют результаты наблюдений за семенами фасоли в конкретных условиях, выбирают лучшие семена для посадки, заполняют карточку исследователя. (см. Приложение.)
План анализа результатов эксперимента.
- Каковы условия для проращивания семян фасоли?
- Сколько требовалось влаги (много, мало)?
- Когда появился первый росточек красной фасоли?
- Когда появился первый росточек белой фасоли?
- Сколько проросло семян красной фасоли?
- Сколько проросло семян белой фасоли?
- Какова длина самого маленького ростка?
- Какова длина самого длинного ростка?
- Какой сорт фасоли пророс лучше всего?
3 этап (через 5 дней).
Подведение промежуточных итогов, работа в группах.
- В каких условиях проросло больше всего семян?
- Как на это влияли температура, свет, влага?
- Где же лучше всего проращивать семена? Почему?
- Эти условия пригодны только для фасоли или и других семян?
- Зависит ли быстрота появления ростка от сорта семян?
Формулирование вывода.
Результаты заносятся в таблицу.
Условия
Требуется влаги
Проклюнулось семян через 5 дней
Сорт фасоли
Самый длинный, короткий росток
Подоконник
много
одно
красная
0,5см
Батарея
много
нет
-
-
Шкаф
мало
все
красная, белая
1,2см/0,5см
Холодильник
очень мало
одно
белая
0,2см
Вывод: для проращивания семян большее значение имеет умеренное наличие тепла и влаги, свет и сорт фасоли не являются обязательным условием для проращивания семян.
Каждая группа выбирает лучшее семя того или другого сорта для посадки, после чего высаживает семена в грунт.
4 этап (через 10 дней).
Продолжение работы в группах. Ежедневное наблюдение за ростом посаженной фасоли, определение, из какого семени вырастет самое крепкое растение. Не забываем о поливе. Условия выращивания – подоконник.
Подведение итогов.
- Через сколько дней появился посаженный росток?
- Как он выглядит (крепкий/тоненький, яркий/бледный)?
- Что повлияло на всходы семян?
Формулирование вывода.
Результаты заносятся в таблицу.
Условия
Появление ростка после посадки
Характеристика ростка через 10 дней
Подоконник
через 5 дней
тоненький яркий
Шкаф
через 4 дня
тоненький яркий
Холодильник
через 6 дней
крепкий яркий
Вывод: Выдерживание семян в холоде позволяет получить всходы несколько позже, чем проращивание их в других условиях, но ростки сильнее и крепче.
- Почему? ( Ответ необходимо найти группам в различных источниках информации.)
Возможный ответ:
«От плохого семени не жди доброго племени» - гласит народная мудрость, что дает нам веское основание, заботясь о будущем урожае, готовить семена овощных культур к посеву. В последние годы все большее распространение у огородников получает предпосевная термическая обработка семян овощных культур. Она не только помогает искоренить внутреннюю инфекцию и значительно ускоряет прорастание семян, но и в значительной степени способствует изменению биологических особенностей растений. Но следует учитывать, что режимы термообработки семян сильно отличаются друг от друга в зависимости от вида культуры.
5 этап.
Создание каждой группой презентации по результатам исследовательской деятельности (форма отчета по выбору).