Урок литературного чтения. Русская народная сказка «Два Мороза.»
2 класс
Учитель: Россол Ольга Ивановна.
Цели:
обобщить знания обуч-ся; развивать память, внимание, мышление, речь; учить связно излагать свои мысли; учить адекватно оценивать свои силы и знания.
I.Организационный момент. II.Речевая разминка.
- Прочитайте «жужжащим» чтением стихотворение, попробуйте услышать фамилию русского поэта.
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень,осенний цвет,
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье,тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты…
- О какой фамилии идёт речь?
- Какой приём использовал Николай Браун?
ключ
- Сергей Александрович Есенин
- Звукопись.
III.Проверка домашнего задания.
- конкурс чтецов.
IV.Постановка цели урока.
- Отгадай загадки.
1.Кто, угадай-ка, 2.Жил я посреди двора,
Седая хозяйка? Где играет детвора,
Тряхнула перинки, Но от солнечных лучей
Над миром пушинки? Превратился я в ручей.
3.В обоих домиках темно, 4.Я живу под самой крышей,
Зато жарища прямо. Даже страшно глянуть вниз.
А коль засветится окно, Я могла бы жить и выше,
Его починит мама. Если б крыши там нашлись.
5.Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
-Какое слово получилось в выделенных клетках?
Сегодня мы будем читать сказку «Два мороза.»
-Как вы думаете, к какому жанру оно относится?
кроссворд
V.Новая тема.
План.
1.Чтение сказки учителем и обуч-ся.
2.Словарная работа по ходу чтения.
3.Выборочное чтение.
4.Тест на закрепление изученного.
Словарная работа.
Бубенчик -металлический шарик с кусочком металла вну-
три,позванивающий при встряхивании.
Дровосек -человек,рубящий дрова.
Купец -богатый человек,живущий в городе,владелец тор-
говой лавки.
Крестьянин -бедный человек,живущий в деревне,занима-
ющийся обработкой земли.
Выборочное чтение.
-Как решили позабавиться два Мороза?
-Куда едет купец ? куда крестьянин ?
-Как одет крестьянин?купец?
-Как Мороз – Синий нос морозил купца?
-Как Мороз – Красный нос морозил крестьянин?
Удалось ли ему это?
-Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?
-Зачем он так сделал?
Тест.
1.Что решили сделать братья Морозы?
а)поиграть;
б)порезвиться;
в)позабавиться.
2.Богатый купец ехал:
а)с колокольчиками;
б)с бубенчиками;
в)со звоночками.
3.За кем бежал младший брат – Красный нос?
а)за рыбаком;
б)за охотником;
в)за дровосеком.
4.Какая у купца шуба?
а)медвежья;
б)лисья;
в)волчья.
5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
а)кнутом;
б)поленом;
в)палкой.
6.Что, по мнению старшего Мороза – Синего носа,лучше
шубы греет?
а)печка;
б)костёр;
в)топор.
VI.Итог урока.
-Какое произведение читали на уроке?
-Докажите, что это сказка.
-Какое предложение выражает основную мысль?
Ключ.
1.Есть зачин.
2.Присутствуют слова и выражения,типичные для русской сказки: «По чистому полю,по густому лесу»,
«Свистнули,щёлкнули,побежали», «Еле я ноги унёс,до сих пор бока болят»;
3.Повторы: «Два Мороза,два родных брата», «бил-бил»,
«колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья»,
«сапоги волчьи».
Топор лучше шубы греет.
VII.Домашнее задание.
1.Два человека пересказывают сказку.(сил.)
2.Два человека читают по ролям.(сл.)