Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Формирование коммуникативной
компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы»
учитель русского языка и литературы Нерсесян А.Л
из опыта работы.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний быстро возрастает уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и учебной информации.
Необходимо научить школьников учиться, подготовить их к самостоятельному овладению знаниями. Немаловажная роль в достижении этой цели принадлежи формированию коммуникативной культуры. Если обратиться к толковому словарю, то:
- коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность в широком интенсивном общении.
На основе проработанной методической и психолого-педагогической литературы мною были разработаны следующие критерии оценки коммуни кативной культуры:
Речевая коммуникация:
- умение подчинить свое высказывание определенной теме и основной мысли, составить план высказывания, отобрать материал, касающийся высказывания;
- умение сбора информации из разных источников и его систематизация, соблюдение композиционной формы высказывания, стилевого единства, умение строить устное публицистическое высказывание .
Организационная коммуникация:
- умение влиять на товарища для успешного разрешения определенных задач и достижения конкретных;
- стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы;
Социальная коммуникация:
- чувство уверенности в себе и умение выступать перед аудиторией;
- способность к диалогу как межличностному, так и к групповому;
- умение поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в сложной жизненной ситуации.
Критерии сформированности коммуникативных навыков у учащихся:
1 уровень – умеют с помощью учителя;
2 уровень – по памяти, применяя алгоритм;
3 уровень – умеют применять в измененной ситуации;
4 уровень – умеют применять в проблемной ситуации.
Формированию коммуникативной культуры способствуют уроки, на которых:
- эффективно используется этап постановки целей и задач урока, стимулирующий учащихся на постановку своих целей;
- используется групповая форма работы; проговаривание вслух, организация делового общения в ходе самостоятельных работ, работа в парах;
- учителя обучают детей контролю и оценке поведения, уделяют внимание контролю и оценке поведения, демонстрируют этику поведения, прививают достаточные навыки коммуникации.
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали хорошие и отличные отметки? Но всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации к обучению, да и содержание образовательных программ стремительно усложняется по всем учебным предметам.
Перед учителем встает проблема: «Как научить каждого, ведь они такие разные?» Не надо спорить, с утверждением, что все дети талантливы. Так оно и есть, Просто кого-то из них не растормошили, не доучили.
Хочется напомнить пронизанные болью слова великого гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери, обращенные ,похоже, к каждому из нас: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который быть может жил в тебе когда-то ».
Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития коммуникативных навыков и мыслительных способностей детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться тому, чему мы, взрослые, уже перестали радоваться. Как часто мы отмахиваемся от детских вопросов: «Что это? Как? Почему?» постепенно превращая детские души в нечто скучное, непробиваемое. Именно поэтому такие любознательные, восприимчивые первоклашки, уже к 5 классу теряют
интерес к знаниям и с каждым годом он становится ниже, и ууже в выпускных классах мы видим у части выпускников низкую речевую коммуникацию.
Если дети теряют интерес к учебе, которым они отличались до поступления в школу, конечно, можно обвить семью, окружающую среду, но, по- моему объяснение этому нужно искать в школе, в применяемых методах обучения.
Неудачи, с которыми надо бороться во время обучения в школе легче всего предотвратить от 6 до 10 лет – это критическая точка отсчета. Если ребенок то и дело терпит неудачи в течение первых лет обучения, то к 10-летнему возрасту от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадет и ребенок свыкнется с неудачами.
До 10-летнего возраста положительный школьный опыт может благотворно сказаться на достижении успеха. Но при переходе в основную школу, к сожалению, педагогическая коррекция возникающих перед учащимся проблем практически отсутствует.
Средний и старший возраст характеризуется развитием коммуникативных и мыслительных навыков на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.
Таким образом, развитие коммуникативных и мыслительных навыков помогает учащимся не только запоминать факты, усваивать правила и определения, но и обучает рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные ситуации.
Обобщив, таким образом теоретический материал попытаемся рассмотреть эту проблему на конкретном материале при изучении раздела «Лексика».
Изучение этого раздела программы призвано ознакомить учащихся с лексическим богатством русского языка, обогатить их словарный запас – это благодатный материал для формирования коммуникативной культуры. Обучающиеся должны:
- объяснять лексическое значение слов и выражений; выяснять их происхождение; относить слово к определенной лексической группе (омонимы, синонимы, антонимы); выявлять однозначные и многозначные слова; определять прямое и переносное значение слова, сферу употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова), выявлять устаревшие и новые , заимствованные слова, фразеологизмы, правильно пользоваться в реи лексическими средствами языка.
При объяснении понятий о лексике, лексическом значении новых, заимствованных слов целесообразно использовать групповую работу с опережающими заданиями как способ формирования коммуникативных навыков учащихся: проговаривание вслух, деловое общение в ходе самостоятельных работ, работа в парах сменного состава.
Все же, остальные понятия, указанные в программе, доступны для самостоятельных исследований учащихся, важно им показать, как осуществлять поиск в подобных ситуациях, В этих случаях можно использовать организацию диалогической речи, дискуссию, развивать уровень речевой коммуникации (логика построения высказывания, эмоционально-экспрессивные средства языка), обучать детей контролю и оценке поведения, уделяя внимание способам выражения интереса, одобрения, неодобрения, Учитель демонстрирует этику поведен ия, прививает достаточные навыки куль туры коммуникации.
При изучении темы «Антонимы», учитель использует их знания, полученные в начальной школе, расширяя и углубляя их. Учащимся предлагается прочесть записанные на доске пословицы: «Старый друг лучше новых двух», «Маленькое дело лучше большого безделья». Обращаем внимание учащихся на то, что записанные пословицы, посвященные дружбе и труду, метко выражают мысли народа, отражают их опыт. Дается задание подобрать другие пословицы на эту тему, придумать предложения, используя слова с противоположным значением.
Благодаря чему пословицы кратки, выразительны? Этому способствует выбор языковых средств. Зачем используются в этих пословицах противоположные слова? Чем они отличаются? С помощью учителя учащиеся объясняют разницу в лексическом значении слов каждой пары. В таком сочетании эти слова ярче подчеркивают мысль, выраженную в пословице, создавая контраст. Благодаря этим словам внимание обращается на главное в пословице, это позволяет правильно понять их смысл.
В этом заключается роль таких пар слов. Слова, противоположные по значению называются антонимами. После анализа грамматического значения слов каждой пары делается вывод о том, к какой части речи эти слова относятся: «Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением». Они служат для меткого четкого выражения мыслей в процессе речевого общения.
Таким образом, формируется коммуникативная культура учащихся путем разрешения поставленных перед ними проблем, обоснования выводов, использование определенных языковых фактов, они учатся относить слово к определенной лексической группе.
Творческое использование языковых средств в связи с созданием текстов может быть использовано, когда тема доступна учащимся в лингвистическом отношении, и, учитывая подготовленность класса, учитель может подвести учащихся к самостоятельному овладению знаниями, к использовании новых для них языковых явлений.
Это возможно при изучении общеупотребительных, диалектных и профессиональных слов. Читается текст с диалектными словами. «Вы слышали эти слова в речи окружающих вас людей?» Учащиеся дают самые различные ответы, ход их рассуждений не направляется учителем, так как они решают проблемную задачу. В конце обсуждения делается вывод о существовании в языке общеупотребительных слов и слов с ограниченной сферой употребления, вводится термин диалектные слова.
Затем для обсуждения учащимся предлагается текст с профессиональными словами. Задание следующее: «Найти слова, употребляемые людьми разных профессий?» Вводится термин профессиональные слова, объясняется, что они, как и диалектные, имеют ограниченную сферу употребления в речи.
При такой работе у учащихся формируются такие умения, как:
- объяснять лексическое значение слова и определять сферу его употребления;
- открытие новых знаний в ходе анализа лексического материала, опираются на речевую практику, речевой опыт.
На ступени закрепления лексического материала формированию коммуникативной культуры способствуют такие задания поискового характера:
Чем различаются значения слова «острый» в следующих словосочетаниях: острый нож, острый язык, острый угол, острое слово, острый взгляд? Приведите свои примеры.
Раскройте различные значения слова язык? Объясните употребление этих слов в тексте.
Какова роль фразеологизмов в речи?
Какова роль синонимов в речи? Докажите
Назовите неологизмы, употребляемые в речи, в связи с чем появились эти слова?
Более сложные задания могут быть использованы в качестве
Индивидуальных для более сильных учащихся, а также для Олимпиады, внеклассных занятий.
Таким образом, изучение лексики открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся: лексика интересна, посильна для самостоятельных исследований, поэтому применение метода обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов должно занять основное место при изучении этого раздела. Эти возможности лексики важно использовать для формирования коммуникативной культуры.
Современных подростков не устраивает роль пассивных с лушателей на уроке, они не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя. Они ждут новых форм знакомства с материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления. И великолепным решением данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие коммуникативные и мыслительные навыки учащихся.
В соответствиями с особенностями и целями применения разного рода задач, обобщив накопленный опыт по данной проблеме предлагаю базовую модель урока, направленного на развитие коммуникативных и мыслительных навыков учащихся.
Его структура может включать четыре последовательных этапа:
- на первом этапе преобладают репродуктивные задачи, но их долю можно снизить за счет чередования на одном и том же занятии вопросов из разных областей знаний. Это придает дух соревнования, контролирует внимательность, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает участи е весь класс – работа проходит в форме учебного диалога. Часть ответов дети могут записывать, тут же проводится проверка. Это делается для того, чтобы дать возможность каждому работать в своем темпе, вне зависимости от того «тихоход он или быстродум».
Могут быть применены и другие приемы, но во всех случаях каждый вариант решения оценивается учителем, обращается внимание на ошибки, неточности вскрываются причины их возникновения.
Особое значение имеют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся, вселяющие в них уверенность в свои силы. «Хорошо! Не получилось, ты активно работал, правильно мыслишь- и успех, конечно же, придет!»
Очень важно на этом этапе помочь тем, кто послабее, вселить уверенность, веру в успех.
- на втором этапе необходимо заниматься работой по формированию и усовершенствованию ввода рациональных приемов, в том числе и алгорит
м ов, ориентированных на организацию управляемой (а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся. Нужно помнить, что тренировка памяти не заменяет обучение, а способствует его эффективности.
Специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, необходимо постоянно включать в уроки, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственные силы и ведет к повышению эффективности обучения в целом.
Часто говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком богов. Конечно, в этом есть доля истины. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.
В процессе выполнения таких заданий учащиеся самостоятельно, без помощи учителя или при незначительной его помощи открывают новые для себя знания и способы их добывания. Это могут быть задания на нахождение закономерностей, принципа группировки, расположения приведенных цифр, явлений, задания на подбор возможно большего количества примеров к каком –либо теоретическому положению, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос, задания на нахождение наиболее рационального способа решения проблем.
И, наконец, четвертый этап решения творческих задач, которые можно разделить на два типа:
- собственно творческие задания, связанные с той или иной дисциплиной. Они требуют полной самостоятельности, рассчитаны на поисковую деятельность, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
- задачи повышенной трудности, они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, т.е. на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
Исследование теоретических проблем, проведенная работа, анализ полученных результатов позволили сделать ряд выводов:
развитие коммуникативной культуры и мыслительных навыков должно вестись планомерно, целенаправленно, в системе, отвечающей следующим требованиям:
- строится преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей памяти, внимания, мышления, воображения;
- задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично0-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.
Вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей:
- беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени );
- гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую);
- оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых) ;
- любознательность;
- умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В заключение хочу привести слова известного американского психолога Я.Мориса: «Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых. Если бы процессы, с которыми они связаны – чувство удивления, любопытства, тяга к пробам, поискам и находкам, можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важнейшей битве - битве за творчество»
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}