kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение басни И.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа 21 века"

Цели урока:

 - Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».

 - Формировать универсальные учебные действия.

 - Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.

 - Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.

 - Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.

 - Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение басни И.Крылова "Стрекоза и Муравей" »

План открытого урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Изучение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

 - Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».

 - Формировать универсальные учебные действия.

 - Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.

 - Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.

 - Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.

 - Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.


Оборудование: Тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с баснями, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья учебник Л.А. Ефросининой, “Литературное чтение” 4 класс, 1 часть.


Ход урока.

1. Организационный момент (психологический настрой).

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладошки своё тепло

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделитесь своим теплом друг с другом. (Дети берутся за руки).

 В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто - то был рядом и поделился с тобой своим теплом.

 Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться, тогда работа принесёт результат (плод)

2.Этап актуализации знаний:

а)Знакомство с темой урока.

-Посмотрите иллюстрации на доске.

-Чему посвящен сегодня урок? (басням)

-Почему вы так думаете? (сцены из басен)

-Какие это басни?

-Кто автор этих басен?

На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов.



б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.  

Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

-Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).

-О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)

в) повторение знаний об особенностях басен.

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

-краткая форма повествования,

-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

-высмеивает пороки людей ( ирония),

-есть мораль,

-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод на доске

- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

Речевая разминка:

а) Речевые упражнения

Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.


Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

 -Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)


3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы:

-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и Муравей»)

а) Создание «Дерева предсказаний»( На доске нарисовано дерево)

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.

Появляются на дереве слова

  • о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

  • о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

-Прослушаем текст басни и проверим наши предсказания .

б) Первичное восприятие текста Слушание басни в аудиозаписи.

в) Формулирование проблемы.

-Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

-Значит, мы с вами ошиблись, и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?


Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»?

-Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):

Исследование будем проводить, работая в группах.

Физминутка.

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.


4.Этап открытия нового знания:

Исследовательская работа в группах по пунктам плана памятки по работе с басней.

 5.Этап применения нового знания:

-Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по - очереди.

а) Беседа – анализ текста

1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.

2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (на доске)

Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена.

Забыла обо всем.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

Быстро прошло.

В поле стоит мёртвая тишина.

Тоскует.

В мягкой траве у нас.


-Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения )

4. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)

9. Настали ли нужда и голод для Муравья?

10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?

12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

13. Можно ли его назвать жадным?

14.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

15. Как вы относитесь к Стрекозе? 

16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

20. Как вы их понимаете?

21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

- Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).

-Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.


6.Рефлексия. Итог урока:

а) Вывод по проблеме:

  • Смогли мы ответить на главный вопрос урока?

  • Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)

  • Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

  • Нужно ли изучать басни?

  • Чему они учат?

б) Самооценка

У каждой группы на столе рисунок с изображением ученика.

- если работа в группе не вызвала затруднений – нарисовать в руке 3 воздушных шарика;

- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – нарисовать 1 воздушный шарик;

- если смогли справиться лишь с помощью других – в руке нарисовать гирю.

-Капитаны прикрепите своих «учеников» в дереву успеха.

в) Оценивание работы на уроке.

Группа оценивается по количеству жетонов, пазлов, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.

г) Домашнее задание.(по желанию)

  • Выразительное чтение басни по ролям.

  • Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.

  • Чтение басни наизусть

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение басни И.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Автор: Шакирова Фарсия Фаритовна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства