kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ф.М. Достоевский. Петербург Достоевского – город униженных и оскорблённых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860-х годов

Просмотр содержимого документа
««Ф.М. Достоевский. Петербург Достоевского – город униженных и оскорблённых"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 25 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ  ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» «Ф.М. Достоевский. Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции»  (План-конспект урока по литературе, 10 класс) (Материалы для организации дистанционного обучения) Учитель русского языка и литературы МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 25  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Припачкина Наталия Викторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 25 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

«Ф.М. Достоевский. Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции»

(План-конспект урока по литературе, 10 класс)

(Материалы для организации дистанционного обучения)

Учитель русского языка и литературы

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 25 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Припачкина Наталия Викторовна

У Достоевского лицо духовника, все, о чем говорит, он говорит доверительно, наклоняясь к вашему уху. В храме другой язык, чем на улице. К чтению Достоевского приходится готовить душу, как к исповеди, иначе ничего не поймешь  В. Распутин

У Достоевского лицо духовника, все, о чем говорит, он говорит доверительно, наклоняясь к вашему уху. В храме другой язык, чем на улице. К чтению Достоевского приходится готовить душу, как к исповеди, иначе ничего не поймешь

В. Распутин

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:  продолжить изучение системы персонажей, окружающих Раскольникова. определить значение образов П.П. Лужина и А.И. Свидригайлова в раскрытии образа главного героя.  способствовать развитию интереса к чтению художественной литературы, к личности и творчеству Достоевского Ф.М.  использование сведений по философии христианства для углубленного понимания литературного произведения; подготовка к тестированию; чтение и анализ романа.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • продолжить изучение системы персонажей, окружающих Раскольникова.
  • определить значение образов П.П. Лужина и А.И. Свидригайлова в раскрытии образа главного героя.
  • способствовать развитию интереса к чтению художественной литературы, к личности и творчеству Достоевского Ф.М.
  • использование сведений по философии христианства для углубленного понимания литературного произведения; подготовка к тестированию; чтение и анализ романа.

Теория Раскольникова Люди «обыкновенные» Составляющие большинство Вынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь». Жертвы преступлений, служат для зарождения себе подобных Люди «необыкновенные» (Наполеон)

Теория Раскольникова

Люди «обыкновенные»

  • Составляющие большинство
  • Вынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь».
  • Жертвы преступлений, служат для зарождения себе подобных

Люди «необыкновенные»

  • (Наполеон)

  • Имеют право навязывать большинству свою волю, «право имеющие».
  • Совершающие преступление
«Тварь ли я дрожащая или право имею?». Как характеризует эта теория Раскольникова?  Пытаясь выяснить это, Раскольников идет  на эксперимент над собой , доказывая себе ,  что имеет право поступать, поправ основные христианские заповеди, оправдывая себя тем, что идет на преступление во имя любви к ближнему.   Его теория - продукт крайнего индивидуализма, гипертрофированной человеческой гордыни , ведь все, что он делает, он делает во имя себя .

«Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Как характеризует эта теория Раскольникова?

Пытаясь выяснить это, Раскольников идет на эксперимент над собой , доказывая себе , что имеет право поступать, поправ основные христианские заповеди, оправдывая себя тем, что идет на преступление во имя любви к ближнему.

Его теория - продукт крайнего индивидуализма, гипертрофированной человеческой гордыни , ведь все, что он делает, он делает во имя себя .

Крушение теории

Крушение теории

  • Приносит страдания матери и сестре.
  • Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и ее нерожденного ребенка.
  • Едва не явился причиной гибели маляра Миколки.
Вывод: «Я себя убил, а не старушонку» Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойники , доводящие одну из сторон его теории до ее крайнего проявления, что и доказывает противоестественность умозаключений Раскольникова

Вывод:

«Я себя убил, а не старушонку»

Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойники , доводящие одну из сторон его теории до ее крайнего проявления, что и доказывает противоестественность умозаключений Раскольникова

Найдите цитаты, характеризующие старуху-процентщицу

Найдите цитаты, характеризующие старуху-процентщицу

"...Это была крошечная, сухая старушонка , лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками , с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье , а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка."

"...она, такая маленькая и гаденькая ..."

"...Старуха, как и всегда, была простоволосая . Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке..."

"Только стерва ужасная …"

"...какая она злая, капризная ..."

"...с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная , злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная , которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет ...."

"...Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной , глупой и злой старушонки... "

"...у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении , как маленького ребенка..."

"...старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает : она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! "

"...Старуха же уже сделала свое завещание , что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии , на вечный помин души..."

Старуха-процентщица Алена Ивановна

Старуха-процентщица Алена Ивановна

  • Какое чувство она вызывает?
  • Какой видит ее Раскольников?
  • Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
  • Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?
Вывод: Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так как Но в ней поэтому она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей  нет идеи наполеонизма, сильной личности, зло, которое она приносит, косвенное.

Вывод:

Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так как

Но в ней поэтому

она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей

нет идеи наполеонизма, сильной личности,

зло, которое она приносит, косвенное.

Пройти тестирование по ссылке https://onlinetestpad.com/ru/test/64715-fmdostoevskij-prestuplenie-i-nakazanie

Пройти тестирование по ссылке

https://onlinetestpad.com/ru/test/64715-fmdostoevskij-prestuplenie-i-nakazanie

Для закрепления материала перейдите по ссылке https://youtu.be/GWbmx6OB-l4

Для закрепления материала перейдите по ссылке

https://youtu.be/GWbmx6OB-l4

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  • Дать характеристику антиподов Р. Раскольникова.
  • Подготовить ответ на одну из выбранных тем:
  • почему судьбы героев Ф.М.Достоевского чаще всего складываются трагически?
  • кто из персонажей романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?
  • какую роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Ф.М. Достоевский. Петербург Достоевского – город униженных и оскорблённых"

Автор: Припачкина Наталия Викторовна

Дата: 30.09.2020

Номер свидетельства: 558788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "«Ф.М. Достоевский. Петербург Достоевского – город униженных и оскорблённых""
    ["seo_title"] => string(75) "f_m_dostoevskii_peterburg_dostoevskogo_gorod_unizhennykh_i_oskorblionnykh_1"
    ["file_id"] => string(6) "558791"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1601450371"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Вопросы – задания по  изучению творчества Ф .М. Достоевского по роману «Преступление и наказание» "
    ["seo_title"] => string(102) "voprosy-zadaniia-po-izuchieniiu-tvorchiestva-f-m-dostoievskogho-po-romanu-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "146752"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419255154"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства