Искусство художественной иллюстрации на уроках литературы
Искусство художественной иллюстрации на уроках литературы
Когда ребята иллюстрируют, они познают значительно глубже содержание произведения, а персонажи становятся им ближе и понятнее. Иллюстрирование учащимися произведений художественной литературы и их рассказ о своем видении образа - это лучшие уроки по развитию речи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство художественной иллюстрации на уроках литературы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 47 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Учитель русского языка и литературы
Клочко Рема Никитична
Высшая категория, старший учитель
Искусство художественной иллюстрации на уроках литературы.
В идейно-эстетическом воспитании учащихся, в развитии их образного мышления важная роль принадлежит искусству художественной иллюстрации.
В.А. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание в школе есть фактически не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Эти слова в равной мере относятся и к изобразительному искусству.
Одним из методических приемов для углубленного восприятия учениками
художественного произведения является детская иллюстрация к нему.
Ученику на первых ступенях литературного образования легче выразить свое переживание не в слове, а в рисунке. Учащимся можно предложить иллюстрировать события сюжета, пейзажные описания, героев, интерьер. Чтобы выполнить такие задания, ученик должен очень внимательно перечитать текст, к которому готовит иллюстрации, почувствовать и осознать настроение, которое вызывает словесная картина, а потом изобразить ее на бумаге.
Вот как пятиклассники иллюстрировали «Муму» И.С. Тургенева. Дано задание: «Нарисуйте, что мог видеть Герасим, возвращаясь в деревню». Дети изобразили просторы полей, по которым пролегла широкая дорога, луг, речку, свободно и широко бегущую из одного конца листа бумаги в другой.
В их работах много света и простора, много красок. Но вот рисунок, трогающий и одновременно вызывающий недоумение: лист бумаги ровно покрыт глубоким синим цветом, а вверху, чуть в сторону от-центра,- маленькая «галочка», «птичка», вроде. той, какой учитель обозначает на полях пунктуационные ошибки.
Такой рисунок требует «защиты». Учитель предлагает ученику
объяснить, что он хотел сказать своим рисунком, и слышит:
-Герасим пережил очень трудные минуты. Теперь ему ничего не страшно,
он не боится Барыни. Он теперь свободный человек. Когда идет домой,
он видит небо - чистое и свободное. На нем нет ни одного облака,
никакого оттеночка, у него нет конца, оно чистое и свободное. А в небе –
жаворонок...
Герасим все это видит, потому что он сам свободен. Ему хорошо на
свободе, как жаворонку в небе, а раньше он был будто в клетке.
Эмоционально пережив прочитанное, выразив это переживание (и
одновременно - понимание) в цвете и композиции рисунка, ученик
обретает слово, которое ему сразу бы не далось.
Изобразительно - выразительные средства тургеневского текста дали толчок рабочие воображения, воплотились в зрительные образы. Рассказ ученика о своей «картине» показывает, что зрительные впечатления не стали самоцелью, а сразу преобразились в отношение к герою рассказа, его понимание и оценку.
А вот в том же 5-ом классе учащиеся иллюстрировали повесть А.С. Пушкина «Дубровский». Особое внимание привлекла иллюстрация к эпизоду «Похороны отца». Она отличается глубиной чувств, проникновенным лиризмом, исключительной выразительностью и в этом отношении очень «созвучна» произведению поэта.
Защищая иллюстрацию, ученик рассказывает:
- На иллюстрации изображены похороны отца Дубровского.
Знакомая по описанию поэта Кистеневская роща. Владимир и трое слуг
несут гроб. За ними несколько крестьян. Старуха с мальчиком. Высокий
пожилой мужчина. Рядом молодой парень.
При первом взгляде на рисунок мы видим скромный уголок земли,
осенний мотив покоя и тишины. Настроение грусти усиливается
однообразным ритмом идущих людей, склоненных фигур. Дорога
медленно поднимается в гору, затрудняя людям и без того нелегкий путь.
Немногочисленная процессия изображена на фоне темной полосы
кустарника. Дубровского и слуг, несущих гроб, ученик помещает в самый
центр рисунка, но слуг почти не видно. Они закрыты силуэтами берез.
Только фигура Владимира видна полностью. Она помещена в просвете
берез и как бы обрамлена их белыми стволами.
Иллюстрация немногословна. В ней все продумано, поставлено на свое
место.
А вот как ученики иллюстрировали поэму Н.А. Некрасова «Мороз Красный нос». Одно из домашних заданий - нарисовать Дарью, передав в рисунке главное во внешности и характере героини, подготовиться к «защите своей иллюстрации».
Конечно, работы были всякие. Оценивалось не столько
профессиональное качество рисунка, сколько то, что ученик изобразил,
что хотел этим сказать, какие слова поэмы проиллюстрировал, как
продумал свой ответ.
Все иллюстрации выставляются в классе. На одной из них «Дарья среди
золотых снопов» (героиня в ярком сарафане, в высоком кокошнике,
золотые косы на груди, золотой серп в руке). И краткое (2-3 минуты)
устное объяснение- «защита рисунка»: «Дарья среди золотых снопов мне
ей в последние минуты жизни...». А вот Дарья на зеленом лугу крутится в
танце. Снова рисунок - все та же Дарья, но низко наклонилась над
лучиной.
Шьет саван мужу. Ученик выполнил работу в черно-белом цвете.
Рисунков много: «Дарья у прялки», «Дарья останавливает коня на скаку»,
«Дарья перед несжатой полосой» и т. д.
Любопытным примером читательской фантазии учащихся 8-10 класса послужила иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Ученик на одном листе воспроизводит образ Мцыри, важнейший эпизод
поэмы- бой с барсом и здесь же рисует образ молодой грузинки и горца
на коне.
Образ Мцыри дан крупным планом и занимает большую половину листа.
Лицо юноши бледно, взгляд печален, глаза широко открыты, словно
перед его взором проходят картины прошлого:
...и как сон,
Все это смутной чередой
Вдруг пробегало предо мной...
В правом нижнем углу иллюстрации изображен бой Мцыри с барсом.
Юноша в страстном порыве бросился на разъяренного зверя и воткнул
ему в пасть «рогатый сук». Самый напряженный и драматический эпизод
поединка Мцыри с барсом становится содержанием этого фрагмента
иллюстрации:
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружие... Он завыл,
Рванулся из последних сил…
Второй фрагмент иллюстрации посвящен изображению молодой грузинки. Ее образ помещен в левом, противоположном от Мцыри, углу листа. Высокая, гибкая, стройная фигура девушки женственна и обаятельна. Ее поступь грациозна, лицо задумчиво.
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу...
Силуэт девушки смещен к самому краю плоскости листа. Она идет
плавной неторопливой походкой. Еще мгновение, и она исчезнет. И
юноша с тоской смотрит ей в след, как бы используя последнюю
возможность видеть ее.
"На третьем фрагменте иллюстрации воспроизведен всадник на лихом коне. По замыслу художника, это, очевидно, отец Мцыри. Он повернул голову к Мцыри и обращается к нему приветственным жестом высоко поднятой руки. Рисунок невольно вызывает в памяти проникновенные строки поэмы:
А мой отец! Он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон и блеск ружья,
И гордый, непреклонный взор...
"Таким образом, ученик в одной иллюстрации воспроизвел несколько узловых эпизодов поэмы, объединив их общим художественным замыслом.
С помощью выполненных учащимися иллюстраций можно проверить знание текста художественного произведения. Так;при изучении рассказа Л.Н. Толстого «После бала» учащимся было дано задание: «Нарисовать особенно запомнившийся эпизод». Рисунков было много. Например, к иллюстрации «Сквозь строй» классу можно предложить такие вопросы:
- Какой эпизод рассказа положен в основу иллюстраций?
- Почему именно этот эпизод привлек внимание ученика?
- Как изображен татарин, прогоняемый сквозь строй?
- Почему рисунок так вытянут по горизонтали? (строй солдат кажется
бесконечным; создается впечатление, что не будет конца ударам,
опускаемым на спину татарина).
Или же, узнайте по иллюстрациям эпизоды, подберите к ним слова из
произведения.
Узнайте персонажей произведения по иллюстрациям. Опишите этих
Героев согласно тексту.
Какие ошибки допустил ученик на иллюстрации? Исправьте их,
придерживаясь текста.
Когда ребята иллюстрируют, они познают значительно глубже
содержание произведения, а персонажи становятся им ближе и понятнее.
Иллюстрирование учащимися произведений художественной литературы
и их рассказ о своем видении образа - это лучшие уроки по развитию