kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В Петербурге Достоевского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроках литературы в 10-х классах при изучении творчества Ф.М. Достоевского. Она знакомит учащихся с Петербургом 60-х годов 19 века в разгар эпохи реформ. Знакомит с главным героем романа. Подводит учащихся к мысли о том, какое влияние оказывает на человека окружающая его обстановка, показывает мир, в котором задавлен и обездолен человек. Данная презентация может быть полезна учителям, работающим по программе Коровиной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В Петербурге Достоевского»

Роман  «Преступление и наказание» Тема урока : «В Петербурге Достоевского»

Роман «Преступление и наказание»

Тема урока :

«В Петербурге Достоевского»

Цели урока:

Цели урока:

  • Показать, как создан в романе образ города.
  • Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных.
  • Подвести учащихся к осмыслению конфликта между Раскольниковым и отрицаемым им миром.
Беседа с учащимися:

Беседа с учащимися:

  • Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?
  • Сравните роман с изученными ранее произведениями.
  • На чьей стороне симпатии автора романа?
  • В чем причина преступления Раскольникова?
  • Какие вопросы ставит перед нами роман?
  • Каково ваше отношение к героям романа?
Справка:

Справка:

  • Первоначальное название «Пьяненькие», Мармеладов- центральный герой.
  • Замысел меняется: на первый план выходит образ Раскольникова.
  • В романе более 90 персонажей, около десятка центральные.
  • Действие происходит в 1865 году: эпоха реформ.
  • «Преступление и наказание» – приговор общественному строю, основанному на унижении человека и власти денег.
Работа с текстом

Работа с текстом

  • Кто главный герой романа?
  • Каким мы его видим?
  • Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
  • Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах города.
  • Какое впечатление на вас они произвели? Почему?
Образ Петербурга в романе

Образ Петербурга в романе

  • На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.
Жилище Раскольникова

Жилище Раскольникова

  • "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жал кий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок" Бывший студент спит на "неуклюжей большой софе, обитой ситцем, обыкновенно не раздеваясь, без простыни, покрываясь ветхим студенческим пальто" Автор сравнивает эту "желтую каморку" со шкафом, сундуком и гробом.
Вывод

Вывод

  • От встречи с городом и его обитателями остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.
  • Изображение городского пейзажа и интерьеров преследует цель: оставить ощущение неправильного, нестройного, вызывающего отвращение у читателей.
  • Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», « гробу» - так именуется его комната.
  • Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, где он выслушивает исповедь Мармеладова.
  • Человек задыхается в Петербурге Достоевского. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности существования.
Анализ сцен романа

Анализ сцен романа

  • Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной ( ч. 1, гл.2)
  • Сцена смерти Мармеладова ( ч. 2, гл. 7)
  • Встреча с пьяной девушкой на бульваре ( ч. 1, гл. 5)
  • Описание комнаты Сони ( ч. 4, гл. 4)
  • Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным ( ч.4, гл. 2-3)
  • Катерина Ивановна с детьми на улице ( ч. 5, гл. 7)
Беседа по этим сценам

Беседа по этим сценам

  • Какие эпизоды вас наиболее потрясли?
  • Как описаны комнаты Мармеладова и Сони?
  • Что общего между обликом комнат и судьбой живших в них людях?
  • Какие чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?
  • Что поразило вас в отношениях людей друг к другу.
Вывод по теме урока

Вывод по теме урока

  • С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, людских мук, мир ненависти, вражды, распада моральных устоев. Картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Мир устроен преступно, и его законы обрекают героя на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.
Самостоятельная работа. По выбору ответить на один вопрос: Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?  Как вы понимаете выражение : «Жизнь на аршине пространства»?

Самостоятельная работа.

  • По выбору ответить на один вопрос:
  • Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова:

«Человеку некуда пойти»?

Как вы понимаете выражение : «Жизнь на аршине пространства»?

Домашнее задание  Творческая работа: «История семьи Мармеладовых». «Как изображает Достоевский Петербург»?  Устно:  1. Каковы мотивы преступления?  2. Характер Раскольникова.

Домашнее задание

Творческая работа:

  • «История семьи Мармеладовых».
  • «Как изображает Достоевский Петербург»?

Устно:

1. Каковы мотивы преступления?

2. Характер Раскольникова.

Вставка рисунка Литература: Универсальные поурочные разработки по литературе. Издание 3-е. И.В. Золотарева Т.И. Михайлова

Вставка рисунка

Литература:

Универсальные поурочные разработки по литературе.

Издание 3-е.

И.В. Золотарева

Т.И. Михайлова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
В Петербурге Достоевского

Автор: Попрыгина Ирина Валерьевна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по литературе в 10 классе "Петербург Достоевского" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-pietierburgh-dostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "128862"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415596294"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "«Ф.М. Достоевский. Петербург Достоевского – город униженных и оскорблённых""
    ["seo_title"] => string(73) "f_m_dostoevskii_peterburg_dostoevskogo_gorod_unizhennykh_i_oskorblionnykh"
    ["file_id"] => string(6) "558788"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1601449709"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "«Ф.М. Достоевский. Петербург Достоевского – город униженных и оскорблённых""
    ["seo_title"] => string(75) "f_m_dostoevskii_peterburg_dostoevskogo_gorod_unizhennykh_i_oskorblionnykh_1"
    ["file_id"] => string(6) "558791"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1601450371"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку литературы в 10 классе "Петербург Достоевского" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-10-klassie-pietierburgh-dostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "128859"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415594810"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок литературы "Петербург Достоевского""
    ["seo_title"] => string(38) "urok_literatury_peterburg_dostoevskogo"
    ["file_id"] => string(6) "599285"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643643052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства