Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению Русская народная сказка "Два Мороза"»
Урок
Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза».
Цель урока: способствовать развитию навыков чтения, развивать умения выделять главное в прочитанном тексте; учить характеризовать героев сказки.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиесяпродолжат работу над русской народной сказкой « Два Мороза»;
научатся осознанно читать сказку;
понимать особенности сказочного текста,
сравнивать и характеризовать героев;
находить главную мысль, сформулированную в тексте.
2. Метапредметные
- познавательные УУД
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в устной форме;
- коммуникативные УУД
слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в коллективном обсуждении;
- регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять необходимую информацию из текста;
- личностные
формировать мотивационную основу учебной деятельности, познавательный интерес к материалу;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
учебник;
мультимедийная презентация;
карточки для групповой работы;
шапочки для инсценировки;
снежинки для самооценки.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
Прозвенел звонок на наш урок. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Девиз нашего урока: Упустишь минутку-потеряешь час
II. Речевая разминка.
1.Чистоговорки
Ма — ма — ма — на дворе зима
Ом- ом-ом — слепим снежный дом.
Ок-ок-ок — на дворе снежок
Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.
Ра-ра-ра — вьюга с самого утра.
Ры-ры-ры — прокачусь с горы.
III. Проверка домашнего задания.
- Напомните ,пожалуйста, что было задано домой?
- Дома вы должны были приготовить выразительное чтение сказки . Подобрать 7 интересных фактов о морозе.
*Число простуд заметно снижается во время сильных морозов.
*Мороз — это понижение температуры воздуха ниже 0 °C.
*Достаточно в мороз ежедневно совершать часовые прогулки, и вы станете более устойчивы к стрессу.
*Заниматься спортом или тяжелой физической работой в очень холодную погоду вредно для здоровья.
*Новогоднее чудо невозможно представить без Деда Мороза,
*Послушным детям Мороз носит подарки, а лентяев мог ударить по лбу посохом.
*Настоящий Дед Мороз не замораживает сердца, а растапливает их. IV. Актуализация знаний
- О каком времени года мы начали читать произведения? Вместе с зимой к нам проходит... Отгадаете загадку – узнаете.
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (мороз)
- Давайте повторим, какие ещё признаки зимы вы знаете (ответы детей).
- Одним из признаков зимы является снег. Его сейчас очень много. Давайте покажем зиме как мы умеем ловить снежинки.. За каждый правильный ответ вы будете получать снежинки и складывать их к себе на парту. Но, к сожалению, снежинки могут таять. А таять они будут, если вы забудете о правилах поведения на уроке. Так что будьте внимательными и не нарушайте дисциплину.
III. Постановка учебной задачи
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Лесом частым Полем вьюжным Зимний праздник к вам идёт. Что за праздник? Скажем дружно: Это праздник - Новый год!
Учитель: А какой Новый год без сказки? Давайте вспомним, как называется наша сказка?
Р
А
О
Д
О
В
А
М
З
6
3
7
1
5
2
9
4
8
("Два Мороза")
-А к какому жанру относится это произведение?
А кто пишет сказки?Сказки пишут авторы и составляет народ.
-Как называются сказки, которые сочинил народ? народными.
-А как называются сказки, которые написали писатели? авторскими
Учитель:
-Предлагаю сформулировать цели на урок.
-Что мы будем учиться делать на этом уроке?
(выразительно читать сказку , отвечать на вопросы, характеризовать героев, рассуждать, излагать свои мысли)
-Что мы узнаем ? (Чему учит сказка)
-Правильно , ведь не зря говорят : Сказка - ложь, да в ней намёк -
добрым молодцам урок.
IV. Работа по теме урока
Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки.
А чтение начнут мои помощники.
Выходят 3 ученика в колпаках и читают начало сказки
- Как решили подшутить Морозы? - Что делали Морозы?
- Что решили ?
- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?
- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?
(До слов «Свистнули, щелкнули, побежали..»Прочитаем, что произошло дальше? - Что они услышали ? - О чём договорились ?
Два Мороза сделали выбор: старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.
- А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.
Будем читать по цепочке, стараемся читать выразительно, соблюдая все знаки препинания
(Чтение эстафетой)
Беседа по прочитанному:
-Как решили позабавиться два мороза? Поморозить людей.
-Куда едет купец? В город
Куда едет крестьянин? В лес за дровами. .
6Выборочное чтение.
- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию.с.199 Как одет купец? В шубе медвежьей, шапке лисьей, сапогах волчьих.
- Так почему же Мороз его заморозил?
- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. С.201
Как одет крестьянин? В рваном полушубке
Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно7
Ответы детей: Стал бить по полушубку поленом.
-Зачем он так сделал?
-Выбивал мороз.
- Так почему же Мороз его не смог заморозить?
кто выиграл спор? Почему? Мороз Синий-нос, потому, что топор лучше шубы греет.
Какой пословицей заканчивается сказка?
Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)
Цифровой диктант. (один ученик возле доски)
- Два Мороза были родными братьями. 1
- Синий нос – это старший брат. 1
- Младший брат – Красный нос – погнался за купцом 0
- Купец не замёрз, его спасла шуба. 0
- Дровосек бежал за санями, чтобы согреться. 1
- Красный нос заморозил дровосека. 0
Физминутка
Я – Мороз Красный Нос
Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)
Братья меж собой родные
Мы Морозы удалые (приседают в присядку)
Землю снегом мы укроем (имитируют движения)
Через речку мост построим
Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)
Коль на улице мороз.(растирают)
V. Закрепление знаний и способов действий
1. Характеристика героев.
Работа в группах. - Давайте теперь попробуем охарактеризовать каждого героя. (слайд 8)
1 группа: найдите и подчеркните слова, которые характеризуют купца. (снежок)
2 группа: найдите и подчеркните слова, которые характеризуют крестьянина(снежок)
3 группа: найдите и подчеркните слова, которые характеризуют Мороза – Синего носа –
4 группа: найдите слова, которые характеризуют Мороза - Красного Носа
(Слова на карточках у всех четырёх групп одинаковые : младший, глупый, весёлый, старший, мудрый, находчивый, богатый, ленивый, тепло одет, бедный , трудолюбивый )
-Ребята, вы согласны с товарищами ?
-Назовите слова-антонимы. Для чего их употребляют в речи? (Чтобы сравнить и противопоставить характеры героев)
3. Работа с пословицами.
Собери пословицу и соотнеси её со смыслом сказки (дети получают конверт со словами пословиц:
ТОПОР ЛУЧШЕ ШУБЫ ГРЕЕТ
МОРОЗ НЕ ВЕЛИК , ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ У РАБОТАЮЩЕГО В РУКАХ ДЕЛО ОГНЁМ ГОРИТ
БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ
ГДЕ ТЕПЛО , ТАМ И ДОБРО
Дети зачитывают составленные пословицы и объясняют их смысл, отмечая соотносится она с текстом сказки или нет.
ПРОВЕРКА
-Какая пословица встретилась в сказке?
-Кто её произнёс?( Старший мудрый Мороз)
-Так чему учит нас сказка "Два Мороза"? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)
-В каких словах скрыта главная мысль сказки?
4.Творческое задание :
Подобрать отрывки к иллюстрациям сказки и прочитать их.
5.Чтение цепочкой
-Какую забаву придумали Морозы ? Прочитайте этот отрывок с учебника по ролям(использую шапочки)
-Кто выиграл спор?
Прочитайте.
6. Круг Вена
VI. Итог урока
– Чему же эта сказка учит? (Не быть ленивым, тогда и любой мороз не страшен.) А теперь давайте ещё раз проверим, как вы запомнили эту сказку. Если вы были внимательными, то должно получиться слово, которое мне очень хочется сказать в конце нашего урока.
Тест:
1. Что решили сделать братья морозы?
в) порезвиться
с) позабавиться
2. Богатый купец ехал
п) с колокольчиками
м) с бубенчиками
3. За кем побежал младший брат Мороз Красный нос?
и) за охотником
а) за дровосеком
4. За кем побежал старший брат - Мороз синий нос?
п) за князем
с) за купцом
5. Какая у купца была шуба?
и) медвежья
у) лисья
6. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
б) поленом
т) палкой
6. Что, по мнению старшего брата, Мороза - Синего носа, лучше шубы греет?
е) печка
о) топор
Проверка теста по образцу.( спасибо.)
Снежки
-Посмотрите, как много снежинок мы поймали!
- Я хочу вам сказать «спасибо» за урок! Зима тоже благодарит вас.
– Актуальна ли тема сказки в наши дни?
Оценка ответов учащихся. (Подсчёт снежинок)
РЕФЛЕКСИЯ:
Вспомните , мы с вами выполнили всё , что запланировали ?
Читали, пересказывали . читали по ролям ,характеризовали героев ,подбирали пословицы, определили главную мысль сказки.
КАКУЮ ПОСЛОВИЦУ МЫ ПОДТВЕРДИЛИ ?(Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок)