kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Урок литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучение рассказа "Матрёнин двор" А.Солженицына

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы»

Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» Трагедия судьбы Матрёны Нравственный смысл рассказа-притчи Выполнила учитель русского языка и литературы Хальвинская Н. В.

Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»

Трагедия судьбы Матрёны

Нравственный смысл рассказа-притчи

Выполнила учитель русского языка и литературы Хальвинская Н. В.

Александр Исаевич Солженицын  (1918 - 2008)

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)

… Если без трех праведных по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель. Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, - без которых нет граду строения.  Н.С.Лесков. Предисловие к циклу «праведники»

Если без трех праведных по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель. Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, - без которых нет граду строения. Н.С.Лесков. Предисловие к циклу «праведники»

Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил  нравственности; у верующих: человек,  не имеющих грехов.  Портрет - описание внешности персонажа; одно из средств  создания образа.  Деталь - средство, помогающее представить картину,  предмет, характер в неповторимой  индивидуальности.  Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех  частей, образов, эпизодов, сцен произведения.  Словарик

Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил

нравственности; у верующих: человек,

не имеющих грехов.

Портрет - описание внешности персонажа; одно из средств

создания образа.

Деталь - средство, помогающее представить картину,

предмет, характер в неповторимой

индивидуальности.

Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех

частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Словарик

«Матренин двор» (1963 г.) Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»? Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?

«Матренин двор» (1963 г.)

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?

Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  • Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?

(«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию» )

В рассказе «Матренин двор» показана жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века. Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт. Высокое Поле Торфопродукт Тальново «Сельмаш» Шестимирово «Химпром» Часлицы облпотребсоюз Овинцы облоно Спудни сельмаг Автор текста считает, что сложносокращенные слова делают наш язык бездушным, грубым.

В рассказе «Матренин двор» показана жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века. Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт.

Высокое Поле Торфопродукт

Тальново «Сельмаш»

Шестимирово «Химпром»

Часлицы облпотребсоюз

Овинцы облоно

Спудни сельмаг

Автор текста считает, что сложносокращенные слова делают наш язык бездушным, грубым.

Характеристика образа Матрёны Ключевые цитаты Имя, возраст героини, её первое появление в рассказе Портрет героини Интерьер дома; обитатели дома Радости и огорчения героини Источники страха Отношение к людям Отношения к людям Отношения к государству Отношение к Богу Речь Жизненный путь

Характеристика образа Матрёны

Ключевые цитаты

Имя, возраст героини, её первое появление в рассказе

Портрет героини

Интерьер дома; обитатели дома

Радости и огорчения героини

Источники страха

Отношение к людям

Отношения к людям

Отношения к государству

Отношение к Богу

Речь

Жизненный путь

Матрёнин двор Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание?  Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему? Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?   .

Матрёнин двор

  • Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание?
  • Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
  • Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

.

5. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?  6. Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?

5. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?

6. Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?

Портрет Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя? Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Портрет

Есть ли в рассказе развернутый портрет героини?

На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Один день из жизни Матрёны Васильевны Когда и как начинался Матренин день?  Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  • Когда и как начинался Матренин день?
  • Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

  • Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?
  • В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?
Смысл повседневного существования Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра) Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой Тихо, вежливо,  стараясь не шуметь хлопотать утром по дому Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу ) Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход http://festival.1september.ru/articles/585612 /

Смысл повседневного существования

Лишь бы не запоздниться

(вставать в четыре-пять утра)

Кланяясь лесным кустам,

возвращаться домой

просветлённой,

с доброй улыбкой

Тихо, вежливо,

стараясь не шуметь

хлопотать утром по дому

Запасаться на зиму

топливом,

постоянно рискуя

попасть под суд

Бескорыстно помогать всем

(родственникам, соседям, колхозу )

Кормить козьих пастухов,

выкладываясь перед другими хозяйками

и вгоняя себя в большой расход

http://festival.1september.ru/articles/585612 /

Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?    Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога? Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом? С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?
  • Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?

  • Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

  • Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?
  • С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?
Прошлое Матрёны Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)?  Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?

Прошлое Матрёны

Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)?

Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?

Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое. «Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой». «Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…». Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?   Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?

Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Матрёна и Фаддей Миронович Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?   (Работа с ресурсами сети Интернет) Выйти на сайт www. gramota.ru, работая с толковым словарём, ответить на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные?

Матрёна и Фаддей Миронович

Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

(Работа с ресурсами сети Интернет) Выйти на сайт www. gramota.ru, работая с толковым словарём, ответить на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные?

История с горницей  Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?  Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?     Что необычного происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?

История с горницей

  • Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
  • Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?

  • Что необычного происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора?
  • Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы?
  • Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?

Прощание с Матрёной  Что стало причиной смерти Матрены? Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?  Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе? Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью? Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

Прощание с Матрёной

Что стало причиной смерти Матрены?

Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?

Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?

Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»? Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника.  Мир духовности, добра, милосердия .

Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?

Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника.

Мир духовности, добра, милосердия .

История жизни Матрёны Васильевны  http://festival.1september.ru/articles/585612 Душа довер- Чистая , чивая Муча- живёт любит, ется, Жить в гармо- с самим собой нии  Это спасение?

История жизни Матрёны Васильевны

http://festival.1september.ru/articles/585612

Душа

довер-

Чистая ,

чивая

Муча-

живёт

любит,

ется,

Жить

в гармо-

с самим

собой

нии

Это

спасение?

Нравственный смысл рассказа-притчи Дорога Железная дорога Символ народной судьбы неумолимая, разрушающая

Нравственный смысл рассказа-притчи

Дорога

Железная дорога

Символ народной судьбы

неумолимая, разрушающая

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»? Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.  «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

  • Нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем.
  • Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том слиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей
ЗАДАНИЕ НА С/П

ЗАДАНИЕ НА С/П

  • НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ
  • «Почему Матрёну можно назвать праведницей?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы

Автор: Хальвинская Наталья Васильевна

Дата: 07.11.2018

Номер свидетельства: 483963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок литературы  «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-dobro-i-zlo-v-traghiediiakh-k-v-ivanova-rab-d-iavola-i-v-shiekspira-makbiet"
    ["file_id"] => string(6) "237240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444249572"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Доклад на научно-практическую конференцию "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_nauchno_praktichieskuiu_konfierientsiiu_dukhovno_nravstviennoie_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "441332"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511952116"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства