Цели: познакомить учащихся с жизнью поэта и его творчеством, помочь увидеть своеобразие лирики Высоцкого, её проблематику, дать представление о месте творчества поэта в современной ему эпохе, определить актуальность его поэзии в наши дни; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения; способствовать воспитанию нравственных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Владимира Высоцкого. »
Тема: Жизнь и творчество Владимира Высоцкого. Урок – концерт.(11 класс)
Цели: познакомить учащихся с жизнью поэта и его творчеством, помочь увидеть своеобразие лирики Высоцкого, её проблематику, дать представление о месте творчества поэта в современной ему эпохе, определить актуальность его поэзии в наши дни; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения; способствовать воспитанию нравственных качеств.
Оборудование: доска , выставка книг о Высоцком и его стихи, портрет поэта, стенд с фотографиями ; у учащихся книги стихов Высоцкого, аудиозапись песен в авторском исполнении. Оформление кабинета: столы расставлены полукругом , обстановка кафе, затемнение , чтецы выходят по одному и по двое , садятся за столики.
1-ый: Вы слышали, какой-то Высоцкий поет блатные песни.
2-ой: Высоцкий? Это тот, что актер?
3-ий: Да нет, он стихи пишет и поет сам под гитару…
2 Ведущий: Да, о нем говорили разное, большей частью. Это была неправда, слухи и сплетни. А на самом деле – кто он все-таки был?
3-ий Ведущий: Для одних он Поэт. для других – представитель массовой культуры, для тех, с кем он 16 лет прослужил в театре на Таганке, он прежде всего актер. По словам актрисы Аллы Демидовой, театр « для него был делом его жизни, а песни , его поэзия – судьба».
1-ый Ведущий: А сам Высоцкий кем считал себя в первую очередь? В одном из интервью он так ответил на этот вопрос: «Вы спросили ,кем я больше себя считаю – поэтом. Композитором , актером?.. Может быть, все вместе это будет называться каким-то одним словом , и тогда я вам скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Этого слова пока нет. Больше всего я работаю со стихом, безусловно…»
Учитель: «Больше всего я работаю со стихом…» Поэтому мы сегодня поговорим о Высоцком – поэте .
4-ый Ведущий: Из автобиографии поэта: «Я родился и вырос в Москве, коренной москвич. Жил на 1-ой Мещанской. Там окончил школу. Потом жил на Большом Каретном, где у меня было много друзей…
Звучит аудиозапись песни «На Большом Каретном» в авторском исполнении.
4-ый Ведущий (продолжает): «Немного учился в строительном институте, ушел из него. Поступил в школу-студию МХАТ. С 1964 года работаю в Театре на Таганке….»
Учитель: Таганка много дала Высоцкому в смысле роста его как поэта: он участвовал в спектаклях по пьесам великих писателей. Достаточно сказать, что в «Гамлете» он играл главную роль. Вот его репертуар: «Десять дней ,которые потрясли мир» Джона Рида, «Пугачев» Сергея Есенина, «Послушайте!» - спектакль – монтаж по Маяковскому, роль Лопахина в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Достоевского. Эта своеобразная школа великих мастеров литературы, пройденная Высоцким, воспитала в нем мастера слова, страстного, честного поэта - гражданина .
Чтец: «Я весь в свету, доступен всем глазам».
5-ый Ведущий: Очень многие люди пишут стихи, но не все из них поэты. Услышать ритм своего времени, выразить его в стихотворении – удел немногих. Владимир Семенович смог. После смерти Высоцкого Евтушенко назвал его «поющим нервом эпохи».
Учитель: Как-то Высоцкий услышал, как поет свои песни Булат Окуджава, и его это поразило. Захотелось попробовать.
6-ой Ведущий: Из автобиографии поэта: «Писать начал в1966 году. Это были пародии и песни только для друзей, для нашей компании. И не моя вина, что они так широко разошлись. Однако ни от одной своей песни не отказываюсь. Только от тех. Что мне приписывают. Среди них есть и хорошие, но чаще всего попадается откровенная халтура, которую делают «под Высоцкого» и исполняют хриплыми голосами. У меня около шестисот песен. Я пою о том, что меня интересует, и никогда никому не подражал ни в выборе проблем и идей, ни, конечно, в подражании голосу».
Учитель: О чем же писал Владимир Семенович Высоцкий?
7-ой Ведущий: Его стихи о любви поражают нежностью чувства, преданностью, готовностью отдать любимой всего себя без остатка, всю жизнь. Вслушайтесь только :
Я поля влюбленным постелю –
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу - и, значит, я люблю!
Я люблю и ,значит, я живу!
Чтец: «Баллада о любви» ( звучит под фонограмму мелодии к этим стихам из кинофильма «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго» )
Эти стихи он посвятил женщине, которую бесконечно и нежно любил, к которой прорывался чрез всякие преграды. Их разделяли тысячи километров – Париж и Москва! Марина Влади - известная французская актриса русского происхождения – стала его женой. К ней он мчался через все столицы Европы, через гул телеграфных проводов.
Звучит аудиозапись песни в авторском исполнении на фоне портрета М. Влади « Здесь лапы у елей дрожат на весу».
Учитель: Тогда не было сотовой связи, мобильных телефонов , приходилось в течение часа ждать, пока телефонистка соединит абонентов. Но он упрямо набирал 07! Телефонистка Тамара не раз выручала Владимира, когда со связью бывало совсем плохо. И родились стихи ,а потом и песня «07».
Звучит аудиозапись песни «07».
8- ой Ведущий: У Высоцкого был абсолютный слух на язык улицы. Слово приходило с улицы и , очистившись его талантом, на улицу уходило. В его творчестве – прорыв каждому. Может быть, любили его и не все, но знали все : отцы и дети, старики и молодежь, космонавты, пионеры, шахтеры, студенты. Его интерес – жизнь всех. У него нет злых стихотворений, хотя он касался разных, отнюдь не самых светлых сторон жизни…
Звучит аудиозапись песни «Диалог у телевизора.»
9-ый Ведущий: Он говорил о той стороне жизни, о которой «официальная» поэзия не говорила. Говорил о всякой боли, об обидах, о том, что в жизни не получается, о людях, которыхвроде бы списали со счетов, но они живут и хотят жить.
Выходят двое мещанской внешности, между собой со злорадством:
1-ый: Слышали: Высоцкий-то, оказывается, в тюрьме. Допелся. Но и там , говорят, песни свои про зеков записывает.
2-ой: Да нет, что вы! Он альпинист, сейчас в горах, песня у него еще такая есть про друга и горы…
Чтец : «Если друг оказался вдруг».
1-ый Ведущий: Высоцкий говорил от имени строителей, боксеров, моряков, альпинистов ,шоферов, спортсменов, алкоголиков, завистников, зверей, самолетов. У него есть стихи лирические, героико- патриотические, сатирические, шуточные. О чем бы ни писал Высоцкий , он был искренен и честен с читателем.
Учитель: Его часто спрашивали в письмах и на концертах – не воевал ли он, не ходил ли в плавание, не сидел ли в тюрьме, не шоферил ли… Он отвечал: « Это из-за того, что все мои песни написаны от первого лица. Я всегда говорю «я», но вовсе не оттого, что через это удалось пройти… Я многое придумал, много моих мыслей, а главное, во всех моих песнях есть мое собственное мнение о отношение к тому, о чем я пою. Поэтому я имею право говорить «я». Вот от этого эти песни так и называются – песни-монологи.»
2-ой Ведущий: Особое место в творчестве поэта занимает военная тема. Высоцкий не воевал, он был ребенком военной поры. Его отец ,офицер Советской Армии, по окончании военных действий еще некоторое время оставался служить в Германии. Рассказы отца, соседей-фронтовиков ,возвратившихся домой, детские впечатления – все это легло в основу стихотворений о Великой Отечественной войне. Они драматичны и скорбны, в них советские солдаты – простые «труженики войны.»
Звучат стихи: «Он не вернулся из боя», «Братские могилы», «Песня о земле».
3-ий Ведущий: Когда Владимир Высоцкий исполнил свои песни, то это были маленькие моно-спектакли . И он был в них и режиссером, и драматургом, и исполнителем. Как исполнитель. Он входил во внутреннее состояние персонажа, о котором пел. И поэтому у зрителей возникало убеждение, ч то Высоцкий пел каждый раз про себя. Отсюда масса слухов о его судимости, о том , что кто-то с ним воевал и даже брал «высотку».
4-ый Ведущий: Последние годы жизни – это признание его как поэта и актера. Он много ездит по стране, дает концерты и говорит со зрителем .Он любит живое общение с аудиторией. Во всех уголках страны с лент магнитофонов звучал голос Высоцкого, но ни одно его стихотворение не было напечатано . А он очень хотел увидеть напечатанными свои стихи. Те , от кого это зависело, не считали его поэтом. .. Его не приняли в Союз писателей…. А люди шли и шли на его концерты, даже на Таганку приходили «на Высоцкого». Много несправедливости и преград преодолевал поэт в жизни.
Звучит стихотворение «Мой черный человек».
5-ый Ведущий: «У песен более счастливая судьба, чем у людей, - говорил поэт. –И они могут долго жить… Человек, если он хороший, - он много нервничает, беспокоится и помирает раньше, чем плохой. А песня – нет, песня может долго жить…»
Учитель: Судьба нашего общества сложна и противоречива. Культ личности, лагеря, война, послевоенные сложности. Судьба поэта – все это отражать в художественных образах , пропустив историю через собственное сердце. Владимир Семенович пропустил Время через свое сердце. Поэтому его творчество высоконравственно. Мир моральных ценностей - совести, чести, справедливости – отражался в его поэзии.
Чтец: Стихотворение « Я не люблю».
Учитель читает стихотворение « Когда я отпою и отыграю».
6-ой Ведущий: Высоцкий –поэт. И жил как поэт. Кто-то сказал ,что поэт –это прежде всего судьба. Судьбы многих русских поэтов оборвались на взлете. Так и Высоцкий , умер, сорвавшись на самой высокой ноте.
Звучит аудиозапись песни «Кони привередливые».
Чтец читает стихи «Мне судьба – до последней черты».
В заключение звучит песня «Корабли постоят и ложатся на курс».
Учитель: Читает эпиграфы .Поэт был не прав: его не забыли , и некрологи написали,он вернулся к своему читателю миллионными тиражами сборников стихов. Его читают , о нем пишут, вспоминают, снимают фильмы. Высокий с нами, он актуален , потому что , к счастью, и сегодня мы ценим честность и справедливость, ненавидим подлость и предательство, смеёмся над глупостью и невежеством – об о всем этом стихи Владимира Семеновича Высоцкого.
Рефлексия: Интересно было? Понравился урок? Захотелось больше узнать о поэзии Высоцкого?
Оценки.
Задание: прочитайте прозу Высоцкого, напишите отзыв о наиболее понравившемся стихотворении.