Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы: коммуникативной; языковой и лингвистической; культуроведческой.
Задача: создать комплект информационных дидактических материалов по русскому языку и литературе, обеспечивающий формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций обучающихся.
Смысл современного образования
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания.
Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных учёных (В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, А. В. Хуторской, С. Е. Шитов и др.), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.
Шитов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4.
Ключевая компетентность
Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере.
Применительно к школьникам ключевые компетенции – это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей («ученик», «абитуриент», «студент», «субъект общения», «гражданин», «потребитель», «работник-специалист» и др.).
Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
Компетенция и компетентность
Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности[2].
В словаре В. М. Полонского даётся следующее определение: «Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы»[1].
1. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.
2. Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
Компетентностный подход
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях.
В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:
ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия);
общепредметные (касающиеся нескольких предметов);
предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всестороннеразвитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических норм согласования, управления, построения предложений разных видов.
Лингвистическая компетенция – обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения обучающихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Коммуникативная компетенция – предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Формирование всех выше перечисленных компетенций происходит и на уроках литературы.
«Действительно жить – это значит жить, располагая информацией». Это высказывание Н. Винера особенно актуально в наше время, когда на каждого человека, а на ученика тем более, обрушивается масса информации из различных источников. Информатизация всё более осознаётся как важнейший педагогический ресурс. Стали очевидными требования современной действительности уметь пользоваться образовательной или другой необходимой информацией, т. е. добывать её, воспринимать, применять на практике.
Развитию названных компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.
Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объём школьного учебника
Крючкова О. В. Комплексная информатизация образования [Текст] / О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с.
На разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Презентации отражают не только основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, но и содействуют решению задач конкретного урока. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. С помощью презентаций предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока.
Используя возможности интерактивной доски, работу можно разнообразить: либо это будет устное проговаривание пропущенных орфограмм (что значительно экономит время), либо будет появляться заранее приготовленный правильный ответ, либо с помощью ручки или маркера во время демонстрации слайда будет вписываться ответ. Попутно есть возможность расширять знания о родном крае: истории освоения Сибири, населённых пунктов, первых жителях, архитектуре, полезных ископаемых, растительном и животном мире.
На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных таблиц. Они могут состоять и из иллюстраций к произведениям.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.
Создание и применение на уроках электронных презентаций требует от преподавателя продумывания хода урока, учёта специфики конкретного класса, учебной темы.
а уроках литературы с помощью фонотеки, слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов.
На сегодня создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе. Он включает в себя уроки-презентации по русскому языку и литературе, интерактивные таблицы, дополнительный справочный материал по творчеству писателей. Имеются в наличии:
Электронная библиотека текстов «Хрестоматия школьника»;
Курс русского языка «Электронный репетитор-тренажёр»;
Русский язык 11 класс Интерактивный курс для школьников;
Репетитор по русскому языку «Орфографический диктант»;
Репетитор по русскому языку «Кирилла и Мефодия»;
Собрание русской литературы «От Нестора до Маяковского»;
Аудиобиблиотека школьника: С. А. Есенин, М. И. Цветаева, И. Бродский.
Вывод
Исходя из изложенного, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, повышать темп урока.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}