kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал  можно использовать на уроке литературы в 5 классе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы»

Урок литературы в 5 классе по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор»    Кабулова Улжан Абдуллаевна, учитель русского языка и литературы общеобразовательной средней школы № 3 Тахиаташского района Республики Каракалпакстан

Урок литературы в 5 классе по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Кабулова Улжан Абдуллаевна,

учитель русского языка и литературы общеобразовательной средней школы № 3 Тахиаташского района

Республики Каракалпакстан

Тема урока

Тема урока

Цели урока:  познакомиться  с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор»; повторить  знания о понятиях «идея», «главная мысль» произведения; определить главную мысль, идею рассказа «Чудесный доктор»; узнать  лексическое значение слов «милосердие», «сострадание»; пробудить  у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.

Цели урока:

познакомиться с рассказом А.И.Куприна «Чудесный доктор»;

повторить знания о понятиях «идея», «главная мысль» произведения;

определить главную мысль, идею рассказа «Чудесный доктор»;

узнать лексическое значение слов «милосердие», «сострадание»;

пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.

Эпиграф  «…подумай, мы живём на земле не для себя только»  Н.И.Пирогов

Эпиграф

«…подумай, мы живём на земле не для себя только»

Н.И.Пирогов

На прошлом уроке  Мы познакомились с личностью русского писателя Александра Ивановича Куприна и его рассказом  «Белый пудель».  Из рассказа мы узнали, как дороги писателю те, кто не мирится со своим положением, сохраняет человеческое достоинство, гордость, умеет постоять за себя.  Таковыми были и герои его рассказа – старый шарманщик Мартын Лодыжкин и двенадцатилетний мальчик Серёжа.

На прошлом уроке

Мы познакомились с личностью русского писателя Александра Ивановича Куприна и его рассказом

«Белый пудель».

Из рассказа мы узнали, как дороги писателю те, кто не мирится со своим положением, сохраняет человеческое достоинство, гордость, умеет постоять за себя.

Таковыми были и герои его рассказа – старый шарманщик Мартын Лодыжкин и двенадцатилетний мальчик Серёжа.

Тема и идея рассказа  «Белый пудель» ТЕМА Произведение о добре, зле и верности ИДЕЯ Произведение учит не предавать своих друзей ни под каким предлогом

Тема и идея рассказа «Белый пудель»

ТЕМА

Произведение о добре, зле и верности

ИДЕЯ

Произведение учит не предавать своих друзей ни под каким предлогом

Рассказ «Чудесный доктор» А.И.Куприна был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях

Рассказ «Чудесный доктор» А.И.Куприна был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях

Начало рассказа Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь.  (А.И.Куприн)

Начало рассказа

Следующий рассказ не

есть плод досужего

вымысла. Все описанное

мною действительно

произошло в Киеве лет

около тридцати тому назад

и до сих пор свято, до

мельчайших подробностей,

сохраняется в преданиях

того семейства, о котором

пойдет речь.

(А.И.Куприн)

Сюжетом для будущего произведения послужила история, рассказанная Александру Куприну одним банкиром. Она тронула и заинтересовала автора.  В результате появился рассказ «Чудесный доктор».

Сюжетом для будущего произведения послужила история, рассказанная Александру Куприну одним банкиром. Она тронула и заинтересовала автора.

В результате появился рассказ «Чудесный доктор».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА  Действие рассказа происходит в конце 19 века в Киеве, накануне Рождественских праздников. Семья Мерцаловых, после того, как глава семейства потерял работу, впала в ужасную нищету.  В довершение ко всем несчастьям, заболела Машутка, одна из четырех детей Мерцаловых

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА

Действие рассказа

происходит в конце 19 века

в Киеве, накануне

Рождественских праздников. Семья Мерцаловых,

после того, как глава

семейства потерял работу,

впала в ужасную нищету.

В довершение ко всем

несчастьям, заболела

Машутка, одна из четырех

детей Мерцаловых

Два ее брата (старшему из них исполнилось 10) должны были отнести письмо с просьбой о помощи одному богатому барину, у которого  Мерцалов-старший служил  управляющим.  Однако швейцар мальчиков выпроводил и отказался передавать письмо барину

Два ее брата (старшему из

них исполнилось 10) должны

были отнести письмо с

просьбой о помощи одному

богатому барину, у которого

Мерцалов-старший служил

управляющим.

Однако швейцар мальчиков

выпроводил и отказался

передавать письмо барину

Вернувшись домой ни с чем, Мерцалов-старший, под тяжестью свалившихся на семью несчастий, опять ушел. Он бродил по зимнему саду, и мысль о самоубийстве не покидала его.

Вернувшись домой ни с чем,

Мерцалов-старший, под

тяжестью свалившихся на

семью несчастий, опять ушел.

Он бродил по зимнему саду,

и мысль о самоубийстве

не покидала его.

Случайная встреча со старичком, оказавшимся доктором, изменила все: выслушав историю Мерцалова, доктор предложил сходить к нему домой. С приходом доктора жизнь в каморке закипела: одного из мальчиков послали за дровами, отца - за лекарствами для Машутки и за горячей едой.  Уходя, доктор оставил рецепт, несколько крупных ассигнаций и самое главное – надежду на то, что в новом году все изменится.

Случайная встреча со старичком,

оказавшимся доктором, изменила

все: выслушав историю

Мерцалова, доктор предложил

сходить к нему домой. С приходом

доктора жизнь в каморке закипела:

одного из мальчиков послали за

дровами, отца - за лекарствами

для Машутки и за горячей едой.

Уходя, доктор оставил рецепт,

несколько крупных ассигнаций и

самое главное – надежду на то,

что в новом году все изменится.

Так и случилось. Уже в январе отец нашел работу, Машутка выздоровела.  Чудесным доктором оказался профессор Пирогов (его имя было указано на пузырьке с лекарством).

Так и случилось. Уже в

январе отец нашел работу,

Машутка выздоровела.

Чудесным доктором

оказался профессор Пирогов

(его имя было указано на

пузырьке с лекарством).

В «Чудесном докторе» на первый план выходит личность доктора, «святого человека», который спасает всю семью Мерцалова от голодной смерти.  Слова Пирогова: «не падайте никогда духом», становятся ключевой мыслью рассказа.

В «Чудесном докторе» на первый план выходит личность доктора, «святого человека», который спасает всю семью Мерцалова от голодной смерти.

Слова Пирогова: «не падайте никогда духом», становятся ключевой мыслью рассказа.

Чудесный доктор в лице Пирогова проявляет чувства милосердия и сострадания.   МИЛОСЕРДИЕ  –  доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку  СОСТРАДАНИЕ  – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Чудесный доктор в лице Пирогова проявляет чувства милосердия и сострадания.

МИЛОСЕРДИЕ – доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку

СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Главная мысль, идея произведения   Главная мысль , или идея ,  произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан

Главная мысль, идея произведения

Главная мысль , или идея ,

произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан

Выводы  Главная мысль рассказа

Выводы

Главная мысль рассказа "Чудесный доктор" в том, что никогда не надо терять надежду, не надо отчаиваться, как бы тяжело и трудно нам не было.

Идея произведения в вере в то, что даже в самой жестокой реальности могут происходить чудеса под названием доброта и бескорыстие.

В каждой жизни есть место "чуду","мир не без добрых людей."Не стоит отчаиваться, всегда найдутся сострадательные люди с большим сердцем, которые придут на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.

Домашнее задание 1. Прочитать рассказ «Чудесный доктор».  2. Ответить на вопрос: почему фамилия Пирогова  как вам кажется, не попала в заголовок  рассказа? Какой смысл внёс Куприн в название?  ( стр. 209 )

Домашнее задание

1. Прочитать рассказ «Чудесный доктор».

2. Ответить на вопрос: почему фамилия Пирогова

как вам кажется, не попала в заголовок

рассказа? Какой смысл внёс Куприн в название?

( стр. 209 )

Если в жизни важными делами  Будут вера, милосердие и честь,   Доброта, молитва, состраданье –  Значит ЗАВТРА  у планеты есть.

Если в жизни важными делами

Будут вера, милосердие и честь,

Доброта, молитва, состраданье

Значит ЗАВТРА у планеты есть.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок литературы

Автор: Кабулова Улжан Абдуллаевна

Дата: 23.06.2020

Номер свидетельства: 553940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок литературы  «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-dobro-i-zlo-v-traghiediiakh-k-v-ivanova-rab-d-iavola-i-v-shiekspira-makbiet"
    ["file_id"] => string(6) "237240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444249572"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства