учитель аргументировано объясняет важность анализа стихотворения для подготовки к сочинению в 11 классе, ЕГЭ по литературе в 11 классе, развития речи обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальность анализа поэтического произведения»
Актуальность анализа поэтического произведения.
В настоящее время , когда большинство детей и взрослых общаются в основном в интернете , особенно актуальным становится обращение к слову , его значению. Поэтому я считаю , что на уроках литературы учитель часть уроков должен посвящать анализу поэтического текста . Уже в пятом классе дети должны знать такие литературоведческие понятия , как эпитет ,олицетворение , уметь не только находить эти художественные средства в стихотворении , но и объяснять , зачем они используются , что автор хотел этим сказать .
В восьмом классе на уроке анализа стихотворения можно использовать стихотворение В. Шефнера «Колыбельная» .
«Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных сапожках,
Пробежал по крыше .»
Учащимся нужно объяснить ,что художник рисует картину красками , а поэт- словами, мы с вами тоже сейчас нарисуем картину , которую представляем после прочтения стихотворения. Учитель может начать ,чтобы подтолкнуть ребят: «Представьте : ночь, тишина, все засыпает, и люди, и взрослые ,и дети , и животные. А дети продолжают : сторожихи , коты , мыши… Учитель помогает : «Да сторожихи , хотя им-то спать и не положено» .
-Скажите ,какое слово повторяется?
-Зачем автор повторяет « спят,спят»? Вспомните ,как называется стихотворение?
-А какой звук повторяется?
-Верно –с-ш . Как мама напевает ,когда качает ребёнка , чтобы он уснул :«А-а ,ш-ш,с-с…».
-Все спит .А что это?
-Дождь…Что он сделал? Пробежал…
-Каким мы представляем его?
-Маленьким мальчиком ,шаловливым , который в серебряных сапожках куда-то торопится
.- Как вы думаете куда ?
-Какое художественное средство использует поэт?/ олицетворение/
-Вы слышите музыку дождя ?На что похож шум дождя?/нежный, серебристый/.А это какое художественное средство?/эпитет/
Можно послушать в записи шум дождя .А теперь нужно составить связный рассказ по этой части стихотворения, объединяя все сказанное ранее.
Позднее нужно продолжить анализ этого стихотворения . А как домашнее задание можно предложить записать анализ этого стихотворения .
У учащихся получится сочинение-анализ этого стихотворения .Конечно, в сочинении будут речевые ошибки. А для этого и существует редактирование текста . Учитель делает на полях пометы , а дети сначала в сочинении карандашом исправляют ошибки, а потом переписывают сочинение заново.
Кто-то обрадуется «четвёрке», а упорные будут ещё стараться , чтобы получить «пять».
Теперь ,анализируя следующее стихотворение С.Я. Маршака « Ландыш» , дети уже будут иметь навыки анализа стихотворения , а учитель будет продолжать их знакомить с другими художественными средствами : антитезой, сравнением, гиперболой и литотой ,градацией и другими.
Отдельный урок стоит посвятить определению размера стихотворения.
Как видите , начинать анализ поэтического произведения нужно с младших классов , с каждым годом совершенствуя его, этим мы развиваем речь ребенка, учим писать сочинение , редактировать его, а самое главное учиться говорить.
Очень интересно получается , когда по очереди школьники «рисуют» стихотворение. В старших классах при изучении творчества А.С.Пушкина школьники уже самостоятельно анализируют стихи поэта, связно рассказывают, делают доклады-анализы . Понимая слово , чувствуя его , учащиеся учатся выражать свои мысли , отстаивать аргументировано своё мнение .