kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Петербург Достоевского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтапная слайдовая презентация к уроку литературы в 10 классе "Петербург Достоевского". Содержит сорок пять слайдов, видеоматериалы, фотоматериалы, словарные, энциклопедические статьи, сравнительную характеристику Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова. Включает индивидуальную, самостоятельную, групповую работу, экскурсию по музеям...  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 10 классе "Петербург Достоевского" »

Урок литературы в 10 классе.  Тема: «Петербург Достоевского».

Урок литературы в 10 классе. Тема: «Петербург Достоевского».

Цели: способствовать формированию понимания учащимися недопустимости существования страшного мира, описанного в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», невозможности человеческой жизни в подобных условиях; способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки происходящего в Петербурге – городе контрастов; показать авторские приёмы создания образа Петербурга – соучастника преступления; раскрыть художественную функцию пейзажа, интерьера, сцен уличной жизни, их роль в реализации общего замысла Достоевского;  актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; вызвать интерес к творчеству писателя; вырабатывать активную жизненную позицию. Расширять кругозор. Прививать любовь к классической русской литературе.

Цели: способствовать формированию понимания учащимися недопустимости существования страшного мира, описанного в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», невозможности человеческой жизни в подобных условиях; способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки происходящего в Петербурге – городе контрастов; показать авторские приёмы создания образа Петербурга – соучастника преступления; раскрыть художественную функцию пейзажа, интерьера, сцен уличной жизни, их роль в реализации общего замысла Достоевского; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; вызвать интерес к творчеству писателя; вырабатывать активную жизненную позицию. Расширять кругозор. Прививать любовь к классической русской литературе.

Задачи:  помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его героев; показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860–х годов;  подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;  продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;  продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение, развивать умение составлять план, развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление.

Задачи: помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его героев; показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860–х годов; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение, развивать умение составлять план, развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление.

Оборудование: Оборудование. Интерактивная доска, презентация «Петербург Ф.М.Достоевского», фильм «Ленинград» (изображения соборов: Зимний дворец, Казанский собор, Смольный собор, Никольский Морской собор, Исаакиевский собор). Аудиозаписи с музыкальным сопровождением. Фрагмент фильма «Преступление и наказание». Иллюстрационный материал, раздаточный материал (таблицы, схемы…).

Оборудование:

Оборудование.

Интерактивная доска, презентация «Петербург Ф.М.Достоевского», фильм «Ленинград» (изображения соборов: Зимний дворец, Казанский собор, Смольный собор, Никольский Морской собор, Исаакиевский собор). Аудиозаписи с музыкальным сопровождением. Фрагмент фильма «Преступление и наказание». Иллюстрационный материал, раздаточный материал (таблицы, схемы…).

Санкт  – латинское «святой»,  Петер – греческое «камень, скала», «бург» – немецкое «замок, крепость»

Санкт – латинское «святой», Петер – греческое «камень, скала», «бург» – немецкое «замок, крепость»

- О каком городе мы будем сегодня говорить с вами?

- О каком городе мы будем сегодня говорить с вами?

Открываем дверь в Петербург Достоевского…

Открываем дверь в Петербург Достоевского…

  • Просмотр видеофрагмента фильма по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» режиссера Д. Светозарова.
- Обратите внимание на эпиграфы.  Каким видит Петербург Жуковский и каким он предстает у Пушкина?

- Обратите внимание на эпиграфы. Каким видит Петербург Жуковский и каким он предстает у Пушкина?

Эпиграфы к уроку:  Романы Достоевского представляют          собой самое страшное обвинение,          брошенное в лицо буржуазному обществу:          истинный убийца, губитель человеческих          душ – это ты!  Р. Люксембург.            Давно стихами говорит Нева,          Страницей Гоголя ложится Невский,          Весь Летний сад – Онегина глава,          О Блоке вспоминают Острова,          А по Разъезжей бродит Достоевский.             С.Я. Маршак .

Эпиграфы к уроку:

Романы Достоевского представляют

собой самое страшное обвинение,

брошенное в лицо буржуазному обществу:

истинный убийца, губитель человеческих

душ – это ты!

Р. Люксембург.

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

С.Я. Маршак .

О Петербург, проклятый Петербург,  Здесь, право, нельзя иметь души!  Здешняя жизнь давит меня и душит!    В.А. Жуковский.        Город пышный, город бедный,  Дух неволи, стройный вид,  Свод небес зелено–бледный,  Сказка, холод и гранит…              А.С. Пушкин.

О Петербург, проклятый Петербург, Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит… А.С. Пушкин.

- На каком приеме строит свое описание Петербурга Пушкин ?

- На каком приеме строит свое описание Петербурга Пушкин ?

Историческая справка.

Историческая справка.

  • - В 1703 году Пётр1 заложил в устье Невы город Санкт-Петербург (рассказ сопровождается слайдами). Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади , набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих.. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В городе много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость , Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города. Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.
Дворцовая площадь

Дворцовая площадь

Дворцовый мост

Дворцовый мост

Мариинский театр

Мариинский театр

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Адмиралтейство

Петербург х i х века

Петербург х i х века

  • Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от ХVIII века до современности.
  • Роман «Преступление и наказание» был напечатан в 1866 году. Архитектура Петербурга ХIХ века уникальна. Здесь сочетается барокко и классицизм.
Основные направления в архитектуре

Основные направления в архитектуре

  • Барокко – странный, причудливый.
  • Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности.
  • Главные украшения: карнизы, окна и лепнина всяческих форм. Позолота.
  • Классицизм – образцовый.
  • Обращение к античному наследию как к идеальному образцу.
  • Характерны строгие, четкие формы с колоннадами, арками, скульптурами.
Особенности архитеркуры БАРОККО Зимний дворец КЛАССИЦИЗМ Казанский собор Собор Смольного монастыря КЛАССИЦИЗМ Никольский Морской собор БАРОККО БАРОККО Исаакиевский собор

Особенности

архитеркуры

БАРОККО

Зимний дворец

КЛАССИЦИЗМ

Казанский собор

Собор Смольного монастыря

КЛАССИЦИЗМ

Никольский Морской собор

БАРОККО

БАРОККО

Исаакиевский собор

Задание на интерактивной доске.   В КАКОМ СТИЛЕ ПОСТРОЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗДАНИЯ Петербурга?  ( Барокко. Классицизм).

Задание на интерактивной доске. В КАКОМ СТИЛЕ ПОСТРОЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗДАНИЯ Петербурга? ( Барокко. Классицизм).

Петербург в живописи. В.Перов «Утопленница» «У питейного дома»  Неизвестный художник Ульянов «Весной на окраине Петербурга» Волков  «Сенная площадь»

Петербург в живописи.

В.Перов «Утопленница»

«У питейного дома» Неизвестный художник

Ульянов «Весной на окраине Петербурга»

Волков «Сенная площадь»

слово учителя по теме урока.

слово учителя по теме урока.

  • Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город – это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков. Зачитать эпиграф - строки из стихотворения С.Я. Маршака. Мы побываем сегодня в Петербурге Достоевского, попытаемся представить себе картины города, воспроизведённые великим писателем, проникнемся эмоциями писателя и его героев – это цели нашего урока. А тема – «Петербург Достоевского».
Представление исследовательских работ учащихся.   А) Петербург Пушкина.  Б) Петербург Гоголя.  В) Петербург Некрасова.

Представление исследовательских работ учащихся. А) Петербург Пушкина. Б) Петербург Гоголя. В) Петербург Некрасова.

Петербург Пушкина

Петербург Пушкина

Петербург Гоголя

Петербург Гоголя

Петербург Некрасова

Петербург Некрасова

Петербург в русской литературе ХVIII - XIX в.

Петербург в русской литературе ХVIII - XIX в.

Вернемся к эпиграфу урока.

Вернемся к эпиграфу урока.

  • У Пушкина образ Петербурга строится на приеме антитезы. А есть ли у Достоевского «другой» Петербург? Внимательный читатель, шагая дорогами Достоевского, открывает для себя два самых разных города.
Работа над текстом романа.

Работа над текстом романа.

  • 1. Пейзажи. Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время дня. Какие краски преобладают? Вывод.
  • 2. Судьба семьи Мармеладовых. Ученик даёт краткий пересказ истории семьи Мармеладовых. Вывод.
  • 3. Уличные сцены.
  • 4. Интерьеры. Вывод.
Петербург Достоевского  Городской пейзаж Интерьеры Сцены уличной жизни

Петербург Достоевского

Городской пейзаж

Интерьеры

Сцены уличной жизни

* Пейзаж (франц.) – местность; вид изображения какой-либо местности; в живописи и графике – основной предмет изображения – природа.  В городском пейзаже изображаются виды городов или архитектурных комплексов.  * Интерьер (франц.) – внутренний;  в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании.

* Пейзаж (франц.) – местность;

вид изображения какой-либо местности;

в живописи и графике – основной предмет изображения – природа.

  • В городском пейзаже изображаются виды городов или архитектурных комплексов.

* Интерьер (франц.) – внутренний;

в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании.

Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни.

Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни.

  • Вывод: реальность и фантастика – всё сплелось в Петербурге, который Свидригайлов называл «городом полусумасшедших». В этом фантастическом образе города, враждебному человеку и природе, воплощён образ писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормального современного ему общества.
Мечта о городе прекрасном.

Мечта о городе прекрасном.

  • Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармоничного общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает о городе ином.
Работа в группах.

Работа в группах.

  • Составление плана к теме «Петербург Достоевского».
  • 1. Психологический характер городского пейзажа в романе.
  • 2. Уличные сцены. Многообразие петербургских типов.
  • 3. «Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят».
  • 4. Реальность и бред в квартирах петербургской жизни.
  • 5. Мечта о прекрасном городе.
Заключительное слово учителя.

Заключительное слово учителя.

  • Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал, что его Петербург не останется в памяти людей только страшным, только мучительным, потому что всегда будет жив и Петербург пушкинский, грозящий стихийными бедствиями, подчиняющийся только воле своего великого создателя «на звонко скачущем коне», и всё-таки радостный. Светлый город, где «девичьи лица ярче роз», где радует «Невы державное теченье», облик которого вселяет гордость, потому что он – «Петра творенье». И ясны спящие громады .
Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

  • Запишите вывод в тетрадь , продолжив фразу, «Петербург Достоевского – это…»
Вывод: Петербург - город контрастов.  Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.

Вывод:

  • Петербург - город контрастов.

Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.

  • Петербург – главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
  • Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.»
Экскурсия по современному  Санкт-Петербургу .

Экскурсия по современному Санкт-Петербургу .

Современный Петербург – музей под открытым небом

Современный Петербург – музей под открытым небом

Домашнее задание. Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:    1. Трущобы Достоевского.  2. Прогулка по Петербургу Достоевского.  3. Почему Петербург Достоевского жёлтый?  4. Тему сформулируйте сами.

  • Домашнее задание.
  • Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:

1. Трущобы Достоевского. 2. Прогулка по Петербургу Достоевского.

3. Почему Петербург Достоевского жёлтый?

4. Тему сформулируйте сами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Петербург Достоевского"

Автор: Мельник Юлия Анатольевна, Семенова Лариса Николаевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Уроки литературы в 10 классе по теме "Творчество Ф.М. Достоевского" "
    ["seo_title"] => string(72) "uroki-litieratury-v-10-klassie-po-tiemie-tvorchiestvo-f-m-dostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "161053"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422176706"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "В Петербурге Достоевского"
    ["seo_title"] => string(31) "v-pietierburghie-dostoievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "200322"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428775022"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Тест - презентация по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "
    ["seo_title"] => string(79) "tiest-priezientatsiia-po-romanu-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "149964"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1420377180"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""Город, в котором невозможно быть". "
    ["seo_title"] => string(32) "gorod-v-kotorom-nievozmozhno-byt"
    ["file_id"] => string(6) "127002"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415257631"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства