kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра по произведениям Н. В. Гоголя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра по произведениям Н.В.Гоголя.

Цели игры:

  • открыть учащимся своеобразие Н.В. Гоголя как писателя;
  • подготовить и провести среди учащихся 9-ых классов гимназии интеллектуальную игру, посвященную творчеству Н.В. Гоголя.

Задачи:

  • показать художественные особенности произведений и мастерства Н.В. Гоголя (через детали – к идейному содержанию произведения);
  • формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;
  • воспитание любви к родному слову, отечественной литературе.Цели игры:
  • открыть учащимся своеобразие Н.В. Гоголя как писателя;
  • подготовить и провести среди учащихся 9-ых классов гимназии интеллектуальную игру, посвященную творчеству Н.В. Гоголя.

Задачи:

  • показать художественные особенности произведений и мастерства Н.В. Гоголя (через детали – к идейному содержанию произведения);
  • формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;
  • воспитание любви к родному слову, отечественной литературе. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по произведениям Н. В. Гоголя»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ №1







РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ПО ТВОРЧЕСТВУ Н.В. ГОГОЛЯ

(для учащихся 8-9 кл.)





Автор:

Халирбагинова Наида Бадрутдиновна


Должность:

Учитель русского языка и литературы




г. Клин, 2016 г.



Вступительное слово.

Гоголь для каждого времени современен. Сила его в созданных им характерах.

По глубине воплощения жизненной правды, по силе художественных обобщений произведения Гоголя принадлежат к числу наиболее значительных творений не только русского, но и мирового искусства.

Хотя большинство героев писателя далеки от идеала, не являются воплощением лучших человеческих качеств, но их отталкивающая сила направлена на совершенствование жизни и человека.

Интерес к его произведениям не угасает, так как гоголевские герои до сих пор современны. Поэтому я решила обратиться к творчеству Н.В. Гоголя.

Из письма к матери в 1828г.: « Я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно. Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый; в другом – угрюмый, задумчивый, неотёсанный и проч.; в третьем – болтлив и докучлив до чрезвычайности; у иных умен – у других глуп. И обязательное гонение света». Гоголь верит в своё высокое предназначение. У него очень странные фантазии относительно своей личности – от повара до министра юстиции. Гоголь не знает границ реальности.

Изучая творчество Н.В. Гоголя, мы познакомились с его произведениями.

Легенды, сказки, поверья и реальная жизнь народа с её национальным колоритом предстали перед нами в повести «Ночь перед Рождеством». Совершенно другой Гоголь в произведениях «Тарас Бульба», «Ревизор», в поэме «Мёртвые души».

На основе этих произведений составлена интеллектуальная игра «Умники и умницы».



Цели игры:

  • открыть учащимся своеобразие Н.В. Гоголя как писателя;

  • подготовить и провести среди учащихся 9-ых классов гимназии интеллектуальную игру, посвященную творчеству Н.В. Гоголя.


Задачи:

  • показать художественные особенности произведений и мастерства Н.В. Гоголя (через детали – к идейному содержанию произведения);

  • формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;

  • воспитание любви к родному слову, отечественной литературе.


Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

Ю. Левитанский


СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

  1. Представляем жюри.

  2. Начинаем игру.

  3. Приглашаем учащихся.

Игра начинается с Пролога.

Пролог

1 конкурс

Ведущий:

Найти соответствия.

1) галушки а) пышки

2) пампушки б) обозники, едущие в Крым за солью

3) сластены в) клецки

4) чумаки г) кушанье из теста

Ответы: 1 – в, 2 – г, 3 – а, 4 – б.


2 конкурс: Конкурс красноречия

Ведущий:

1 апреля 1809г. в небольшом имении Гоголей – Яновских в Миргородском уезде Полтавской губернии в селе Васильевка родился будущий писатель Н.В. Гоголь.

В течение 1 минуты вам предстоит проявить свои ораторские способности на тему: « Что значит для меня это имя».

Жюри подводит итоги (дорожки определяются по результатам двух конкурсов)


I этап

Так как произведения Н.В. Гоголя и герои до сих пор современны, покажем какие мы внимательные читатели.

Темы первого агона:

1. «Достойное осмеяние всеобщего…».

2. «Добродушный юмор и добродушное веселье».

3. Героическая повесть.


Вопросы I темы

1.Когда он впервые почувствовал опасность, побудившую собрать городских чиновников?

Ответ: Он [Городничий] увидел сон.

Городничий говорит: «Я как будто предчувствовал несчастье. Мне всю ночь снились какие-то две необычные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины, пришли, понюхали – и пошли прочь. Что-то не так», - подумал я (д.1.явл. 1).

2. «Эка бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!». О ком говорится в этой реплике?

Ответ: о Хлестакове.

3. «Так как я знаю за тобой, как за всяким водятся грешки, потому что человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки». О ком речь?

Ответ: о городничем


Вопросы II темы

1. Кому принадлежала «невыразимо приятная усмешка, прожигавшая душу»

Ответ: Оксана.

2. Зачем Вакула отправился к Пузатому Пацюку?

Ответ: Хотел с его помощью найти дорогу к чёрту.

3. В чём состоит грех Вакулы?

Ответ: Он хотел погубить свою душу и воспользоваться помощью нечистой силы.


Вопросы III темы

1. Перед вами букварь? Что вы сделаете с ним?

Ответ: «Он [Остап] 4 раза закапывал букварь в землю и 4 раза, отодравши [меня]… бесчеловечно, мне покупали новый. Я закопал бы его и в 5 раз, да отец пригрозил, что продержит меня в монастырских служках 20 лет и я не увижу Запорожья вовеки, если не выучусь в академии всем наукам».

2.Что смущало вас в пути и заставляло задумчиво опустить голову?

Ответ: Остап был душевно тронут слезами бедной матери.


II этап

Темы второго агона:

1.Товарищество.

2.Золотые россыпи.

3.Немногое о многом.


Вопрос I темы

1.Что такое товарищество и отчизна для Андрия?

Ответ: «А что мне отец, товарищи и отчизна?- сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой.- Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого!- повторил он тем же голосом и сопроводив его тем же движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого.- Кто сказал, что моя отчизна Украйна! Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока не станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет её оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»



Вопрос II темы

1. «Да разве найдутся на свете такие огни, мухи и такая сила, которая пересилила русскую силу». Когда, в каком произведении встречаются такие строки?

Ответ: Тарас объят пламенем. Казнь Тараса, когда он вернулся за люлькой.





Вопрос III темы

1. Цензор не хотел, чтобы поэма Гоголя воспринималась как эпическое повествование о жизни России – и к названию «Мёртвые души» красным карандашом добавил…Что добавил цензор?

Ответ: «Похождения Чичикова, или …» ,чтобы поставить творение писателя рядом с книгами развлекательного типа «Похождения гостинодворных сидельцев»


III этап


Темы третьего агона:

  1. «Кушать подано»

  2. «Жизнь до мелочей»

  3. «На чьём дворе мы оказались»


Ведущий:

«Всё что есть в печи, всё на стол мечи»,- гласит русская пословица, поучая нас быть гостеприимными. А какими яствами угощали Чичикова хлебосольные хозяева поместий. Давайте вспомним. Хотя Чичиков и был убеждён в том, что «приятнейший разговор лучше всякого блюда»

Вопросы I темы

1. «Просто, по русскому обычаю, щи от чистого сердца».

Ответ: Манилов.

2. «Ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки.

Ответ: Собакевич.

3.Блины

Ответ: Коробочки.


Ведущий:

В статье, посвящённой поэме Н.В. Гоголя, великий критик Белинский В.Г. отмечал: «Велико создание «Мёртвых душ», что в нём сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей и им придано общее значение.


Вопросы II темы

1. «Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались ещё кой в чём за иностранцами, то далеко перегнали их в…» В чём же мы «догнали и перегнали» иностранных граждан по мысли Гоголя?

Ответ: В умении “обращаться” то есть общаться друг с другом.

2.В первую минуту разговора с ним – читаем в поэме о Манилове,- не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек». В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь…» Какие же слова просились на язык автора?

Ответ: «Чёрт знает, что такое!».

3. В имении Плюшкина «для всей дворни» была заведена одна – единственная пара обуви, которую надевали слуги, перед тем как зайти в барские покои. Что это за обувь?

Ответ: Сапоги.


Ведущий:

Всем предстоит побывать в имениях героев поэмы.


Вопросы III темы

1.Вошедши во двор, увидели там собак. Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай,..

Ответ: у Ноздрёва.

2. «Были разбросаны по-английски 2-3 клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций, 5-6 берёз небольшими куполами кое-где возносили свои мелколистые жиденькие вершины. Под двумя из них была видна беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».

Ответ: у Манилова.


Финал

Вопросы к зрителям:

1.Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, под каким псевдонимом оно было написано?

Ответ: в 1829г. идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов.

2.Кому принадлежат слова сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»?

Ответ: Императору Николаю I.

3.Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

Ответ: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».


Ведущий: переходим в Эпилог.

Эпилог

Ведущий: в эпилоге вопросы попроще. За правильный ответ даём медали.

Вопросы эпилога:

1.Что спрятал чёрт в карман в повести «Ночь перед Рождеством»?

Ответ: чёрт спрятал месяц.

2.Куда решил отправиться Тарас Бульба с сыновьями сразу же после приезда их домой?

Ответ: в Запорожскую сечь.

3.Чем берёт взятки судья Ляпкин-Тяпкин?

Ответ: борзыми щенками.

4.У кого из героев в поэме «Мёртвые души» глаза «бегали… как мыши»; кто «имел глаза сладкие как сахар»?

Ответ: «бегали» у Плюшкина, «были сладкими» у Манилова.

Подведение итогов.

Интервью

……………………………………………………………………………………….


ПРИЛОЖЕНИЕ

Шуточная викторина по творчеству Н.В. Гоголя

1.Будущий писатель появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весёлый весенний день (по новому стилю). Что это за писатель и что это за день?

(1 апреля 1809 года. 20 марта по старому стилю. Это был Н.В. Гоголь)


2.Какому литератору, намекая на его фамилию, однажды сказали: «Если вы и птица, то небесная!»?

(Н.В. Гоголю)

3.Согласно Даниилу Хармсу, он обожал, переодевшись Солнцем русской поэзии, гулять по Тверскому бульвару, а то и попасться под ноги оригиналу. Назовите обоих.

(Гоголь и Пушкин)


4.О ком Гоголь говорил: «Ничего не предпринимал я, ничего не писал без его совета»?

(Об А.С. Пушкине)


5.Кому Гоголь читал первые главы своего произведения «Мёртвые души»?

(А.С. Пушкину)


6.Назовите автора картины «А.С. Пушкин у Н.В. Гоголя».

(М. Клодт)


7.Смертельно боясь именно этого, Гоголь приказал домашней челяди будить его каждый час, что ухудшило здоровье писателя. Чего же так боялся писатель?

(Уснуть летаргическим сном)


8.Какой дипломат написал предисловие к собранию сочинений Гоголя, изданному в Киеве в 2003 году?

(Черномырдин Виктор Степанович, посол России на Украине)


9.О каком произведении Н.В. Гоголь говорил, что «решил собрать в одну кучу всё дурное, какое... только знал», чтобы «за одним разом» над всем посмеяться?

(О «Ревизоре»)


10. Какому императору принадлежат слова, сказанные после премьеры «Ревизора»: «Ну и пьеска, всем досталось, а мне - больше всех»?

(Николай I)


11.В.Г. Белинский утверждал, что в этой пьесе «нет сцен лучших, потому что нет худших». О какой пьесе он говорил?

(«Ревизор», Н.В. Гоголь)


12.Какую гоголевскую пьесу Проспер Мериме собственноручно перевёл на французский, озаглавив результат «Генеральный инспектор»?

(«Ревизор»)


13.Эпиграфом к какому произведению служит пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?

(«Ревизор» Н.В. Гоголя)


14.Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»?

(Положительным героем этой комедии Гоголь считал смех)


15.Какого героя Гоголь поселил по своему адресу: «В Санкт-Петербурге, в Почтамптскую улицу, в доме под нумером 97-м, поворотя во двор, в третьем этаже направо»?

(Душа Тряпичкин, которому Хлестаков писал письмо)


16.Какой гоголевский персонаж говорил «басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»?

(Судья Ляпкин-Тяпкин)


17.Какая должность была у Сквозник-Дмухановского - персонажа комедии «Ревизор»?

(Городничий)


18.Какому персонажу комедии Гоголя «Ревизор» принадлежат слова: «Александр Македонский - герой, но зачем же стулья ломать»?

(Городничему)


19.Название какого растения стало фамилией попечителя богоугодного заведения из комедии «Ревизор»?

(Земляника)


20.Иван Александрович, приезжий из Петербурга, утверждал, что каждый день на балах играет в вист с самим министром иностранных дел, французским, английским и немецким посланниками. Как фамилия этого приезжего?

(Хлестаков из гоголевского «Ревизора»)


21.Кто из героев Гоголя был «с Пушкиным на дружеской ноге»?

(Иван Хлестаков)


22.Пушкин подарил Гоголю сюжеты пьесы «Ревизор» и этого произведения. Какого?

(«Мёртвые души»)


23.Как называется самая известная поэма Н.В. Гоголя?

(«Мёртвые души»)


24.Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Гоголь?

(Он решил написать три тома, в которых можно было бы показать Русь всесторонне. Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение мошенника Чичикова. Но сделать этого ему не удалось. Второй том писателем был сожжён, а из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои вышли жизненно неубедительными)


25.Кому из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» принадлежит книга, всегда раскрытая на 14-й странице?

(Манилову)


26.Каким непривычным именем Манилов назвал своего старшего сына?

(Фемистоклюс)


27.Какое название плода совпадает с фамилией героини «Мёртвых душ»?

(Коробочка)


28.Хрестоматийный образ русского скряги - это... Кто?

(Плюшкин)


29.Какую фразу Чичикова можно услышать и от картёжника, и от бильярдиста, и от шахматиста? И от любителей шашек, конечно, тоже.

(«Давненько не брал я в руки!..»)


30.Назовите любимые сказки Павла Ивановича Чичикова.

(Ревизские сказки. Именные списки населения России 18 - 1-й пол 19 вв., составлявшиеся во время ревизий.)


31.В какое произведение Гоголя включена «Повесть о капитане Копейкине»?

(В «Мёртвые души»)

32.Какая птица, согласно Н.В. Гоголю, долетит до середины Днепра?

(Редкая. Пингвин - птица редкая. Значит, до середины Днепра долететь должна?!!)


33.«Птица» из «Мёртвых душ» Гоголя - это ...

(Тройка лошадей)


34.Какое название блюда совпадает с фамилией героя «Женитьбы» Гоголя?

(Яичница)


35.На пьедестале памятника Гоголю в Москве писатель Гиляровский изображён в облике этого героя. Какого?

(Тараса Бульбы)


36.Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?

(Матерью)


37.Назовите транспортное средство кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.

(Чёрт)


38.На какой овощ были похожи головы гоголевских Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича?

(На редьку)


39.Название какого проспекта Санкт-Петербурга стало названием повести Гоголя?

(Невского проспекта)


40.По какой повести Гоголя П.И. Чайковский написал оперу?

(«Ночь перед Рождеством», опера «Черевички»)


Библиографический список


1. Архангельский А.Н. Беседы о русской литературе. Конец XVIII – первая половина XIX века. М., 1999.

2. Виноградов И.А. Гоголь – художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. М., 2000.

3. Воропаев В.А. Духом схимник сокрушенный… Жизнь и творчество Н.В. Гоголя в свете Православия. М., 1994.

4. Золотусский И.П. По следам Гоголя. М., 1998.

5. Манн Ю.В. «Сквозь видный миру смех…» Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835. М., 1994.

6. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. М., 1994.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интеллектуальная игра по произведениям Н. В. Гоголя

Автор: Халирбагинова Наида Бадрутдиновна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Методическая разработка интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?» по произведениям Корнея Чуковского "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-intielliektual-noi-ighry-chto-gdie-koghda-po-proizviedieniiam-kornieia-chukovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "241919"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445345633"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Интеллектуальная игра. Литература. 10 класс"
    ["seo_title"] => string(46) "intielliektual-naia-ighra-litieratura-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "292244"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455256084"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "внеклассная работа "
    ["seo_title"] => string(20) "vnieklassnaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "108838"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403873442"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе    " Интеллектуальное казино " "
    ["seo_title"] => string(89) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie-intielliektual-noie-kazino"
    ["file_id"] => string(6) "244566"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445959218"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Статья "Литературные игры" "
    ["seo_title"] => string(28) "stat-ia-litieraturnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "124579"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414745032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства