kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению Русская народная сказка "Два Мороза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей 2 класса.Способствует развитию навыков чтения, умения выделять главное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению Русская народная сказка "Два Мороза"»

Урок

Тема урока:  Русская народная сказка «Два Мороза».

Цель урока: способствовать развитию навыков чтения, развивать умения выделять главное в прочитанном тексте; учить характеризовать героев сказки.

Планируемые результаты:

  1. Предметные

  • учащиеся продолжат работу над русской народной сказкой « Два Мороза»;

  • научатся осознанно читать сказку;

  • понимать особенности сказочного текста,

  • сравнивать и характеризовать героев;

  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

- познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

- коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

- регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • выделять необходимую информацию из текста;

- личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, познавательный интерес к материалу;

  • развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Оборудование:

  • учебник;

  • мультимедийная презентация;

  • карточки для групповой работы;

  • шапочки для инсценировки;

  • снежинки для самооценки.


ХОД УРОКА

I. Орг.момент.

Прозвенел звонок на наш урок. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Девиз нашего урока: Упустишь минутку-потеряешь час

II. Речевая разминка.

1.Чистоговорки

Ма — ма — ма — на дворе зима

Ом- ом-ом — слепим снежный дом.

Ок-ок-ок — на дворе снежок

Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.

Ра-ра-ра — вьюга с самого утра.

Ры-ры-ры — прокачусь с горы.

III. Проверка домашнего задания.

- Напомните ,пожалуйста, что было задано домой?

- Дома вы должны были приготовить выразительное чтение сказки . Подобрать 7 интересных фактов о морозе.

*Число простуд заметно снижается во время сильных морозов.

*Мороз — это понижение температуры воздуха ниже 0 °C.

*Достаточно в мороз ежедневно совершать часовые прогулки, и вы станете более устойчивы к стрессу.

*Заниматься спортом или тяжелой физической работой в очень холодную погоду вредно для здоровья. 

*Новогоднее чудо невозможно представить без Деда Мороза,

*Послушным детям Мороз носит подарки, а лентяев мог ударить по лбу посохом. 

*Настоящий Дед Мороз не замораживает сердца, а растапливает их.
IV. Актуализация знаний

- О каком времени года мы начали читать произведения? Вместе с зимой к нам проходит... Отгадаете загадку – узнаете.

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

- Давайте повторим, какие ещё признаки зимы вы знаете (ответы детей).

- Одним из признаков зимы является снег. Его сейчас очень много. Давайте покажем зиме как мы умеем ловить снежинки.. За каждый правильный ответ вы будете получать снежинки и складывать их к себе на парту. Но, к сожалению, снежинки могут таять. А таять они будут, если вы забудете о правилах поведения на уроке. Так что будьте внимательными и не нарушайте дисциплину.

III. Постановка учебной задачи

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Лесом частым
Полем вьюжным
Зимний праздник к вам идёт. 
Что за праздник?
Скажем дружно:
Это праздник - Новый год!

Учитель: А какой Новый год без сказки? Давайте вспомним, как называется наша сказка?

Р

А

О

Д

О

В

А

М

З


6

3

7

1

5

2

9

4

8


("Два Мороза")

-А к какому жанру относится это произведение?

А кто пишет сказки?Сказки пишут авторы и составляет народ.

-Как называются сказки, которые сочинил народ? народными.

-А как называются сказки, которые написали писатели? авторскими

Учитель:

-Предлагаю сформулировать цели на урок.

-Что мы будем учиться делать на этом уроке?

(выразительно читать сказку , отвечать на вопросы, характеризовать героев, рассуждать, излагать свои мысли)

-Что мы узнаем ? (Чему учит сказка)

-Правильно , ведь не зря говорят : Сказка - ложь, да в ней намёк -

добрым молодцам урок.

IV. Работа по теме урока

Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки. 

А чтение начнут мои помощники.

Выходят 3 ученика в колпаках и читают начало сказки

- Как решили подшутить Морозы?
- Что делали Морозы?

- Что решили ?

- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?

- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?

(До слов «Свистнули, щелкнули, побежали..»Прочитаем, что произошло дальше? 
- Что они услышали ?
- О чём договорились ?

Два Мороза сделали выбор: старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые. 

- А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.

Будем читать по цепочке, стараемся читать выразительно, соблюдая все знаки препинания

(Чтение эстафетой)

Беседа по прочитанному:

-Как решили позабавиться два мороза? Поморозить людей.

-Куда едет купец? В город

Куда едет крестьянин? В лес за дровами. .

6Выборочное чтение.

- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.

- Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию.с.199 Как одет купец? В шубе медвежьей, шапке лисьей, сапогах волчьих.

- Так почему же Мороз его заморозил?

- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.

- Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию. С.201

Как одет крестьянин? В рваном полушубке

Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно7

Ответы детей: Стал бить по полушубку поленом.

-Зачем он так сделал?

-Выбивал мороз.

- Так почему же Мороз его не смог заморозить?

кто выиграл спор? Почему? Мороз Синий-нос, потому, что топор лучше шубы греет.

Какой пословицей заканчивается сказка?

Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

Цифровой диктант. (один ученик возле доски)

- Два Мороза были родными братьями. 1

- Синий нос – это старший брат. 1

- Младший брат – Красный нос – погнался за купцом 0

- Купец не замёрз, его спасла шуба. 0

- Дровосек бежал за санями, чтобы согреться. 1

- Красный нос заморозил дровосека. 0

Физминутка

Я – Мороз Красный Нос

Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)

Братья меж собой родные

Мы Морозы удалые (приседают в присядку)

Землю снегом мы укроем (имитируют движения)

Через речку мост построим

Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)

Коль на улице мороз.(растирают)

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Характеристика героев.

Работа в группах.
- Давайте теперь попробуем охарактеризовать каждого героя. (слайд 8)

1 группа: найдите и подчеркните слова, которые характеризуют купца. (снежок)

2 группа: найдите и подчеркните слова, которые характеризуют крестьянина(снежок)

3 группа: найдите и подчеркните слова, которые характеризуют Мороза – Синего носа –

4 группа: найдите слова, которые характеризуют Мороза - Красного Носа

(Слова на карточках у всех четырёх групп одинаковые : младший, глупый, весёлый, старший, мудрый, находчивый, богатый, ленивый, тепло одет, бедный , трудолюбивый )

-Ребята, вы согласны с товарищами ?

-Назовите слова-антонимы. Для чего их употребляют в речи? (Чтобы сравнить и противопоставить характеры героев)

3. Работа с пословицами.

Собери пословицу и соотнеси её со смыслом сказки (дети получают конверт со словами пословиц:

ТОПОР ЛУЧШЕ ШУБЫ ГРЕЕТ

МОРОЗ НЕ ВЕЛИК , ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ
У РАБОТАЮЩЕГО В РУКАХ ДЕЛО ОГНЁМ ГОРИТ

БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ

ГДЕ ТЕПЛО , ТАМ И ДОБРО

Дети зачитывают составленные пословицы и объясняют их смысл, отмечая соотносится она с текстом сказки или нет.

ПРОВЕРКА

-Какая пословица встретилась в сказке?

-Кто её произнёс?( Старший мудрый Мороз)

-Так чему учит нас сказка "Два Мороза"? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

-В каких словах скрыта главная мысль сказки?

4.Творческое задание :

Подобрать отрывки к иллюстрациям сказки и прочитать их.

5.Чтение цепочкой

-Какую забаву придумали Морозы ? Прочитайте этот отрывок с учебника по ролям(использую шапочки)

-Кто выиграл спор?

Прочитайте.

6. Круг Вена







VI. Итог урока

– Чему же эта сказка учит? (Не быть ленивым, тогда и любой мороз не страшен.) А теперь давайте ещё раз проверим, как вы запомнили эту сказку. Если вы были внимательными, то должно получиться слово, которое мне очень хочется сказать в конце нашего урока.

Тест:

1. Что решили сделать братья морозы?

в) порезвиться

с) позабавиться

2. Богатый купец ехал

п) с колокольчиками

м) с бубенчиками

3. За кем побежал младший брат Мороз Красный нос?

и) за охотником

а) за дровосеком

4. За кем побежал старший брат - Мороз синий нос?

п) за князем

с) за купцом

5. Какая у купца была шуба?

и) медвежья

у) лисья

6. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

б) поленом

т) палкой

6. Что, по мнению старшего брата, Мороза - Синего носа, лучше шубы греет?

е) печка

о) топор

Проверка теста по образцу.( спасибо.)

Снежки

-Посмотрите, как много снежинок мы поймали!

- Я хочу вам сказать «спасибо» за урок! Зима тоже благодарит вас.

– Актуальна ли тема сказки в наши дни?

Оценка ответов учащихся. (Подсчёт снежинок)

РЕФЛЕКСИЯ:

Вспомните , мы с вами выполнили всё , что запланировали ?

Читали, пересказывали . читали по ролям ,характеризовали героев ,подбирали пословицы, определили главную мысль сказки.

КАКУЮ ПОСЛОВИЦУ МЫ ПОДТВЕРДИЛИ ?(Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок)

-Мы достигли поставленных целей?

- Выбери и продолжи любое предложение..

- На сегодняшнем уроке я узнал…….

- На этом уроке я похвалил бы себя за …..

- - Сегодня я сумел…………

VII. Домашнее задание.

отвечать на вопросы с.202.






младший, глупый, весёлый, старший, мудрый, находчивый, богатый, ленивый, тепло одет, бедный , трудолюбивый.


младший, глупый, весёлый, старший, мудрый, находчивый, богатый, ленивый, тепло одет, бедный , трудолюбивый.


младший, глупый, весёлый, старший, мудрый, находчивый, богатый, ленивый, тепло одет, бедный , трудолюбивый.


младший, глупый, весёлый, старший, мудрый, находчивый, богатый, ленивый, тепло одет, бедный , трудолюбивый.


*Число простуд заметно снижается во время сильных морозов.


*Мороз — это понижение температуры воздуха ниже 0 °C.


*Достаточно в мороз ежедневно совершать часовые прогулки, и вы станете более устойчивы к стрессу.


*Заниматься спортом или тяжелой физической работой в очень холодную погоду вредно для здоровья. 


*Новогоднее чудо невозможно представить без Деда Мороза,


*Послушным детям Мороз носит подарки, а лентяев мог ударить по лбу посохом. 

*Настоящий Дед Мороз не замораживает сердца, а растапливает их.








Р

А

О

Д

О

В

А

М

З


6

3

7

1

5

2

9

4

8









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка урока по литературному чтению Русская народная сказка "Два Мороза"

Автор: Демиденко Ирина Константиновна

Дата: 28.01.2019

Номер свидетельства: 497545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства