kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество Владимира Высоцкого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с жизнью поэта и его творчеством, помочь увидеть своеобразие лирики Высоцкого, её проблематику, дать представление о месте творчества поэта в современной ему эпохе, определить актуальность его поэзии в наши дни; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения; способствовать воспитанию нравственных качеств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Владимира Высоцкого. »



Тема: Жизнь и творчество Владимира Высоцкого. Урок – концерт.(11 класс)

Цели: познакомить учащихся с жизнью поэта и его творчеством, помочь увидеть своеобразие лирики Высоцкого, её проблематику, дать представление о месте творчества поэта в современной ему эпохе, определить актуальность его поэзии в наши дни; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения; способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: доска , выставка книг о Высоцком и его стихи, портрет поэта, стенд с фотографиями ; у учащихся книги стихов Высоцкого, аудиозапись песен в авторском исполнении. Оформление кабинета: столы расставлены полукругом , обстановка кафе, затемнение , чтецы выходят по одному и по двое , садятся за столики.

Эпиграфы: «Соплеменники, окажите честь: зачеркните «был», напишите «есть» !

И хоть путь мой и длинен и долог,

И хоть я заслужил похвалу,

Обо мне не напишут некролог

На последней странице в углу –

Но я не жалею…

В. Высоцкий.

Ход урока.

На доске крупно: Владимир Высоцкий . 1938 – 1980

1 Ведущий: Это имя и при жизни было легендой.

За столиком кафе беседуют трое:

1-ый: Вы слышали, какой-то Высоцкий поет блатные песни.

2-ой: Высоцкий? Это тот, что актер?

3-ий: Да нет, он стихи пишет и поет сам под гитару…

2 Ведущий: Да, о нем говорили разное, большей частью. Это была неправда, слухи и сплетни. А на самом деле – кто он все-таки был?

3-ий Ведущий: Для одних он Поэт. для других – представитель массовой культуры, для тех, с кем он 16 лет прослужил в театре на Таганке, он прежде всего актер. По словам актрисы Аллы Демидовой, театр « для него был делом его жизни, а песни , его поэзия – судьба».

1-ый Ведущий: А сам Высоцкий кем считал себя в первую очередь? В одном из интервью он так ответил на этот вопрос: «Вы спросили ,кем я больше себя считаю – поэтом. Композитором , актером?.. Может быть, все вместе это будет называться каким-то одним словом , и тогда я вам скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Этого слова пока нет. Больше всего я работаю со стихом, безусловно…»

Учитель: «Больше всего я работаю со стихом…» Поэтому мы сегодня поговорим о Высоцком – поэте .

4-ый Ведущий: Из автобиографии поэта: «Я родился и вырос в Москве, коренной москвич. Жил на 1-ой Мещанской. Там окончил школу. Потом жил на Большом Каретном, где у меня было много друзей…

Звучит аудиозапись песни «На Большом Каретном» в авторском исполнении.

4-ый Ведущий (продолжает): «Немного учился в строительном институте, ушел из него. Поступил в школу-студию МХАТ. С 1964 года работаю в Театре на Таганке….»

Учитель: Таганка много дала Высоцкому в смысле роста его как поэта: он участвовал в спектаклях по пьесам великих писателей. Достаточно сказать, что в «Гамлете» он играл главную роль. Вот его репертуар: «Десять дней ,которые потрясли мир» Джона Рида, «Пугачев» Сергея Есенина, «Послушайте!» - спектакль – монтаж по Маяковскому, роль Лопахина в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Достоевского. Эта своеобразная школа великих мастеров литературы, пройденная Высоцким, воспитала в нем мастера слова, страстного, честного поэта - гражданина .

Чтец: «Я весь в свету, доступен всем глазам».

5-ый Ведущий: Очень многие люди пишут стихи, но не все из них поэты. Услышать ритм своего времени, выразить его в стихотворении – удел немногих. Владимир Семенович смог. После смерти Высоцкого Евтушенко назвал его «поющим нервом эпохи».

Учитель: Как-то Высоцкий услышал, как поет свои песни Булат Окуджава, и его это поразило. Захотелось попробовать.

6-ой Ведущий: Из автобиографии поэта: «Писать начал в1966 году. Это были пародии и песни только для друзей, для нашей компании. И не моя вина, что они так широко разошлись. Однако ни от одной своей песни не отказываюсь. Только от тех. Что мне приписывают. Среди них есть и хорошие, но чаще всего попадается откровенная халтура, которую делают «под Высоцкого» и исполняют хриплыми голосами. У меня около шестисот песен. Я пою о том, что меня интересует, и никогда никому не подражал ни в выборе проблем и идей, ни, конечно, в подражании голосу».

Учитель: О чем же писал Владимир Семенович Высоцкий?

7-ой Ведущий: Его стихи о любви поражают нежностью чувства, преданностью, готовностью отдать любимой всего себя без остатка, всю жизнь. Вслушайтесь только :

Я поля влюбленным постелю –

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу - и, значит, я люблю!

Я люблю и ,значит, я живу!

Чтец: «Баллада о любви» ( звучит под фонограмму мелодии к этим стихам из кинофильма «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго» )

Эти стихи он посвятил женщине, которую бесконечно и нежно любил, к которой прорывался чрез всякие преграды. Их разделяли тысячи километров – Париж и Москва! Марина Влади - известная французская актриса русского происхождения – стала его женой. К ней он мчался через все столицы Европы, через гул телеграфных проводов.

Звучит аудиозапись песни в авторском исполнении на фоне портрета М. Влади « Здесь лапы у елей дрожат на весу».

Учитель: Тогда не было сотовой связи, мобильных телефонов , приходилось в течение часа ждать, пока телефонистка соединит абонентов. Но он упрямо набирал 07! Телефонистка Тамара не раз выручала Владимира, когда со связью бывало совсем плохо. И родились стихи ,а потом и песня «07».

Звучит аудиозапись песни «07».

8- ой Ведущий: У Высоцкого был абсолютный слух на язык улицы. Слово приходило с улицы и , очистившись его талантом, на улицу уходило. В его творчестве – прорыв каждому. Может быть, любили его и не все, но знали все : отцы и дети, старики и молодежь, космонавты, пионеры, шахтеры, студенты. Его интерес – жизнь всех. У него нет злых стихотворений, хотя он касался разных, отнюдь не самых светлых сторон жизни…

Звучит аудиозапись песни «Диалог у телевизора.»

9-ый Ведущий: Он говорил о той стороне жизни, о которой «официальная» поэзия не говорила. Говорил о всякой боли, об обидах, о том, что в жизни не получается, о людях, которыхвроде бы списали со счетов, но они живут и хотят жить.

Выходят двое мещанской внешности, между собой со злорадством:

1-ый: Слышали: Высоцкий-то, оказывается, в тюрьме. Допелся. Но и там , говорят, песни свои про зеков записывает.

2-ой: Да нет, что вы! Он альпинист, сейчас в горах, песня у него еще такая есть про друга и горы…

Чтец : «Если друг оказался вдруг».

1-ый Ведущий: Высоцкий говорил от имени строителей, боксеров, моряков, альпинистов ,шоферов, спортсменов, алкоголиков, завистников, зверей, самолетов. У него есть стихи лирические, героико- патриотические, сатирические, шуточные. О чем бы ни писал Высоцкий , он был искренен и честен с читателем.

Учитель: Его часто спрашивали в письмах и на концертах – не воевал ли он, не ходил ли в плавание, не сидел ли в тюрьме, не шоферил ли… Он отвечал: « Это из-за того, что все мои песни написаны от первого лица. Я всегда говорю «я», но вовсе не оттого, что через это удалось пройти… Я многое придумал, много моих мыслей, а главное, во всех моих песнях есть мое собственное мнение о отношение к тому, о чем я пою. Поэтому я имею право говорить «я». Вот от этого эти песни так и называются – песни-монологи.»

2-ой Ведущий: Особое место в творчестве поэта занимает военная тема. Высоцкий не воевал, он был ребенком военной поры. Его отец ,офицер Советской Армии, по окончании военных действий еще некоторое время оставался служить в Германии. Рассказы отца, соседей-фронтовиков ,возвратившихся домой, детские впечатления – все это легло в основу стихотворений о Великой Отечественной войне. Они драматичны и скорбны, в них советские солдаты – простые «труженики войны.»

Звучат стихи: «Он не вернулся из боя», «Братские могилы», «Песня о земле».

3-ий Ведущий: Когда Владимир Высоцкий исполнил свои песни, то это были маленькие моно-спектакли . И он был в них и режиссером, и драматургом, и исполнителем. Как исполнитель. Он входил во внутреннее состояние персонажа, о котором пел. И поэтому у зрителей возникало убеждение, ч то Высоцкий пел каждый раз про себя. Отсюда масса слухов о его судимости, о том , что кто-то с ним воевал и даже брал «высотку».

4-ый Ведущий: Последние годы жизни – это признание его как поэта и актера. Он много ездит по стране, дает концерты и говорит со зрителем .Он любит живое общение с аудиторией. Во всех уголках страны с лент магнитофонов звучал голос Высоцкого, но ни одно его стихотворение не было напечатано . А он очень хотел увидеть напечатанными свои стихи. Те , от кого это зависело, не считали его поэтом. .. Его не приняли в Союз писателей…. А люди шли и шли на его концерты, даже на Таганку приходили «на Высоцкого». Много несправедливости и преград преодолевал поэт в жизни.

Звучит стихотворение «Мой черный человек».

5-ый Ведущий: «У песен более счастливая судьба, чем у людей, - говорил поэт. –И они могут долго жить… Человек, если он хороший, - он много нервничает, беспокоится и помирает раньше, чем плохой. А песня – нет, песня может долго жить…»

Учитель: Судьба нашего общества сложна и противоречива. Культ личности, лагеря, война, послевоенные сложности. Судьба поэта – все это отражать в художественных образах , пропустив историю через собственное сердце. Владимир Семенович пропустил Время через свое сердце. Поэтому его творчество высоконравственно. Мир моральных ценностей - совести, чести, справедливости – отражался в его поэзии.

Чтец: Стихотворение « Я не люблю».

Учитель читает стихотворение « Когда я отпою и отыграю».

6-ой Ведущий: Высоцкий –поэт. И жил как поэт. Кто-то сказал ,что поэт –это прежде всего судьба. Судьбы многих русских поэтов оборвались на взлете. Так и Высоцкий , умер, сорвавшись на самой высокой ноте.

Звучит аудиозапись песни «Кони привередливые».

Чтец читает стихи «Мне судьба – до последней черты».

В заключение звучит песня «Корабли постоят и ложатся на курс».

Учитель: Читает эпиграфы .Поэт был не прав: его не забыли , и некрологи написали,он вернулся к своему читателю миллионными тиражами сборников стихов. Его читают , о нем пишут, вспоминают, снимают фильмы. Высокий с нами, он актуален , потому что , к счастью, и сегодня мы ценим честность и справедливость, ненавидим подлость и предательство, смеёмся над глупостью и невежеством – об о всем этом стихи Владимира Семеновича Высоцкого.



Рефлексия: Интересно было? Понравился урок? Захотелось больше узнать о поэзии Высоцкого?

Оценки.

Задание: прочитайте прозу Высоцкого, напишите отзыв о наиболее понравившемся стихотворении.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Жизнь и творчество Владимира Высоцкого.

Автор: Хроменкова Светлана Сергеевна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеклассное занятие по теме: "Вечер памяти Владимира Высоцкого" "
    ["seo_title"] => string(72) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-tiemie-viechier-pamiati-vladimira-vysotskogho"
    ["file_id"] => string(6) "219878"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434398253"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Литературно - музыкальная гостиная : "Слово о Высоцком" "
    ["seo_title"] => string(54) "litieraturno-muzykal-naia-ghostinaia-slovo-o-vysotskom"
    ["file_id"] => string(6) "170807"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423586838"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""А песни, что для всех сложил, переживут века!" (к 85-летию Владимира Высоцкого)"
    ["seo_title"] => string(80) "a_pesni_chto_dlia_vsekh_slozhil_perezhivut_veka_k_85_letiiu_vladimira_vysotskogo"
    ["file_id"] => string(6) "623467"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1674049757"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Литературный вечер, посвящённый военной теме в творчестве  Владимира Высоцкого  «Только он не вернулся из боя». "
    ["seo_title"] => string(126) "litieraturnyi-viechier-posviashchionnyi-voiennoi-tiemie-v-tvorchiestvie-vladimira-vysotskogho-tol-ko-on-nie-viernulsia-iz-boia"
    ["file_id"] => string(6) "224775"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439143303"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "«Я, конечно, вернусь….» Владимир Высоцкий "
    ["seo_title"] => string(39) "ia-koniechno-viernus-vladimir-vysotskii"
    ["file_id"] => string(6) "168863"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423310877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства