kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Петербург Достоевского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

- исследование влияния Петербурга на героев романа;

- выявление особенностей изображения Петербурга Достоевским;

- развитие умения работать с художественным текстом;

- умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов;

- развитие умения делать выводы, анализировать и сопоставлять эпизоды художественного текста;

- совершенствование умения анализировать эпизод художественного текста;

- умение работать в команде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Петербург Достоевского"»



Урок литературы в 10 классе

(2 часа)

Тема урока: "........ - один из главных героев романа Ф.М. Достоевского"Преступление и наказание"


Цели урока:


- исследовать влияние Петербурга на героев романа;

- выявить особенности изображения Петербурга Достоевским;

- развивать умение работать с художественным текстом;


Задачи урока:

- уметь находить нужную информацию в тексте;

- совершенствовать умение анализировать эпизод художественного произведения;

- развивать умение делать выводы, анализировать и сопоставлять эпизоды художественного текста;

- уметь формулировать  и излагать  свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов;

- уметь работать в команде;


Стадия вызова

- О ком или о чём мы сегодня будем говорить на уроке? В теме нашего урока есть "белое пятно".

Ответьте на вопросы и впишите в тему сегодняшнего урока недостающее слово.

1. Дата основания этого города 27 мая 1703 года.

2.Дворцовая площадь - главная площадь этого города.

3. В этом городе разводят мосты.

4. Нева - главная река этого города.

5. Город этот назван в честь апостола Петра — небесного покровителя Петра Первого.


- Что это за город? (Ответы обучающихся)

- Да, сегодня мы будем говорить о Петербурге. Допишите тему нашего урока. И попробуйте сформулировать цель урока. (Ответы обучающихся)


Актуализация знаний учащихся

- Вспомните, каким предстает Петербург в известных вам произведениях 1-ой половины XIX века.    

  (Обучающиеся отмечают, что тема Петербурга в русской литературе была положена еще в XVIII веке М.В. Ломоносовым, а в XIX веке А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин».  У Пушкина Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве.

Кроме того, учащиеся отмечают, что в 30-е годы тему Петербурга вслед за Пушкиным продолжает Н.В. Гоголь в своих «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души». 

В 50-60 е годы Н. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть.. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный)


- На протяжении урока мы будем работать с таблицей "Знал - знаю - хочу узнать". В первой колонке таблицы напишите информацию о том, каким вы увидели или представляете себе этот город. В течение урока мы заполним оставшиеся две колонки.


Мотивация

- Действительно, на протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле».

- Каким же увидел город Достоевский? Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Петербургу Достоевского и постараемся понять, в чем же особенности этого города, какими средствами и приемами изображает этот город Достоевский, как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание», найдем сходство и отличие Петербурга Достоевского от Петербурга, изображенного писателями в 1-й половине XIX века.

Стадия осмысления

Средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.

«Каков же Петербург  Достоевского? Какую роль сыграл  город   и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.
Чтобы полностью воссоздать образ города, мы будем работать в творческих группах.

Задания для групповой работы: составить кластер, представить примеры из текста по ходу озвучивания групповых кластеров, произвести анализ эпизодов.

1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе

ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня»;

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама»;

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург»;

ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер»;

2-я группа: Сопоставить сцены уличной жизни

ч. 1, гл. 1 - «Пьяный в телеге»;

ч. 2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние»;

ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира»;

ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница»;

ч. 5, гл.5.- сумасшествие Катерины Ивановны;

3-я группа: Составить описания интерьеров

ч. 1, гл. 3 – «Каморка Раскольникова»;

ч.1, гл. 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова;

ч. 1 гл.2 - угол Мармеладовых;

ч.2 гл. 7 – угол Мармеладовых;

ч. 4 гл. 4 – комната Сони;

ч. 6, гл. 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов;


Анализ эпизодов романа

1) Работа с учащимися 1 группы

- Что такое пейзаж?

- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами. (Описание улиц, описание летнего Петербурга, Сенная площадь, описание берега Невы и др.)

Вывод: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе.

2) Работа с учащимися 2 группы

- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли? Что хотел показать нам автор?

(пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми, встреча с пьяной девочкой - подростком, шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту и др.)

Вывод: От встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жал­кого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

3) Работа с учащимися 3 группы

- Каков интерьер в романе?

- Что мы видим внутри домов?

- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими?

- Какие детали повторяются?

(каморка Раскольникова, кабак, где произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым, "проходной угол" Мармеладовых, комната-"сарай" Сони и др.)

Вывод: Изображение городского пейзажа, интерьеров не­уклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.


Афиширование результатов (участники творческих групп делятся своими наблюдениями, исследованиями, приходят к определенному выводу).


- Обратимся к нашей с таблице, заполним вторую колонку таблицы "Знал - знаю - хочу узнать".


Подведение итогов

-  Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.


- Героев, преступивших законы нравственности и морали и преступивших закон, в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.

- Сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе:  какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?

Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Таким образом, вы получите вопросы третьей графы таблицы "Знал - знаю - хочу узнать" , которую мы заполняем на протяжении нашего урока. (Обучающиеся оформляют таблицу)


Стадия рефлексии. Составить акростих со словом «Петербург»


Оценивание. Результативность групповой работы на уроке можно проанализировать, если провести анкетирование по вопросам.

1. Удалось ли группе выполнить задание?

2. Легко ли было работать в группе?

3. Что помогает и что мешает общей работе?

4. Что ты приобретаешь в совместной работе?

5. Если вашу деятельность перевести в отметку, сколько вы поставите себе и своим членам команды?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы "Петербург Достоевского"

Автор: Ефремова Ирина Юрьевна

Дата: 31.01.2022

Номер свидетельства: 599285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по литературе "Петербург Достоевского""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-pietierburgh-dostoievskogho-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "224841"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439214321"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по литературе в 10 классе "Петербург Достоевского" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-pietierburgh-dostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "128862"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415596294"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Творческая работа на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(43) "tvorchieskaia-rabota-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229457"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441736470"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку литературы в 10 классе "Петербург Достоевского" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-10-klassie-pietierburgh-dostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "128859"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415594810"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока литературы в 10 классе "Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-litieratury-v-10-klassie-roman-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "109101"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404124449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства