kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Филологический анализ поэтического текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из сложнейших проблем школьного литературного образования является проблема обучения школьников анализу художественного текста и особенно поэтического. Поэтому интерес к филологическому анализу возрос и в настоящий момент является актуальным.Разработкой теории анализа поэтического произведения занимались и многие ученые-лингвисты и литературоведы. Интересные работы ученых А.А. Потебей, В.В. Виноградова, В.О. Якобсона, М.М. Бахтина, Л.В. Щербы о внутренней форме слова, двуплановости слова, образе автора изобразительно-выразительных свойств лексики и других структур художественного произведения. К сожалению, их научные открытия в школьной практике не применялись

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Филологический анализ поэтического текста »

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №26» г.Стерлитамак

В.В. Яночкина





ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

В.Хлебников в своем стихотворении писал:

Годы, люди и народы

Убегают навсегда,

Как текучая вода.

Действительно, в мире все изменчиво, меняется страна, меняются люди, меняется школа, соответственно меняются и требования к знаниям, умениям обучающихся, особое внимание обращается на творческие качества личности, что является главным приоритетным направлением стандартов второго поколения.

Одной из сложнейших проблем школьного литературного образования является проблема обучения школьников анализу художественного текста и особенно поэтического. Поэтому интерес к филологическому анализу возрос и в настоящий момент является актуальным.

Разработкой теории анализа поэтического произведения занимались и многие ученые-лингвисты и литературоведы. Интересные работы ученых А.А. Потебей, В.В. Виноградова, В.О. Якобсона, М.М. Бахтина, Л.В. Щербы о внутренней форме слова, двуплановости слова, образе автора изобразительно-выразительных свойств лексики и других структур художественного произведения. К сожалению, их научные открытия в школьной практике не применялись. Схема школьного анализа «Тема – идея художественные средства» была упрощенной. Она возникла в те времена, когда во главу угла ставились идея, вернее «Идеология», а эстетическая сторона произведения игнорировалась. Содержание рассматривалось в отрыве от формы произведения.

В 90-х годах вопрос анализа текста на уроках стал пересматриваться. В связи с этим в свет вышли новые учебные пособия, рекомендованные для обучающихся и учителей школы.

В настоящий момент в школьной практике применяется следующая схема анализа «Восприятие – анализ - оценка» и используется два метода анализа поэтического текста: «полевой» применяется в том случае, если стихотворение построено на приеме контраста, и построфный анализ, когда стихотворение изучается ступенчато, рассматривается и содержание и особенности поэтики.

Однако следует сказать о том, что схему анализа дать школьникам не трудно и научить по ней работать тоже можно. Но часто бывает, что ученик выполняет то, что от него требует учитель и не более того. А как сделать урок анализа стихотворения неформальным, добиться глубокого прочувствования текста? Это-то и составляет проблему. Необходимо создать положительную мотивацию на уроке, чтобы работа с текстом не отторгалась положительную мотивацию на уроке, чтобы работа с текстом не отторгалась школьником, а была в удовольствие, вызывала у него, как писал психолог Л.Выготский, «эстетическую рекцию», «а её эффект заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства». Как же это сделать? В этом случае интересна методика арттерапия – особой формы психотерапии, основанной на искусстве. Первоначально арттерапия возникла более широкую концептуальную базу, включая гуманистическую модель развития личности К.Роджерса и А.Маслоу.

В отечественной науке арттерпевтическая методика опирается на работы ученых А. Выготского, Б. Эльконина и других, которые отмечали, что приобщение ребенка к искусству, погружение его в мир единства чувств и мыслей, обогащают его личность.

Задача арттерапии – пробудить активность, направленную на реализацию творческих способностей ребенка, его сублемации. Чтобы откорректировать психическое состояние детей и развить их эмоциональную культуру, необходимо развить умение сопереживать искусству путем проникновения в свой собственный внутренний мир. Такое восприятие произведения искусства, с точки зрения арттерапевтов, возвышает ребенка.

Приемы арттерапии – пробудить активность, направленную на реализацию творческих способностей ребенка, его сублемации. Чтобы откорректировать психическое состояние школьника, а настраивают его на определенную эмоциональную волну, чтобы он перешел в состояние творчества. Для этого перед изучением поэтического текста применяются следующие виды работ:

  1. Прослушивание музыки, близкая по тематике или тональности произведению, о котором пойдет речь, обучающиеся погружаются в мир мелодий, акцентируют внимание на зрительных или эмоциональных впечатлений, затем вербализирует их.

  2. Вырисование своих чувств с помощью цвета, формы непосредственно после прочтения стихотворения.

  3. Написание сочинений-миниатюр на близкую тему (например, рассказать об осени, но от другого лица, написать сочинение, название которого- цитата поэтической строки «Окровавленный сердца лоскут», «В душе не одного седого волоса…»).

  4. Построение ассоциативных рядов (называется отвлеченное понятие – ключевое в стихотворении – а школьники составляют ассоциативные ряды, далее они анализируются и сравниваются со стихотворением, например, любовь, разлука, расставание и т.д.)

Данные приемы являются подготовительным этапом к изучению произведения. Они способствуют появлению интереса у ребят, желание сравнивать свое видение мира со взглядом поэта.

Чтобы активизировать интерес ребенка к тексту, к самому процессу анализа, развить чуткость к поэзии, к слову, можно использовать следующие задания:

  1. Описать психологический портрет героя или героини (перед изучением лирики М. Цветаевой, читается ее стихотворение)

Другие – с очами и личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром.

Не с тем – итальянским

Зефиров молодым, - с хорошим, широким,

Российским сквозным!

Другие всей плотью по плоти плутают,

Из уст пересохших – дыханье глотают…

А я – руки настежь! – застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!

И в качестве домашнего задания предлагается тема – описать героиню этого стихотворения).

  1. Написать сочинение, опираясь лишь на одну особенность произведения, например, «О чем мне рассказало тире, восклицательный знак и т.д.»

  2. Задание «Докажите». До изучения произведения дается задание доказать какую-то мысль (например, что в стихотворении основное настроение грусти, печали), но только через одну особенность поэтики: цвет, звук, стихотворный размер…

  3. Задание «Почему, зачем?». После изучения стихотворения обязательно что-то остается вне внимания и ребятам дается задание найти пропущенную при обсуждении особенность и задать вопрос: «Почему она необходима?» и попытаться самому ответить на этот вопрос. В классе прослушиваются вопросы и варианты ответов. Тем самым дети внимательнее относятся к слову, делают свои открытия, получают удовольствие от работы с текстом.

Данные виды работ на уроках способствуют пробуждению в каждом ребенке чувства сопричастности с лирикой, с поэтическим шедевром. Ученик понимает, что в любом стихотворении скрыта жизнь, иногда равная целому роману, и работа с поэзией для него и учителя перестает быть рутиной, скучнейшим занятием.


Литература

  1. Алпатов, М.В., Франсиско Гойя Немеркнущее наследие: Кн. Для учителя/М.: Просвещение, 1990

  2. Журнал «Русская словесность» №1, 2003. Статья Качанович, С.Л. «Технология обучения анализу поэтического текста»


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Филологический анализ поэтического текста

Автор: Яночкина Вера Витальевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Открытый урок по теме "Живопись стиха" "
    ["seo_title"] => string(39) "otkrytyi-urok-po-tiemie-zhivopis-stikha"
    ["file_id"] => string(6) "244523"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445953671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Семиотический метод формирования исследования"
    ["seo_title"] => string(49) "siemiotichieskiimietodformirovaniiaissliedovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "340550"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472033631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Творчество Некрасова "
    ["seo_title"] => string(23) "tvorchiestvo-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "156712"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421481051"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Урок на тему Eсенин"
    ["seo_title"] => string(18) "uroknatiemuesienin"
    ["file_id"] => string(6) "310170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458964613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства