Урок литературы в 5 классе по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»
Кабулова Улжан Абдуллаевна,
учитель русского языка и литературы общеобразовательной средней школы № 3 Тахиаташского района
Республики Каракалпакстан
Тема урока
Цели урока:
познакомиться с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор»;
повторить знания о понятиях «идея», «главная мысль» произведения;
определить главную мысль, идею рассказа «Чудесный доктор»;
узнать лексическое значение слов «милосердие», «сострадание»;
пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.
Эпиграф
«…подумай, мы живём на земле не для себя только»
Н.И.Пирогов
На прошлом уроке
Мы познакомились с личностью русского писателя Александра Ивановича Куприна и его рассказом
«Белый пудель».
Из рассказа мы узнали, как дороги писателю те, кто не мирится со своим положением, сохраняет человеческое достоинство, гордость, умеет постоять за себя.
Таковыми были и герои его рассказа – старый шарманщик Мартын Лодыжкин и двенадцатилетний мальчик Серёжа.
Тема и идея рассказа«Белый пудель»
ТЕМА
Произведение о добре, зле и верности
ИДЕЯ
Произведение учит не предавать своих друзей ни под каким предлогом
Рассказ «Чудесный доктор» А.И.Куприна был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях
Начало рассказа
Следующий рассказ не
есть плод досужего
вымысла. Все описанное
мною действительно
произошло в Киеве лет
около тридцати тому назад
и до сих пор свято, до
мельчайших подробностей,
сохраняется в преданиях
того семейства, о котором
пойдет речь.
(А.И.Куприн)
Сюжетом для будущего произведения послужила история, рассказанная Александру Куприну одним банкиром. Она тронула и заинтересовала автора.
В результате появился рассказ «Чудесный доктор».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА
Действие рассказа
происходит в конце 19 века
в Киеве, накануне
Рождественских праздников. Семья Мерцаловых,
после того, как глава
семейства потерял работу,
впала в ужасную нищету.
В довершение ко всем
несчастьям, заболела
Машутка, одна из четырех
детей Мерцаловых
Два ее брата (старшему из
них исполнилось 10) должны
были отнести письмо с
просьбой о помощи одному
богатому барину, у которого
Мерцалов-старший служил
управляющим.
Однако швейцар мальчиков
выпроводил и отказался
передавать письмо барину
Вернувшись домой ни с чем,
Мерцалов-старший, под
тяжестью свалившихся на
семью несчастий, опять ушел.
Он бродил по зимнему саду,
и мысль о самоубийстве
не покидала его.
Случайная встреча со старичком,
оказавшимся доктором, изменила
все: выслушав историю
Мерцалова, доктор предложил
сходить к нему домой. С приходом
доктора жизнь в каморке закипела:
одного из мальчиков послали за
дровами, отца - за лекарствами
для Машутки и за горячей едой.
Уходя, доктор оставил рецепт,
несколько крупных ассигнаций и
самое главное – надежду на то,
что в новом году все изменится.
Так и случилось. Уже в
январе отец нашел работу,
Машутка выздоровела.
Чудесным доктором
оказался профессор Пирогов
(его имя было указано на
пузырьке с лекарством).
В «Чудесном докторе» на первый план выходит личность доктора, «святого человека», который спасает всю семью Мерцалова от голодной смерти.
Слова Пирогова: «не падайте никогда духом», становятся ключевой мыслью рассказа.
Чудесный доктор в лице Пирогова проявляет чувства милосердия и сострадания.
МИЛОСЕРДИЕ – доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку
произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан
Выводы
Главная мысль рассказа "Чудесный доктор" в том, что никогда не надо терять надежду, не надо отчаиваться, как бы тяжело и трудно нам не было.
Идея произведения в вере в то, что даже в самой жестокой реальности могут происходить чудеса под названием доброта и бескорыстие.
В каждой жизни есть место "чуду","мир не без добрых людей."Не стоит отчаиваться, всегда найдутся сострадательные люди с большим сердцем, которые придут на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.