kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Литературные игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

[Аннотация] В статье рассматривается вопрос об использовании игр на уроках литературы, как способе развития познавательной активности учащихся.

[Ключевые слова] литературная игра, творческая активность, познавательный интерес,  элемент соревнования, активные формы.

 Jeanne A. Yakovleva

LITERARY GAMES AS a WAY of DEVELOPMENT of COGNITIVE ACTIVITY of STUDENTS in the CLASSROOM

[Abstract] describes the use of games in the classroom literature, as a way of development of cognitive activity of students.

[Tags] literary game, creativity, cognitive interest, the competition, the active form.

 На сегодняшний день одна из актуальных проблем – снижение интереса к чтению художественной литературы и тем самым к урокам литературы в целом. Эта проблема не может не волновать учителя-словесника. Каждый учитель стремиться научить своих ребят на уроках литературы думать, правильно говорить, осознанно читать, обоснованно анализировать прочитанное, доказывать свою мысль, делать выводы. И главное – чтобы делали учащиеся всё это с интересом.

Моя главная цель – повысить интерес  к урокам, сделать процесс обучения занимательным, донести до своих учеников слово писателя, научить внимательно читать, понимая происходящее в литературном произведении, заинтересовать так, чтобы ребёнок читал и старался запомнить даже мелочи, создать у детей активность, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Поэтому урок литературы должен быть интересным, разнообразным, ёмким, содержательным. Как же добиться того, чтобы мои уроки приносили ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ для себя я нашла в процессе долгой и плодотворной работы. Пятиклассник, который вступает на новую ступеньку в школьной жизни, продолжает оставаться ребёнком, для которого желанной формой деятельности является игра, значит надо использовать эту форму и для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.

Именно использование игровых технологий способствует развитию познавательной активности обучающихся на уроках. Игры способствуют увлечению детей и создают почву для лучшего восприятия большого материала, развивают познавательные интересы, творческие способности, коммуникативность, способствуют повышению самооценки.

Я убедилась, что на таких уроках ребята  более активны. Даже те ученики, которые неохотно учатся, работают с большим увлечением.

В своей работе я использую разнообразные игровые формы. Одной из любимой форм среди учащихся являются викторины, так как они позволяют ощутить дух соревнования. Используя их на уроке, добиваюсь внимательного прочтения текста и его полный анализ. Например:

- викторина «Волшебные слова» (вспомни, кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотенью!»)

- «Удивительные превращения» (в кого превращался великан-людоед из сказки Ш.Перро).

- «Волшебное средство» (чтобы ты попросил у девочки Жени из сказок В.Катаева).

- «Трудный путь» (на чём или на ком совершили необыкновенное путешествие Дюймовочка из норы крота в тёплые страны, доктор Айболит и его друзья в Африку).

- «Друзья» (кто из литературных персонажей был другом Герды).

- «В мире приключений» (кто из литературных героев двадцать восемь лет провёл на необитаемом острове).

- «Красная, синяя, чёрная» (какое слово надо поставить вместо многоточия – волшебная повесть А.Погорельского «Чёрная…»).

- литературная викторина «Путешествие по сказкам».

В своей практике использую лингвистические конкурсы, которые помогают развивать речь учащихся, их творческие способности.

В игровой форме в 5 классе повторяем тему «Русские народные сказки». Учащимся предлагается отправиться в сказочное путешествие в стольной Сказоград, где вместо со Сказательницей они обобщат и закрепят раннее изученное о русских народных сказках, их композиционных и художественных особенностях. Данный урок способствовать развитию смекалки, логического мышления, внимания, воображения.

Одной из форм, где учащиеся демонстрируют свои литературные знания, а также творческие возможности, являются ребусы. На первых этапах такие ребусы предлагаю детям сама, а в дальнейшем учащиеся составляют их сами. Проводим чемпионаты кроссвордистов.

Кроссворд «Волшебный квадрат» (для 9-11 классов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий просит ребят вписать в «Волшебный квадрат» слова, располагая их по вертикали, так чтобы потом в строке, расположенной горизонтально, можно было прочесть название одного из основных видов искусства.

1.     Вид тропа: И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

В больших сапогах,

В полушубке овчинном,

В больших рукавицах. А сам с ноготок…

2.     Художественный приём: Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной…

3.     Драматический жанр, построенный на трагическом конфликте.

4.     Первый сборник стихов этого поэта, «Радуница» (1961), был воссторжено принят критикой, обнаружившей юную непосредственность и природный вкус его создателя. Назовите автора стихов.

5.     Произведение, посвящённое памяти умерших.

6.     Назовите трёхсложный размер стихосложения, применённый Н.А.Некрасовым:

Поживёшь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна, и легка…

7.     Угадайте автора следующих строк.

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые –

Его призвали все благие,

Как собеседника на пир;

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

8.     Двадцать первая буква русского алфавита восходит по написанию к греческой γ (ипсилон); в кириллице ей соответствует цифровое значение – 400.

9.     Литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором внимание автора сосредоточено на отдельной личности, её отношении с окружающим миром, становлении характера и самосознания.

10.  Определите размер стихосложения строк Некрасова:

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз…

Кроссворд «Литературная лесенка (для 7-10 классов), «Волшебная цепочка» (9-11 классов), «Алфавит» (для 9-11 классов), «А как там у Крылова?» (для 5-8 классов).

Учащиеся 5-8 классов совершают заочные путешествия по литературным местам, в которых становятся участниками или очевидцами событий. Старшеклассники самостоятельно создают презентации и выступают в качестве экскурсоводом, проводя обзорные экскурсии в родовое имение И.С.Тургенева Спасско-Лутовиново, дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, музей Н.С.Лескова.

Одной из составной частью литературных конкурсов, требующих не только знания произведения, но  и воображение, фантазию являются ролевые игры. Здесь идёт деление на команды, что развивает и воспитывает чувство коллективизма. Так,  после изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» учащиеся получают задание: объединиться в «семьи», выбрать помещика, от которого необходимо сбежать, и нового владельца, к которому бы они хотели попасть. Данная игра позволяет сделать урок динамичным и интересным.

Ценность такого приёма, как «живая картина», определяется тем, что он помогает детям увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение, обеспечивает яркость внешних представлений, отождествляет с героями, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отражённого в книге. Учащимся предлагаю изобразить эпизод текста, чтобы можно было угадать автора и произведение.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно. Для работы использую игры «Визитные карточки», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Продолжением такой творческой работы становятся литературные вечера, гостиные, организуемые во внеурочное время.

Применение игр в работе даёт хорошие результаты, способствует повышению познавательной активности учащихся, воспитывает интерес к уроку, предмету.

Библиографический список

Н.Е.Смирнова, Н.Н.Ципенко. Игровые уроки. Русские и зарубежные писатели. М: НЦ ЭНАС, 2003.

Журнал-сборник  «Читаем, учимся, играем» за 2007 г.

Науно-методический журнал. Русский язык и литература за 2010 г.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Литературные игры" »

Литературные игры как способ развития познавательной активности учащихся на уроке

Жанна Алексеевна Яковлева

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

[Аннотация] В статье рассматривается вопрос об использовании игр на уроках литературы, как способе развития познавательной активности учащихся.

[Ключевые слова] литературная игра, творческая активность, познавательный интерес,  элемент соревнования, активные формы.

 Jeanne A. Yakovleva

LITERARY GAMES AS a WAY of DEVELOPMENT of COGNITIVE ACTIVITY of STUDENTS in the CLASSROOM

[Abstract] describes the use of games in the classroom literature, as a way of development of cognitive activity of students.

[Tags] literary game, creativity, cognitive interest, the competition, the active form.

 На сегодняшний день одна из актуальных проблем – снижение интереса к чтению художественной литературы и тем самым к урокам литературы в целом. Эта проблема не может не волновать учителя-словесника. Каждый учитель стремиться научить своих ребят на уроках литературы думать, правильно говорить, осознанно читать, обоснованно анализировать прочитанное, доказывать свою мысль, делать выводы. И главное – чтобы делали учащиеся всё это с интересом.

Моя главная цель – повысить интерес  к урокам, сделать процесс обучения занимательным, донести до своих учеников слово писателя, научить внимательно читать, понимая происходящее в литературном произведении, заинтересовать так, чтобы ребёнок читал и старался запомнить даже мелочи, создать у детей активность, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Поэтому урок литературы должен быть интересным, разнообразным, ёмким, содержательным. Как же добиться того, чтобы мои уроки приносили ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ для себя я нашла в процессе долгой и плодотворной работы. Пятиклассник, который вступает на новую ступеньку в школьной жизни, продолжает оставаться ребёнком, для которого желанной формой деятельности является игра, значит надо использовать эту форму и для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.

Именно использование игровых технологий способствует развитию познавательной активности обучающихся на уроках. Игры способствуют увлечению детей и создают почву для лучшего восприятия большого материала, развивают познавательные интересы, творческие способности, коммуникативность, способствуют повышению самооценки.

Я убедилась, что на таких уроках ребята  более активны. Даже те ученики, которые неохотно учатся, работают с большим увлечением.

В своей работе я использую разнообразные игровые формы. Одной из любимой форм среди учащихся являются викторины, так как они позволяют ощутить дух соревнования. Используя их на уроке, добиваюсь внимательного прочтения текста и его полный анализ. Например:

- викторина «Волшебные слова» (вспомни, кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотенью!»)

- «Удивительные превращения» (в кого превращался великан-людоед из сказки Ш.Перро).

- «Волшебное средство» (чтобы ты попросил у девочки Жени из сказок В.Катаева).

- «Трудный путь» (на чём или на ком совершили необыкновенное путешествие Дюймовочка из норы крота в тёплые страны, доктор Айболит и его друзья в Африку).

- «Друзья» (кто из литературных персонажей был другом Герды).

- «В мире приключений» (кто из литературных героев двадцать восемь лет провёл на необитаемом острове).

- «Красная, синяя, чёрная» (какое слово надо поставить вместо многоточия – волшебная повесть А.Погорельского «Чёрная…»).

- литературная викторина «Путешествие по сказкам».

В своей практике использую лингвистические конкурсы, которые помогают развивать речь учащихся, их творческие способности.

В игровой форме в 5 классе повторяем тему «Русские народные сказки». Учащимся предлагается отправиться в сказочное путешествие в стольной Сказоград, где вместо со Сказательницей они обобщат и закрепят раннее изученное о русских народных сказках, их композиционных и художественных особенностях. Данный урок способствовать развитию смекалки, логического мышления, внимания, воображения.

Одной из форм, где учащиеся демонстрируют свои литературные знания, а также творческие возможности, являются ребусы. На первых этапах такие ребусы предлагаю детям сама, а в дальнейшем учащиеся составляют их сами. Проводим чемпионаты кроссвордистов.

Кроссворд «Волшебный квадрат» (для 9-11 классов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий просит ребят вписать в «Волшебный квадрат» слова, располагая их по вертикали, так чтобы потом в строке, расположенной горизонтально, можно было прочесть название одного из основных видов искусства.

1.     Вид тропа: И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

В больших сапогах,

В полушубке овчинном,

В больших рукавицах. А сам с ноготок…

2.     Художественный приём: Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной…

3.     Драматический жанр, построенный на трагическом конфликте.

4.     Первый сборник стихов этого поэта, «Радуница» (1961), был воссторжено принят критикой, обнаружившей юную непосредственность и природный вкус его создателя. Назовите автора стихов.

5.     Произведение, посвящённое памяти умерших.

6.     Назовите трёхсложный размер стихосложения, применённый Н.А.Некрасовым:

Поживёшь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна, и легка…

7.     Угадайте автора следующих строк.

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые –

Его призвали все благие,

Как собеседника на пир;

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

8.     Двадцать первая буква русского алфавита восходит по написанию к греческой γ (ипсилон); в кириллице ей соответствует цифровое значение – 400.

9.     Литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором внимание автора сосредоточено на отдельной личности, её отношении с окружающим миром, становлении характера и самосознания.

10.  Определите размер стихосложения строк Некрасова:

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз…

Кроссворд «Литературная лесенка (для 7-10 классов), «Волшебная цепочка» (9-11 классов), «Алфавит» (для 9-11 классов), «А как там у Крылова?» (для 5-8 классов).

Учащиеся 5-8 классов совершают заочные путешествия по литературным местам, в которых становятся участниками или очевидцами событий. Старшеклассники самостоятельно создают презентации и выступают в качестве экскурсоводом, проводя обзорные экскурсии в родовое имение И.С.Тургенева Спасско-Лутовиново, дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, музей Н.С.Лескова.

Одной из составной частью литературных конкурсов, требующих не только знания произведения, но  и воображение, фантазию являются ролевые игры. Здесь идёт деление на команды, что развивает и воспитывает чувство коллективизма. Так,  после изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» учащиеся получают задание: объединиться в «семьи», выбрать помещика, от которого необходимо сбежать, и нового владельца, к которому бы они хотели попасть. Данная игра позволяет сделать урок динамичным и интересным.

Ценность такого приёма, как «живая картина», определяется тем, что он помогает детям увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение, обеспечивает яркость внешних представлений, отождествляет с героями, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отражённого в книге. Учащимся предлагаю изобразить эпизод текста, чтобы можно было угадать автора и произведение.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно. Для работы использую игры «Визитные карточки», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Продолжением такой творческой работы становятся литературные вечера, гостиные, организуемые во внеурочное время.

Применение игр в работе даёт хорошие результаты, способствует повышению познавательной активности учащихся, воспитывает интерес к уроку, предмету.

Библиографический список

Н.Е.Смирнова, Н.Н.Ципенко. Игровые уроки. Русские и зарубежные писатели. М: НЦ ЭНАС, 2003.

Журнал-сборник  «Читаем, учимся, играем» за 2007 г.

Науно-методический журнал. Русский язык и литература за 2010 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Литературные игры"

Автор: Яковлева Жанна Алексеевна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Сценарий литературной игры "По следам сказок Шарля Перро""
    ["seo_title"] => string(63) "stsienarii_litieraturnoi_ighry_po_sliedam_skazok_sharlia_pierro"
    ["file_id"] => string(6) "367752"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481298488"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Литературная игра "Сказки Д.Р. Киплинга" "
    ["seo_title"] => string(41) "litieraturnaia-ighra-skazki-d-r-kiplingha"
    ["file_id"] => string(6) "111398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407424711"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Литературная игра "КВН сказок""
    ["seo_title"] => string(31) "litieraturnaia-ighra-kvn-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "311444"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459193036"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Статья "Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_khudozhiestvienno_riechievaia_dieiatiel_nost_doshkol_nikov_kak_sriedstvo"
    ["file_id"] => string(6) "397043"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488392797"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Презентация к литературной познавательной игре "Кто хочет стать отличником?" (по творчеству и биографии И.А.Крылова)"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_literaturnoi_poznavatelnoi_igre_kto_khochet_stat_otlichnikom_po_"
    ["file_id"] => string(6) "503807"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1553022124"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства