Слайд 1. Демонстрируется титульный лист без данных о баснописце, дети должны узнать по портрету Крылова.
Слайд 2. Чтение стихотворения М. Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Дети записывают тему урока в тетрадь: Жанр басни в творчестве Крылова.
Учитель сообщает детям о целях урока:
1.Изучить биографию И.А.Крылова.
2.Прочитать и проанализировать басню «Волк и Ягнёнок».
3.Выявить взаимосвязь культур разных народов и эпох.
Слайд 3. Рассказ учителя.
- Сегодня мы совершим путешествие в 18 век, в басенный мир Ивана Андреевича Крылова, который сочинил множество басен.
И.А.Крылов писал о себе:
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе,-
Чин человека; - в нём лишь быть
Я ставил должностью…
Слайд 4. Основоположником басни считают легендарного Эзопа, который жил в VI в. до н. э., но существовали они в устной форме. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей. Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие. К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр.
Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. От его имени появилось в литературе понятие «эзопов язык» (умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.).
Чтение басни Эзопа «Ворона и лисица» (подготовленный ученик)
Слайд 5. В 17 веке французский писатель Лафонтен вновь возродил жанр басни. Он заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков.
В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит эзоповский сюжет. Многие басни Крылова – это блистательный перевод басен Лафонтена.
Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.
Чтение басни Лессинга «Ворона и лисица» (подготовленный ученик)
Слайд 6. Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях.
Истинного расцвета басня достигла под пером И. А. Крылова.
Инсценировка басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» (подготовленные ученики)
Слайд 7. Басенный мир Крылова состоит из животных и птиц: ворон и петухов, лисичек и волков, мартышек и свиней и т.д. Говорящие птицы, растения и животные - это средство автора высмеять отрицательные стороны жизни, научить читателей поступать правильно, разумно. Басни читаются и запоминаются легко, мы их помним с детства и цитируем, они стали крылатыми. Такие выражения называются афоризмами.
Афоризм – краткое выразительное изречение.
Например, мы часто говорим: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «У сильного всегда бессильный виноват», «А только воз и ныне там», «А Васька слушает, да ест», «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил» и т.д.
Биография поэта во многом может объяснить его характер.
Слайд 8. И.А.Крылов родился 2 (13) февраля 1769 г. в Москве. Его отец, Андрей Прохорович служил в небольшом Яицком городке в момент восстания Емельяна Пугачева. В то время Ваня вместе с матерью находился в осаждённом Оренбурге. Он помнил чувство голода и страха, пережитого в детстве. Мать вывезла маленького сына из осаждённого города в глиняном сосуде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жанр басни в творчестве И. А. Крылова »
Жанр басни в творчестве И. А.Крылова
Что вы знаете о нём?
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
Иван Андреевич Крылов(1769-1844)
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе,-
Чин человека; - в нём лишь быть
Я ставил должностью…
И. А. Крылов
Античность
Эзоп
Федр
Французские баснописцы
Жан де Лафонтен
Н. Буало
Русские баснописцы 18 века
И. И. Хемницер
А. П. Сумароков
Герои басен в иллюстрациях художников
Родился в 1769 году в Москве. Его отец, Андрей Прохорович, служил армейским капитаном в Яицком городке в момент Пугачёвского восстания. В январе 1774г. Пугачев поклялся повесить Андрея Прохоровича (отца Ивана) и всю его семью за яростную защиту Яицкого городка. Мать вывезла маленького Ваню Крылова, спрятав в большом глиняном сосуде.
Башня (бывшая гарнизонная гауптвахта)
Диорама битвы за Оренбург
В 1774 году отец будущего баснописца вышел в отставку и переехал в Тверь, где занял скромную должность председателя губернского магистрата. Андрей Прохорович "наукам не учился", но очень любил читать и привил свою любовь сыну, сам научил Ивана читать и писать. После смерти оставил в наследство сундук с книгами.
Герб
Флаг
Вид на Тверь в 1783 г.
Мать, Мария Алексеевна, верующая, православная, заботливая, малообразованная. После смерти мужа она с детьми переехала из Твери в Петербург. Крылов учился мало, но очень любил читать, упорно занимался самообразованием, освоил иностранные языки, научился рисовать и играть на скрипке. В 1780 году его определили на службу писцом.
Дом, в котором И. А. Крылов снимал квартиру
РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ(1784-1788)В 16 лет началась взрослая жизнь. Умерла мать, и заботы о младшем брате легли на его плечи. Нужно было на что-то жить, но о своём увлечении литературой и театром молодой Крылов не забывал.
Волков Р. М. Портрет баснописца И.А.Крылова. 1812
Первые произведения не принесли ему ни денег, ни популярности, зато помогли попасть в круг литераторов Петербурга.
С юности он презирал лицемерие и всегда подчёркивал преимущества простого образа жизни. Он подшучивал над собой, не скрывал своей бедности. Всегда оставался самим собой.
Когда он стал взрослым, его считали одним из самых просвещённых и образованных людей своего времени.
Крылов (слева), Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду (репродукция картины Григория Чернецова)
П. К. Клодт. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге
Эпитафия
С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.
Из стихотворения Ивана Майкова, посвященного памяти Крылова
состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение)
небольшой рассказ в стихах или прозе
басенный стих (строчки разной длины)
лаконичность, афористичность языка
Басня
аллегорическая форма (иносказание);
сатирическое изображение
диалог
просторечная лексика;
олицетворение
герои - чаще животные
Словарная работа
Басня – краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
Аллегория – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ.
Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
Эзоп – один из основоположников жанра басни, живший в 6 веке до н.э., раб по происхождению.
Басня «Волк и ягнёнок»
Художник Е.Рачев
Художник А.М.Лаптев
Художник И.А.Петелина
Персонажи басни
беззащитный
кроткий
жестокий
хитрый
коварный
слабый
«У сильного всегда бессильный виноват»
Композиция басни
завязка
Волк увидел Ягнёнка
Волк увидел Ягнёнка
«Ягнёнка видит он, на добычу стремится»
«Ягнёнка видит он, на добычу стремится»
кульминация
Разговор Волка с Ягнёнком
Разговор Волка с Ягнёнком
«Но я с тобой за их разведаюсь грехи».
«Но я с тобой за их разведаюсь грехи».
развязка
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». - Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.